Апелляционное определение Нижегородского областного суда
от 7 октября 2014 г. N 33-8467/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д. судей: Башаркиной Н.Н., Козлова О.А.
при секретаре судебного заседания Евдокимовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н. дело по апелляционной жалобе Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей", на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 июня 2014 года по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о защите прав потребителей, установила:
Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" (далее НООО "Комитет по защите прав потребителей") обратилось в суд с иском к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о признании противоправными действий ответчика по взиманию платы за электроэнергию, потребляемые на общедомовые нужды, с потребителей-собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, где избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья и об обязании прекращения данных противоправных действий.
В обоснование исковых требований истец указал, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирные дома г. Дзержинска коммунального ресурса электрической энергии.
Управляющие компании г. Дзержинска - исполнители коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирных домов. Жители этих домов - потребители услуги. В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН (общедомовые нужды)), которую жильцы многоквартирных домов обязаны вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а управляющие компании, в свою очередь, рассчитываться с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" за потребленную многоквартирными домами электроэнергию. Ответчик не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению домов г. Дзержинска, ответчик не является управляющей организацией домов, а также не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, в связи с чем не вправе выставлять счета за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома - потребителям соответствующей коммунальной услуги. Расчет размера платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, относится к обязанностям управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. В этой связи оплату использованной на общедомовые нужды электроэнергии и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях энергосбытовая организация вправе получать только с управляющей организации, а не с потребителей коммунальной услуги. В свою очередь, расходы на общедомовые нужды управляющей организации при обосновании их возникновения подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 года исковые требования были удовлетворены частично.
ОАО "Нижегородская сбытовая компания" запрещено взимать плату и выставлять квитанции, предъявляемые для оплаты услуг за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах г. Дзержинска Нижегородской области, которыми избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья.
В остальной части иска отказано.
С ОАО "Нижегородская сбытовая компания" взыскана госпошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 года указанное решение изменено, резолютивная часть решения изложена следующим образом: "Исковые требования Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Запретить ОАО "Нижегородская сбытовая компания" начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых для оплаты потребителям услуг энергоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области - собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г. Дзержинска Нижегородской области, которыми избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
В остальной части исковых требований Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" отказать.
Взыскать с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей".
Ответчик подал на указанные решение и апелляционное определение суда кассационную жалобу, в которой просил отменить судебные постановления, как незаконные и необоснованные.
Постановлением Президиума Нижегородского областного суда от 14 мая 2014 года решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 августа 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24 декабря 2013 года по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Нижегородская сбытовая компания" о защите прав потребителей, отменено.
Дело направлено на новое рассмотрение в Дзержинский городской суд Нижегородской области в ином составе суда.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" в интересах неопределенного круга лиц отказано.
В апелляционной жалобе НООО "Комитет по защите прав потребителей" просит отменить решение суда как незаконное ввиду нарушения норм материального права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
Судебной коллегией установлено, что в г. Дзержинске Нижегородской области жителями города, которыми избрана форма управления многоквартирными домами - управление управляющими организациями, а также созданы товарищества собственников жилья, с управляющими компаниями заключены договоры управления многоквартирными домами, частью жителей города избрана форма управления - непосредственное управление многоквартирными домами, при этом заключены договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с обслуживающими организациями.
По условиям договоров управления управляющие компании обязаны предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение, для чего от имени собственников и по их поручению заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на снабжение коммунальными услугами; информировать собственников помещений о заключенных договорах, о порядке оплаты коммунальных и иных услуг, принимать от собственников плату за содержание и ремонт жилого помещения, производить корректировку размера платы, в том числе за электроэнергию, предоставлять платежные документы.
Договоры энергоснабжения в 2012 году заключены ОАО "Нижегородская сбытовая компания" не со всеми управляющими компаниями, а именно: ООО "С", ООО "УК О", ООО "К", ООО "П", ООО "Д", с другими управляющими организациями договоры энергоснабжения не заключены.
С 01 октября 2012 года ОАО "Нижегородская сбытовая компания" производит расчет и предъявление квитанций на оплату услуг электроснабжения на общедомовые нужды жителям г. Дзержинска Нижегородской области.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из изложенного следует что, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.
В силу п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 19 Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Пунктом 8 Правил определено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно п. 14 Правил, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 15 Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
В соответствии с буквальным толкованием указанных норм следует, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу п. 8 Правил, ресурсоснабжающая организация (в данном случае - ОАО "НСК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг, и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике").
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст.ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация, в данном случае, до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Данные выводы соответствуют требованиям ст.ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (о предоставлении потребителям информации об услугах) и положениям п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, п.п. "з" п. 31, п. 69 указанных выше Правил.
На основании изложенных норм права и фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика по взиманию платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, в многоквартирных домах, где избран способ управления - управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья в отсутствии заключенных договоров противоправными, и для обязания ОАО "Нижегородская сбытовая компания" указанные действия прекратить.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что они соответствуют материалам и обстоятельствам дела. Суд определил значимые для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку, правильно сослался на нормы материального права и не допустил нарушения норм гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, определила:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 7 октября 2014 г. N 33-8467/2014
Текст определения официально опубликован не был