В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" в целях создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их полноценного участия в жизни общества
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса.
2. Департаменту по информационному обеспечению и связям с общественностью администрации города Арзамаса (Кабанов В.Г.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальных средствах массовой информации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам Мумладзе Н.В.
Глава администрации города Арзамаса |
Н.А. Живов |
Положение
об организации инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса
(утв. постановлением администрации города Арзамаса от 17 ноября 2014 г. N 1995)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса (далее - Положение) определяет основы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья) (далее - дети с ОВЗ) в образовательных организациях города Арзамаса.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
1.3. Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в образовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
1.4. Настоящее Положение регулирует отношения в сфере образования, возникающие в связи с реализацией права на получение инклюзивного образования и создания необходимых условий для получения качественного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.4. Внедрение инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ОВЗ.
1.5. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательных организациях города Арзамаса может реализовываться через следующие модели:
- полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают образовательные организации наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
- частичная инклюзия - дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением образовательной организации и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и учебные дисциплины по включению детей-инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование по согласованию с родителями (законными представителями).
- внеурочная инклюзия - дети с ОВЗ, обучаются только на дому и посещают кружки, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в образовательной организации по согласованию с родителями (законными представителями).
II. Основная цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Цель инклюзивного образования - обеспечение равного доступа к образованию детей с ОВЗ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
2.2. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- создание условий для освоения обучающимися с ОВЗ образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, реализуемых образовательной организацией;
- координация взаимодействия специалистов разного профиля и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
- создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
III. Организация инклюзивного образования
3.1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, либо рекомендаций, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
3.2. Образовательные организации:
3.2.1. Выявляют особые образовательные потребности и индивидуальные возможности детей с ОВЗ.
3.2.2. Создают необходимые условия для получения образования и воспитания детьми с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
3.2.3. Реализуют основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития.
3.2.4. Обеспечивают:
- выполнение мероприятий по созданию равного доступа детям с ОВЗ к обучению и воспитанию (оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, компьютерным оборудованием и др.);
- укомплектованность специалистами, имеющими уровень квалификации, достаточный для осуществления обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения этой категории детей;
- систематическое комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
3.2.5. Оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) по запросам.
3.2.6. Организуют и проводят мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
3.2.7. Выявляют потребность дополнительного профессионального образования педагогических работников и формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации или профессиональную переподготовку по вопросам инклюзивного образования и направляют ее в департамент образования администрации города Арзамаса.
3.2.8. Организуют при необходимости работу воспитателей (тьюторов), обеспечивающих сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
3.2.9. Разрабатывают локальные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования, индивидуальные учебные планы на каждого ребенка с ОВЗ;
IV. Организация образовательного процесса
4.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
4.2. Дети с ОВЗ имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
4.3. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений учащихся.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2. Специфика образовательного процесса состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ.
4.3. Режим работы образовательной организации при организации инклюзивного образования по пятидневной или шестидневной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно.
4.5. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях осуществляется по учебникам, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
4.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация детей с ОВЗ проводится в соответствии с локальными актами образовательной организации.
4.7. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
4.8. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.
4.9. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
V. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
5.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательных организациях осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом (далее - ПМПк).
5.2. Специалисты ПМПк:
- осуществляют психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- проводят предварительную работу со всеми участниками образовательных отношений, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями, указанными в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- осуществляют анализ выполнения рекомендаций всеми участниками образовательных отношений.
5.3. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение адаптированных основных образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМП(к).
VI. Кадровое обеспечение образовательного процесса
6.1. Для работы с детьми с ОВЗ привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Педагоги должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.
6.2. В штатное расписание образовательной организации вводятся ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога (с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ).
6.3 В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание образовательной организации ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.
VII. Финансирование инклюзивного обучения
7.1. Финансирование образовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование детей с ОВЗ, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
7.2. Размер доплат и надбавок педагогам, осуществляющим коррекционную работу, устанавливается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с положением об оплате труда работников образовательной организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Арзамаса Нижегородской области от 17 ноября 2014 г. N 1995 "Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был