Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 22 сентября 2014 г. N 666-ФАС52-07/14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Швецова О.Ю. - член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Михайлова Н.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 666-ФАС52-07/14, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" (юридический адрес: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д. 9а) по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 14, пункта 8 статьи 7, статьи 8 Федерального закона "О рекламе", в присутствии представителя ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" по доверенности от 17.04.2014 г. - Е., представителя ООО "Могута" по ордеру от 09.09.2014 г. N 59 В., установила:
Нижегородским УФАС России в соответствии с Приказами руководителя Нижегородского УФАС России от 27.02.2014 г. N 39 "О проведении планового контрольного мероприятия" и от 28.03.2014 г. N 94 "О продлении сроков контрольного мероприятия" проведено плановое контрольного мероприятия по проверке соблюдения ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
В соответствии с Актом проверки от 11.04.2014 г. в действиях Телерадиокомпании "ННТВ" по распространению рекламы в период с 24 февраля по 02 марта 2014 г. выявлены признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
17.06.20134# г. в отношении рекламораспространителя - ГБУ "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" возбуждено дело N 666-ФАС52-07/14.
Заслушав доводы представителей ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
1. Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в период с 24 февраля по 02 марта 2014 года Телерадиокомпания "ННТВ" осуществляла размещение в телевизионном эфире программ, в которых под видом информационных сообщений транслировались рекламные сообщения в телепередачах "Идеальное решение", "Автодвижение", "Чего хотят женщины", "Городской маршрут", "Реальные новости".
Так, под видом информационных сообщений в телепередаче "Идеальное решение", транслировавшейся 24.02.2014 г. в 22.30 часов, рекламировались: "Нижегородская строительная компания "Экор", мебельный салон "Skalmi", сеть салонов "Тайрай. Массаж и спа", ювелирный салон "Гранат", кафе "Mona Lisa", City-кафе "Garden", ресторан "Килиманджаро".
Под видом информационных сообщений в телепередаче "Чего хотят женщины", транслировавшейся 01.03.2014 г. в 10.00 часов, рекламировались магазины "Школьный сад", "Садовод", Клуб природного земледелия "Сияние", салон красоты "Coctail", салон "Исландский трикотаж", магазин "Кожанные перчатки".
Под видом информационных сообщений в телепередаче "Автодвижение", транслировавшейся 24.02.2014 г. в 22.00 часов, рекламировались "Центр установки глушителей", "Evroчехлы", компания "Новое Афонино".
Под видом информационных сообщений в телепередаче "Городской маршрут", транслировавшейся 02.03.2014 г. в 11.00 часов, рекламировались "Центр красоты и здоровья", "Фирма "Армор Групп", "Нижегородская индустриальная компания".
Под видом информационных сообщений в телепередаче "Реальные новости", транслировавшейся 27.02.2014 г. в 22.15 часов, рекламировались "Центр международного обмена", "Шаман клуб", фитнес-клуб "Elite Sport", медицинский центр "Соло".
Сообщения Нижегородской строительной компании "Экор", мебельного салона "Skalmi", сети салонов "Тайрай. Массаж и спа", ювелирного салона "Гранат", кафе "Mona Lisa", City-кафе "Garden", ресторана "Килиманджаро", магазинов "Школьный сад", "Садовод", Клуба природного земледелия "Сияние", салона красоты "Coctail", салон "Исландский трикотаж", магазина "Кожанные перчатки", "Центра установки глушителей", "Evroчехлы", компании "Новое Афонино", "Центра красоты и здоровья", "Фирмы "Армор Групп", "Нижегородской индустриальной компании", "Центра международного обмена", "Шаман - клуба", фитнес-клуба "Elite Sport", медицинского центра "Соло" являются рекламой, так как отвечают определению, указанному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ориентированы на неопределенный круг лиц и направлены на мотивацию потребителей рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложенными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
В указанных передачах сообщение о последующей трансляции рекламы отсутствовало.
Таким образом, отсутствие предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы в телепередачах "Идеальное решение", "Чего хотят женщины", "Автодвижение", "Городской маршрут", "Реальные новости", распространенной 24.02.2014 г., 27.02.2014 г., 01.03.2014 г. и 02.03.2014 г. противоречит требованиям части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
15% времени вещания в течение часа составляет 9 минут или 540 секунд.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 24 февраля 2014 г. в 22 ч. 00 мин. транслировалась телепередача "Автодвижение", следующего содержания:
1) Рекламный блок в начале телепередачи (ООО "Олимп Авто"; авто-центр "Орион" на пр. Гагарина) продолжительностью 30 сек.;
2) Информационный сюжет "Полицейский разворот" на автомобиле "Лада-Приора", который содержит информацию об автомобиле "Лада-Приора" тест-драйв. В конце сюжета размещена реклама о продавце автомобилей "Лада-Приора" в Нижнем Новгороде компании ООО "ТСС-Авто" продолжительностью 10 сек.;
3) Реклама автомобиля "Лада-Приора", его качественных характеристик, комплектаций, акций и скидок, устанавливаемых продавцом автомобилей в Нижнем Новгороде - ООО "ТСС-Авто". В конце сюжета заставка с рекламой продавца - ООО "ТСС-Авто". Общая продолжительность 1 мин. 10 сек.;
4) Информационный сюжет "ремонт и замена глушителей автомобиля" содержит информацию об услуге замены и ремонта глушителей в "Центре установки глушителей". В конце сюжета размещена реклама "Катализаторы. Центр установки глушителей" пр. Ленина, 27/1, т.: 258-53-17" продолжительностью 10 сек.;
5) Реклама группы компаний "Жилищный ответ" о продаже жилых домов в деревне Крутая и деревне Опалиха. В начале и в конце сюжета размещена заставка следующего содержания: "группа компаний "Жилищный ответ" готовые дома по выгодным ценам (831) 417-94-10, www.otvetnn.ru". Продолжительность 5 мин. 10 сек.
6) Рубрика программы "Блондинка за рулем".
6.1) Рекламный блок: ТЦ "КУБ" Ивановский текстиль; кухни "Лорена"; магазин одежды "IVAGIO" (ООО "Интерком"); магазин "Охота и Рыбалка"; ООО "Олимп Авто". Продолжительность рекламы 1 мин. 45 сек.
6.2) Реклама "Еврочехлы" о покупке еврочехлов на мягкую мебель. В конце размещена заставка с указанием мест размещения магазинов, телефона и адреса в Интернете. Продолжительность 1 мин. 05 сек.;
6.3) Реклама бутика верхней одежды "VAI VAI" в ТЦ "Аврора" продолжительностью 1 мин. 10 сек.;
6.4) Реклама мужских и женских перчаток в магазине "Парад аксессуаров" продолжительностью 2 мин. 20 сек.;
6.5) Реклама зоомагазина "Лапушки" продолжительностью 2 мин.;
6.6) Реклама кафе узбекской кухни "Чайхана" (спонсор рубрики ООО "Исток") продолжительностью 2 мин. 05 сек.;
6.7) Реклама поселка "Новое Афонино" Сюжет о продаже домов и земельных участков в деревне Анкудиновка, в конце сюжета размещена вставка с указанием компании, телефона и адреса. Продолжительность 1 мин. 45 сек.
24 февраля 2014 года в 22 ч. 30 мин. транслировалась телепередача "Идеальное решение". Телепередача содержит следующие рекламные сообщения:
1) реклама спонсора ООО "Могута" продолжительностью 10 сек.;
2) реклама ООО "Могута" о проектировании и строительстве деревянных домов, продолжительностью 1 мин. 55 сек.;
3) реклама Нижегородской строительной компании "ЭКОР" о проектировании и строительстве деревянных домов, продолжительностью 1 мин. 25 сек.;
4) реклама мебельного салона "SKALMI", в конце вставка с указанием продавца, адреса и телефона. Продолжительность 1 мин.;
5) реклама студии мебели "А'ЭЛИТА" продолжительностью 10 сек.;
6) реклама медицинской клиники "ОНЛИ КЛИНИК", в конце вставка с указанием адреса и телефона клиники. Продолжительность 2 мин. 45 сек.;
7) реклама салона массажа и СПА "ТАЙРАЙ". продолжительность 1 мин. 45 сек;
8) реклама ювелирного салона "Гранат" продолжительностью 2 мин.;
9) реклама ресторана "Белый волк" продолжительностью 1 мин. 30 сек.;
10) реклама кафе "Mona Lisa" продолжительностью 1 мин. 30 сек.;
11) реклама кафе "Garden CITY" продолжительностью 1 мин. 30 сек.;
12) реклама ресторана "Килиманджаро" продолжительностью 10 сек.;
13) В конце программы размещен рекламный блок спонсоров: Центра парикмахерского искусства "КУАФЮР-НН", бутика "VAN Laack", бутика "Салон ЖЕНЕВА", компании "Могута". Общая продолжительность 1 мин. 30 сек.
Общая продолжительность рекламы в одном эфирном часе вещания 24 февраля 2014 года с 22-00 ч. до 23-00 ч. составляет 34 минуты 40 секунд.
В связи с этим, превышено предельно допустимое время трансляции рекламы в одном часе вещания.
Таким образом, прерывание телепрограмм "Автодвижение" и "Идеальное решение", транслировавшихся 24.02.2014 г., рекламой более 15% времени вещания в течение часа противоречит требованиям части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
3. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 14 ФЗ "О рекламе" не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
Согласно Эфирной справки за 24.02.2014 г. в период с 18.00 часов до 18.15 часов транслировалась телепередача "Жизнь в деталях". Телепередача "Жизнь в деталях" состояла из сюжетов, прерываемых рекламой магазина ООО "Гастроном N 1" и рекламой о продаже земельных участков и готовых домов в деревне Анкудиновка (Новое Афонино) ИП Жихарин А.Н.
Согласно Эфирной справки за 02.03.2014 г. телепередача "Жизнь в деталях", транслируемая в период с 12.05 часов до 12.20 часов, также прерывалась рекламным блоком.
Время в эфире телепередачи "Жизнь в деталях" - 15 минут.
Таким образом, прерывание рекламой телепередачи "Жизнь в деталях", транслировавшейся 24.02.2014 г. продолжительностью менее чем 15 минут, противоречит требованиям пункта 2 части 4 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
4. В соответствии со статьей 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 24 февраля 2014 г. в 22.30 часов транслировалась телепередача "Идеальное решение". В конце программы (22 ч. 49 мин.) размещен рекламный блок с рекламой ресторана "Килиманджаро" следующего содержания: "Ресторан "Килиманджаро" г. Нижний Новгород, ул. Семашко, 37, 2 этаж. Бизнес-центр "Семашко, 37" 20-10-512; 423-28-08 (доставка).
В рекламном сообщении содержится информация о дистанционном способе продажи товара (доставка), но отсутствует информация о юридическом лице, оказывающее данную услугу (наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица).
Таким образом, рекламное сообщение ресторана "Килиманджаро", распространенное 24 февраля 2014 года, противоречит требованиям статьи 8 ФЗ "О рекламе".
5. В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
В конце телепередачи (22ч. 47 мин.) "Идеальное решение", транслировавшейся 24 февраля 2014 г. в 22.30 часов, размещена реклама кафе "Mona Lisa", следующего содержания: "К вашим услугам всегда есть кальянcaf
"Mona Lisa", ул. Березовская, д. 64, тел.274-48-00
". Сообщение содержит рекламу кальяна.
Таким образом, реклама кафе "Mona Lisa", распространенное 24 февраля 2014 года, противоречит требованиям пункта 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 7, 8 и 14 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со Свидетельством о регистрации СМИ ЭЛ N ТУ 52-0603 от 21 февраля 2012 года, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области, телерадиокомпания "ННТВ" зарегистрирована в качестве средства массовой информации, форма периодического распространения - телепрограмма, территория распространения - Нижегородская область; тематика и специализация - общественно-политическая, образовательная, коммерческие и развлекательные программы, художественные фильмы, реклама в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учредителем является Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ".
Реклама в телевизионном эфире телерадиокомпании "ННТВ" распространялась на основании договоров:
- N 103 от 19.08.2013 г., заключенным с ООО "Могута", на размещение в телевизионном эфире программы "Идеальное решение";
- N 105 от 20.08.2013 г., заключенным с ООО "КА-Медиа", на размещение в телевизионном эфире программы "Автодвижение";
- N 97 от 16.08.2013 г., заключенным с ООО "Планта", на размещение в телевизионном эфире программы "Чего хотят женщины";
- N 078 от 17.07.2013 г., заключенным с ООО "Белый лев", на размещение в телевизионном эфире программы "Городской маршрут";
- N 076 от 17.07.2013 г., заключенным с ООО "Белый лев", на размещение в телевизионном эфире программы "Реальные новости".
Следовательно, рекламораспространителем рекламных сообщений является ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ".
В ходе рассмотрения дела представитель ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" сообщил, что согласно лицензионного соглашения от 19.08.2013 г. N 104 ООО "Могута" передало в пользование ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" аудиовизуальные произведения, объединенных в цикл телевизионных передач под названием "Идеальное решение" для сообщения в эфир, по кабелю, черед интернет, фрагментарного использования каждого произведения. У телекомпании отсутствуют права по изменению переданных аудиовизуальных произведений. Таким образом, по мнению представителя телекомпании "ННТВ", ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7, статьи 8 Федерального закона "О рекламе" в части распространения в телепередаче "Идеальное решение" рекламы кафе "Mona Lisa", содержащей рекламу кальяна, и рекламы ресторана "Килиманджаро", в которой отсутствует информация о юридическом лице, оказывающем услугу при дистанционном способе продажи товара, должно нести ООО "Могута".
Представитель ООО "Могута" в ходе рассмотрения дела сообщил, что согласно лицензионного соглашения от 19.08.2013 г. N 104 ООО "Могута" представило ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" аудиовизуальные произведения под общим названием "Идеальное решение", содержащее рекламу отдельных организаций. Между тем, ООО "Могута" не заключало договоров на распространение рекламы кафе "Mona Lisa" и ресторана "Килиманджаро".
Выслушав мнение сторон, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выделить в отдельное производство дело в отношении ООО "Могута" по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, статьи 8 Федерального закона "О рекламе" в части рекламного сообщения кафе "Mona Lisa", содержащего рекламу кальяна, и рекламного сообщения ресторана "Килиманджаро", в котором отсутствует информация о юридическом лице, оказывающем услугу при дистанционном способе продажи товара.
Таким образом, реклама, распространенная ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" в период с 24 февраля по 02 марта 2014 года в эфире Телеканала "ННТВ", противоречит требованиям частей 1 и 3 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия, решила :
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" в период с 24 февраля по 02 марта 2014 года в эфире Телеканала "ННТВ", поскольку она противоречит требованиям частей 1 и 3 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
2. Выделить из дела N 666-ФАС52-07/14, возбужденного в отношении ГБУ НО "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ", в отдельное производство дело отношении ООО "Могута" по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, статьи 8 Федерального закона "О рекламе" в части рекламного сообщения кафе "Mona Lisa", содержащего рекламу кальяна, и рекламного сообщения ресторана "Килиманджаро", в котором отсутствует информация о юридическом лице, оказывающем услугу при дистанционном способе продажи товара.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
С.В. Смирнов |
Члены Комиссии |
О.Ю. Швецова Н.В. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 22 сентября 2014 г. N 666-ФАС52-07/14
Текст решения официально опубликован не был