Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Достигнутые результаты улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, имеющиеся проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и намечаемые меры по их решению
3.1. Анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области в 2016 году выполнены поставленные задачи, что выразилось в достижении количественных показателей деятельности:
- удельный вес населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, составил 95,1% (2015 год - 93,5%);
- удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, - 2,4% (2015 год - 3,9%);
- удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, - 10,8% (2015 год - 10,1%);
- сокращение количества источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным требованиям, до 14,9% (2015 год - 14,9%);
- доля проб с превышением ПДК загрязняющих веществ в целом по области составила 0,14%, что ниже уровня предыдущего года на 0,15%;
- не было отмечено проб атмосферного воздуха, превышающих более 5 ПДК;
- было рассмотрено 92 проекта организации СЗЗ, в 2015 году было рассмотрено 82 проекта СЗЗ;
- увеличился удельный вес предприятий, имеющих согласованные проекты СЗЗ, который составил 49,3%, что на 3,7% больше, чем в 2015 году;
- из СЗЗ было выведено 1154 человека;
- уменьшилось количество организованных санкционированных и несанкционированных свалок ТКО до 45 в 2016 против 51 в 2015 году;
- улучшилось качество почвы Нижегородской области по всем показателям;
- доля неудовлетворительных исследований проб почвы по санитарно-химическим показателям уменьшилась до 6,29% (в 2015 г. - 11,8%);
- доля проб почвы селитебной зоны с превышением гигиенических нормативов по содержанию тяжелых металлов снизилась на 32,7%;
- доля проб почвы селитебной зоны, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составила до 9,1% (в 2015 г. - 10,5%);
- доля проб почвы селитебной зоны, не отвечающих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям, составила 0,37% (в 2015 г. - 1,24).
В результате проведенной работы в 2016 г. на промышленных предприятиях и предприятиях сельского хозяйства:
- продолжилось снижение удельного веса объектов III группы, относящихся по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия к крайне неудовлетворительным, с 7,4% до 7%;
- снизился удельный вес рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по таким видам исследований, как уровень шума, вибрации, искусственной освещенности, электромагнитные поля на рабочих местах пользователей ПЭВМ, в 1,1 - 3 раза;
- уменьшился удельный вес проб воздуха рабочей зоны с превышением ПДК, в том числе и по веществам 1 - 2 классов опасности;
- снизился интенсивный показатель профессиональной заболеваемости в расчете на 10000 работающих с 1,19 в 2015 г. до 0,86 в 2016 г.;
- уменьшился удельный вес лиц с утратой трудоспособности вследствие профессионального заболевания - 4,8% (2015 г. - 9,8%);
- не зарегистрированы профессиональные отравления с летальным исходом;
- увеличилась выявляемость профпатологии в ходе проведения периодических медицинских осмотров осталась на уровне прошлого года с 79% до 82,2%;
- увеличилось количество применяемых составов по мерам административного воздействия в случае выявления нарушений на предприятиях промышленности и сельского хозяйства до 13;
- увеличилась средняя сумма наложенного штрафа с 4562 рублей до 6929,5 рубля.
В результате проведенной работы в 2016 г. средняя годовая эффективная доза на одного жителя области за счет медицинского облучения составила - 0,37 мЗв (в среднем по РФ - 0,49 мЗв). Областная средняя эффективная доза за одну рентгеновскую процедуру (0,23 мЗв) уменьшилась по сравнению со среднероссийским показателем (0,26 мЗв).
Индивидуальным дозиметрическим контролем охвачено 100% работающих с источниками ионизирующего излучения. Средняя годовая индивидуальная доза облучения персонала группы "А" по области составляет 0,58 мЗв, что ниже среднереспубликанского показателя - 1,3 мЗв.
Целенаправленная совместная работа Управления с органами исполнительной власти и местного самоуправления позволила обеспечить следующие ожидаемые результаты:
- увеличение охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных организаций Нижегородской области увеличился по сравнению с 2015 годом с 85,6% и составил в 2016 г. - 86,6%, охват горячим питанием учащихся начальных классов остался на уровне прошлого года и составил 96% (РФ - 96,3% в 2015 г.);
- увеличение удельного веса детей, получивших выраженный оздоровительный эффект в организациях отдыха и оздоровления, на протяжении последних трех лет имеет положительную динамику и с 90,2% в 2014 году повысился в 2016 году до 93,1% (РФ - 94%);
- стабильно низкий удельный вес объектов 3 группы остается на уровне 0,3 - 0,1%, удельный вес объектов 1 группы на протяжении 3 лет сохраняется на уровне 54 - 56%.
Достигнутые результаты по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в сфере эпидемиологической безопасности
Последовательно осуществляемый комплекс мер, направленный на снижение инфекционной заболеваемости, позволил снизить и стабилизировать заболеваемость по 26 нозологическим формам, по 19 - случаи заболевания не регистрировались, в том числе вакциноуправляемым (корь, краснуха, эпидемический паротит). Отмечено снижение заболеваемости в 2 раза острым вирусным гепатитом А, в 1,5 раза ВГВ, на 6% сальмонеллезом, на 7% туберкулезом, на 22% ВИЧ-инфекцией, в 1,3 раза ГЛПС, на 27% педикулезом, в 1,4 раза болезнью Лайма. По сравнению с 2015 годом снизилось с 18 до 13 число инфекций, по которым зарегистрирован рост заболеваемости.
Таблица 95
|
Снижение заболеваемости 24 |
Стабилизация заболеваемости 2 |
Рост заболеваемости 13 |
Не регистрировалась заболеваемость 19 |
1. |
Сальмонеллез на 6% |
ОВП |
ОКИ не установленной этиологии 2% |
Брюшной тиф |
2. |
Дизентерия на 17% |
Листериоз |
ОКИ установленной этиологии на 6% |
Паратиф А.В.С |
3. |
ОГВ в 1,5 раза |
|
Клещевой энцефалит 3 сл. против 1 |
Корь |
4. |
ОГС в 1,4 раза |
|
Туляремия 5 сл. |
Холера |
5. |
ВГА в 2 раза |
|
Коклюш на 25% |
Полиомиелит |
6. |
Хронические гепатиты на 8% |
|
ОРВИ 11% |
Дифтерия |
7. |
ВИЧ-инфекция на 17% |
|
Грипп в 11 раз |
СВК |
8. |
Туберкулез на 9% |
|
Внебольничные пневмонии 28% |
Краснуха |
9. |
Менингококковая инфекция в 1,6 раза |
|
Микроспория на 5% |
Криптоспоридиоз |
10. |
Чесотка в 1,6 раза |
|
Серозный менингит рост в 4 раза |
Сибирская язва |
11. |
Педикулез на 27% |
|
ЭВИ 3 раза |
Бруцеллез |
12. |
Инфекционный мононуклеоз на 2% |
|
Малярия 4 сл. против 2 |
Лептоспироз |
13. |
ГЛПС в 1,3 раза |
|
Цитомегаловирусная инфекция на 11% |
Трихофития |
14. |
Болезнь Лайма в 1,4 раза |
|
|
Орнитоз |
15. |
Псевдотуберкулез 2 сл. против 9 |
|
|
Риккетсиозы |
16. |
Сифилис в 1,7 раза |
|
|
Бешенство |
17. |
Гонорея в 2 раза |
|
|
Легионеллез |
18. |
Лямблиоз на 20% |
|
|
Эрлихиоз |
19. |
Токсоплазмоз в 1,6 раза |
|
|
Паротит |
20. |
Скарлатина в 1,5 раза |
|
|
|
21. |
Ветряная оспа на 27% |
|
|
|
22. |
Врожденная цитомегаловирусная инфекция 4 сл. против 5 |
|
|
|
23. |
Гемофильная инфекция 2 сл. против 9 |
|
|
|
24. |
Столбняк 1 сл. против 2 |
|
|
|
За последние три года заболеваемость вакциноуправляемыми инфекциями оставалась на спорадическом уровне, что явилось результатом достижения нормативных показателей своевременности вакцинации и ревакцинации в декретированных возрастах от 96% до 97% и соответствует индикативным показателям, кроме пневмококковой инфекции. Не регистрировались случаи заболевания дифтерией, полиомиелитом, эпидемическим паротитом, краснухой. Охват населения профилактическими прививками против гриппа возрос с 19% в 2011 году до 32,5% в 2016 году. Увеличился охват населения прививками против вирусного гепатита В лиц 18 - 35 лет с 94% в 2015 г. до 97% в 2015 г., в возрасте 36 - 59 лет с 63,7% до 74%.
Кроме того, в области проводится иммунизация против брюшного тифа, ВГА, туляремии, сибирской язвы, клещевого энцефалита, менингококковой инфекции, дизентерии, бешенства, ветряной оспы, вируса папилломы человека, желтой лихорадки, ротавирусной инфекции. Проводилась совместно с МЗ НО корректировка планов иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, что позволило увеличить план иммунизации по ПОИ и гриппу.
Основные качественные показатели эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП выполняются (количество и своевременность выявления случаев, адекватность отбора проб, своевременность доставки материала в лабораторию, качество проб и др.). Успешно завершен переход с тОПВ на бОПВ 26 апреля 2016 года. По области уничтожено 74808 доз тОПВ в 79 МО. В целях подтверждения отсутствия тОВП проведена проверка всех МО, складов на наличие остатков вакцины тОПВ. Данная работа проводилась руководством Регионального комитета по переходу с тОПВ на бОПВ и Комиссии по валидации.
Реализация комплексных планов мероприятий по санитарной охране территории Нижегородской области и г. Н.Новгорода по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на 2015 - 2019 годы в части проведения дератизационных и акарицидных обработок позволили повысить площади акарицидных обработок на 16% (2602 га), снизить в 1,3 раза заболеваемость ГЛПС и на 37% заболеваемость болезнью Лайма. Не регистрировались случаи присасывания клещей в летних оздоровительных учреждениях. Организован мониторинг за ходом вакцинации групп риска по всем природно-очаговым инфекциям, что позволило повысить охват прививками среди данной группы и не допустить случаев заболевания. В населенных пунктах площадь, охваченная дератизационными мероприятиями, по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 11,6%, кратность обработок также возросла с 9,2 в 2015 г. до 11,03 в 2016 г. Несмотря на превышение показателей заболеваемости РФ по ГЛПС в области за последние три года наметилась тенденция к ее снижению с 15,48 на 100 тысяч в 2014 году до 12,26 на 100 тысяч в 2016 году.
Отмечается стабилизация заболеваемости активным туберкулезом. В течение последних 3 лет, показатель заболеваемости снизился с 48,3 на 100 тыс. населения (2014 год) до 30,74 на тыс. населения в 2016 г. По сравнению с 2015 годом заболеваемость снизилась на 9% и ниже в 1,6 раза показателя РФ. Отмечается снижение заболеваемости туберкулезом бациллярных форм с 31,37 на 100 тыс. населения в 2014 г. до 23,42 в 2016 году.
Зарегистрировано снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией с 80,9 на 100 тысяч населения в 2014 году до 75,5 на 100 тысяч населения в 2016 году. Снизилась доля вертикального пути передачи с 0,5% в 2015 году до 0,4% в 2016 г. В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения достигнуты индикативные показатели: охват диспансеризацией ВИЧ-инфицированных граждан возрос до 87,9% в 2016 году против 86,3% в 2015 году, при индикативном не менее 80%, удельный вес лиц, обеспеченных профилактикой вертикального пути передачи ВИЧ-инфицированных беременных женщин от общего числа ВИЧ-инфицированных беременных составил 97,2% против 96,7% в 2015 году, при индикативном 85,6%, удельный вес охвата химиопрофилактикой детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, составил 98,7%, при индикативном 97%, охват пар "мать-ребенок" полной трехэтапной химиопрофилактикой составил 87,8% против 84,6% в 2015 г., при индикативном - 82%.
В 2016 году снизилось число вспышек с 57 в 2014 году до 29, количество пострадавших снизилось с 3164 до 1428 человек. Количество вспышек с воздушно-капельным путем передачи снизилось с 43 до 21 в 2016 г. Число вспышек гриппа и ОРВИ в межэпидемический период снизилось с 24 в 2014 году до 9 в 2016 году. Количество групповых очагов инфекционных заболеваний с контактно-бытовым путем передачи инфекции снизилось с 14 в 2014 году до 8 в 2016 году.
Зарегистрировано 24 вспышки, связанные с деятельностью образовательных учреждений, 1 - предприятий, 2 - ЛОУ (таб. 96). Не регистрировались вспышки в МО.
Таблица 96
Вспышки, связанные: |
Число вспышек |
||||
2016 г. |
2015 г. |
2014 г. |
2013 г. |
2012 г. |
|
среди населения |
1 |
|
|
|
|
с деятельностью предприятий |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
с деятельностью образовательных учреждений |
24 |
26 |
49 |
55 |
20 |
с деятельностью ЛОУ |
2 |
|
|
|
|
с деятельностью МО |
|
5 |
4 |
1 |
- |
с функционированием объектов коммунального хозяйства |
|
- |
- |
- |
- |
с деятельностью социальных учреждений |
|
1 |
- |
- |
2 |
прочие |
1 |
|
|
|
|
всего |
29 |
33 |
57 |
61 |
25 |
Возросла на 6% заболеваемость ОКИ установленной этиологии, что связано с предпринимаемыми мерами по улучшению этиологической расшифровки кишечных инфекций, но ниже на 27% показателя РФ (в 2014 году - 38%).
Заболеваемость внутрибольничными инфекциями осталась на уровне 2015 года и составила 0,9 на 1000 больных, пролеченных в стационарах (в 2016 году составила 1,0 на 1000 больных, пролеченных в стационарах), в т.ч. среди родильниц с 2,9 до 2,4 на 1000 родов, стабилизировалась заболеваемость среди новорожденных - 7,2 на 1000 родившихся живыми. Отмечается положительная динамика в части учета и регистрации катетер-ассоциированных инфекций кровотока. Не регистрировались случаи групповой заболеваемости гнойно-септическими инфекциями в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Снизилось с 27 в 2015 году до 17 в 2016 году число районов, которые не регистрируют послеоперационные инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.
Обеспечено проведение санитарно-карантинного контроля в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза (таблица 97).
Таблица 97
Год |
Количество лиц, прошедших санитарно-карантинный контроль |
Число выявленных лиц с подозрением на инфекционное заболевание |
Количество партий грузов, прошедших санитарно-карантинный контроль |
2014 |
314301 |
39 |
110 |
2015 |
200783 |
19 |
93 |
2016 |
59626 |
20 |
112 |
За прошедшие три года среди лиц, прошедших санитарно-карантинный контроль в ВПП "Нижний Новгород (Стригино)", инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, не выявлено. Ввоз грузов не приостанавливался.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" Управлением осуществлялся надзор, направленный на недопущение ввоза и оборота на территории Российской Федерации запрещенной продукции. При осуществлении санитарно-карантинного контроля в ВПП "Нижний Новгород (Стригино)" запрещенной к ввозу продукции не выявлено.
Обеспечено межведомственное информационное взаимодействие государственных контрольных органов, осуществляющих контрольные функции в ВПП "Нижний Новгород (Стригино)", и оперативное доведение информации о вводимых запретах и ограничениях Роспотребнадзором или санитарно-эпидемиологическими службами других государств - членов Таможенного союза и рисках возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
В 2016 году в Нижегородской области медицинское освидетельствование прошли 37760 иностранных граждан (в 2015 году - 38582, в 2014 - 29590).
Выявлено 126 больных инфекционными заболеваниями (в 2015 - 149, в 2014 - 195), представляющими опасность для окружающих и являющимися основанием для принятия решения о нежелательности их пребывания в Российской Федерации, в том числе 28 ВИЧ-инфицированных, 22 больных туберкулезом, 76 человек, больных сифилисом. Прошли полный курс лечения и сняты с учета 54 больных сифилисом.
Показатель выявляемости ВИЧ-инфекции на 100 тыс. обследованных в 2016 году снизился по сравнению с 2015 годом и составил 74,2 (2015 год - 90,0; 2014 год - 121,7).
Показатель выявляемости заболевания туберкулезом составил 58,2 (2015 - 60,0; в 2014 году - 131,8), показатель выявляемости заболевания сифилисом за 2016 год составил 201,3 (2015 - 250,0; 2014 год - 405,5).
Увеличилось число иностранных граждан, больных туберкулезом, проходящих лечение в противотуберкулезных учреждениях Нижегородской области. Из 22 выявленных в 2016 году иностранных граждан, больных туберкулезом, 3 прошли курс лечения, 12 - продолжают лечение.
В связи с уклонением от лечения или иной невозможностью прохождения лечения в отношении 49 граждан подготовлены и направлены в Роспотребнадзор проекты решений о нежелательности пребывания иностранных граждан в РФ, в том числе: 20 - на ВИЧ-инфицированных иностранных граждан, 7 - на больных туберкулезом, 22 - на больных инфекциями, передающимися преимущественно половым путем. По итогам года из них утверждено 26 решений (таблица 98).
Всего за период 2016 года в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступили 43 утвержденных решения, направленных ранее Управлением в Роспотребнадзор (в т.ч. в 2015 году). В рамках информационного взаимодействия с ГУ МВД России по Нижегородской области установлено, что 50% иностранных граждан, в отношении которых приняты решения о нежелательности пребывания, в 2016 году самостоятельно покинули территорию РФ.
Таблица 98
Год |
Подготовлено проектов решений о нежелательности пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации |
Доля принятых Роспотребнадзором решений о нежелательности пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации |
2014 |
88 проектов |
100% |
2015 |
69 проектов |
77% |
2016 |
49 проектов |
53% |
3.2. Проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и намечаемые меры по их решению
Основными проблемами по организации водоснабжения в Нижегородской области являются следующие:
1. Отсутствие областной целевой программы по улучшению водоснабжения и водоотведения.
2. Невыполнение требований ФЗ N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" по разработке и корректировке инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями органами местного самоуправления и разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями гарантирующими организациями, а также выполнения лабораторно-производственного контроля качества воды в объеме, предусмотренном требованиями санитарного законодательства.
3. Отсутствие эффективной работы со стороны органов местного самоуправления по приему на баланс нецентрализованных источников водоснабжения коллективного пользования, прекращению использования эпидемиологически ненадежных нецентрализованных источников водоснабжения путем развития централизованных водопроводных сетей, отсутствие планово-профилактического обслуживания нецентрализованных источников водоснабжения и лабораторного качества воды в объеме, предусмотренном требованиями санитарных правил.
По организации надзора за водоотведением в Нижегородской области требуют решения следующие основные проблемы:
1. Реконструкция и модернизация систем очистки на канализационных очистных сооружениях населенных мест; строительство канализационных очистных сооружений и канализационных сетей в Бутурлинском, Спасском, Тоншаевском, Тонкинском, Гагинском, Краснооктябрьском районах.
2. Непроведение в полном объеме производственного лабораторного контроля за качеством воды водоемов I и II (в т.ч. на вирусологические и паразитологические показатели).
3. Увеличение количества официальных зон рекреации для отдыха населения, особенно в районах области, и повышение благоустройства имеющихся стационарных пляжей.
Основными задачами по организации водоснабжения в Нижегородской области являются следующие:
1. Инициирование разработки областной целевой программы по улучшению водоснабжения и водоотведения.
2. Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за реализацией мероприятий Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 гг.
3. Контроль за реализацией региональных целевых программ по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
4. Рассмотрение на заседании санитарно-противоэпидемических комиссий Правительства Нижегородской области следующих вопросов: об итогах государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, о необходимости разработки областной целевой программы, об итогах государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством воды, подаваемой населению в паводковый период, о реализации ФЗ N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", по работе органов местного самоуправления в части эксплуатации нецентрализованных источников водоснабжения.
5. Организация разработки, утверждения и реализации проектов зон санитарной охраны по всем централизованным источникам питьевого водоснабжения в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области N 157 от 09.03.2011 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях"; организация режимных мероприятий в ЗСО водоисточников в полном объеме.
6. Внесение в систему государственного кадастра недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территории (зонах санитарной охраны).
По организации надзора за водоотведением в Нижегородской области основными задачами являются:
1. Инициирование разработки областной целевой программы по улучшению водоснабжения и водоотведения.
2. Активизация работы с Правительством Нижегородской области по рассмотрению вопроса об итогах государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пляжами, местами традиционного отдыха населения, качеством воды водоемов зон рекреаций.
3. Проведение работы по контролю за реализацией ФЗ N 416 ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении".
4. Строительство, реконструкция, модернизация систем очистки на канализационных очистных сооружениях населенных мест.
5. Организация в полном объеме производственного лабораторного контроля за качеством воды водоемов I и II (в т.ч. на вирусологические и паразитологические показатели).
6. Утверждение в установленном порядке нормативов НДС и организация контроля качества сбрасываемых сточных вод.
7. Увеличение количества официальных зон рекреации для отдыха населения, особенно в районах области, и повышение благоустройства имеющихся стационарных пляжей.
Уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу по-прежнему препятствуют невысокое качество и низкая пропускная способность дорог, отсутствие транспортных развязок и дорог-дублеров, отвечающих современным требованиям.
Основными задачами, направленными на охрану атмосферного воздуха населенных мест и предотвращение его отрицательного влияния на здоровье населения, являются:
- контроль за организацией санитарно-защитных зон предприятий и групп предприятий (промузлов);
- выведение населения, детских, образовательных, лечебных учреждений из санитарно-защитных зон;
- контроль за качеством атмосферного воздуха населенных мест по приоритетным загрязнителям, при необходимости освоение новых методик.
В целях реализации поставленных задач необходимо последовательное принятие мер, направленных на улучшение экологической ситуации в Нижегородской области:
- внедрение современных малоотходных технологий и приобретение нового оборудования на промышленных предприятиях;
- изменение структуры предприятий и уменьшение количества организованных источников выбросов;
- внедрение высокоэффективных способов очистки и улавливания выбросов промышленных предприятий;
- принятие мер по переводу котельных на экологически более безопасное топливо;
- разработка градостроительных мероприятий по снижению влияния автотранспорта на атмосферный воздух, в том числе разработка схем размещения и строительства автостоянок, гаражей, паркингов в г. Н.Новгороде и городах Нижегородской области.
Основными проблемами по организации обращения с отходами в Нижегородской области являются следующие:
1. Отсутствие условий для внедрения системы селективного сбора отходов в целом по области.
2. Отсутствие единого алгоритма работы по сбору ртутьсодержащих приборов и ламп от населения.
3. Низкие темпы работ по рекультивации закрытых полигонов и санкционированных свалок ТКО.
4. Отсутствие регламента по приему медицинских отходов, в том числе прошедших термическое обезвреживание, для дальнейшей утилизации.
5. Отсутствие снегоплавильных и сливных станций.
6. Использование в секторе ЖКХ неприспособленных и необорудованных площадок в качестве мусороперегрузочных станций субъектами малого и среднего бизнеса. Низкий уровень работ по чистке и дезинфекции контейнерного парка для ТКО.
7. Низкий уровень организации сбора ТКО в мелких и средних сельских населенных пунктах.
Основными задачами по организации обращения с отходами в Нижегородской области являются следующие:
1. Инициирование разработки областной целевой программы (регламента) по обращению с медицинскими отходами.
2. Активизация работы с органами исполнительной власти по вопросам рекультивации организованных свалок ТКО, ликвидации несанкционированных свалок, использования в секторе ЖКХ неприспособленных и необорудованных площадок в качестве мусороперегрузочных станций.
3. Активизация работы с Правительством Нижегородской области по рассмотрению следующих вопросов: об организации эпидемиологически безопасной системы обращения с жидкими отходами; строительстве сливных станций для утилизации жидких отходов; обеспечении промышленных узлов Нижегородской области снегоплавильными станциями (мобильными установками).
4. Соблюдение на местах размещения отходов, в том числе ТКО, гигиенических условий приема и размещения в полном объеме (проведение производственного лабораторного контроля за принимаемыми отходами; объектами окружающей среды).
5. В секторе ЖКХ обеспечение работ по чистке и дезинфекции транспортного и контейнерного парка в полном объеме.
Основными требующими решения проблемами по организации надзора за лечебно-профилактическими организациями, в том числе в родовспомогательных и детских ЛПО, являются:
1) недостаток площадей и набора вспомогательных помещений, в том числе в специализированных лечебных учреждениях (фтизиатрического профиля, родовспоможения), что в свою очередь создает значительные трудности в установке высокотехнологичного оборудования для оказания медицинской помощи;
2) отсутствие систем кондиционирования помещений с регламентированными параметрами воздушной среды либо использование в целях кондиционирования воздуха нерегламентированного оборудования (сплит-системы и бытовые кондиционеры);
3) недостаточный объем работ по обеспечению лечебных учреждений механической вентиляцией и системами кондиционирования воздуха;
4) нарушение отделки помещений;
5) высокий процент износа используемого технологического оборудования прачечных и пищеблоков;
6) отсутствие собственных прачечных в родильных домах и перинатальных центрах либо отдельных технологических линий для стирки белья акушерских и детских стационаров в прачечных сторонних организаций;
7) отсутствие регламента по приему медицинских отходов, в том числе прошедших термическое обезвреживание для дальнейшей утилизации.
По организации надзора за лечебными организациями в Нижегородской области основными задачами являются
1. Инициирование разработки областной целевой программы (регламента) по обращению с медицинскими отходами.
2. Активизация работы с министерством здравоохранения Нижегородской области по вопросу обеспечения площадей, набора, отделки, инженерного обеспечения помещений и зданий ЛПО с целью обеспечения безопасных условий оказания медицинской помощи пациентам и работы персонала.
Основными требующими решения проблемами по организации надзора за коммунальными объектами являются:
1. Восстановление муниципальных бань.
2. Повышение гигиенической грамотности руководителей коммунальных объектов.
Основными задачами по организации надзора за коммунальными объектами являются:
1. Организация визуального производственного контроля на 100% объектов;
2. Организация повышения гигиенической грамотности руководителей коммунальных объектов;
3. Активное взаимодействие с органами исполнительной власти на местах и предприятиями, оказывающими коммунально-бытовые услуги населению, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Не достигнута 100% радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий, учреждений и организаций, использующих в своей работе источники ионизирующего излучения. В ряде медицинских учреждений продолжается эксплуатация устаревшего рентгеновского оборудования. Несвоевременно проводится переподготовка персонала рентгенологических отделений по вопросам радиационной безопасности при проведении диагностических рентгенорадиологических исследований. Не во всех медицинских учреждениях внедрены инструментальные методы контроля доз облучения пациентов, персонала и их учет.
Для решения указанных проблем подготавливаются информационные письма в адрес территориальных отделов по своевременному представлению радиационно-гигиенических паспортов предприятиями и организациями, использующими источники ионизирующего излучения, публикуются пресс-релизы о механизме предоставления отчетной документации. Направляется информация в министерство здравоохранения Нижегородской области с предложениями по решению вопросов радиационной безопасности в медицинских учреждениях области.
По итогам работы за 2016 год актуальными проблемами улучшения условий труда работающих на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и транспорта на территории Нижегородской области являются:
- высокий удельный вес рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по показателям микроклимата на промышленных предприятиях, предприятиях сельского хозяйства, транспорта;
- отсутствие технического перевооружения и использование устаревших технологических процессов в металлургии, химической промышленности, сельском хозяйстве;
- высокий удельный вес работающих во вредных условиях труда, в том числе женщин;
- высокий удельный вес женщин с установленным диагнозом профессионального заболевания;
- увеличение доли лиц с 2 и более установленными диагнозами профессионального заболевания с 17,5% до 17,8%;
- увеличение удельного веса лиц с инвалидностью от общего количества лиц с установленным диагнозом профессионального заболевания с 6,7% до 19,8% в 2016 г.;
- низкий уровень гигиенической подготовки по вопросам гигиены труда среди руководителей промышленных предприятий и предприятий сельского хозяйства.
С целью решения данных проблем Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области планирует в 2017 году:
- подготовить информацию в министерства социальной политики, здравоохранения, сельского хозяйства Нижегородской области о состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости на предприятиях Нижегородской области, в т.ч. среди работников здравоохранения;
- заслушать на заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда и зональных совещаниях, администрации г. Нижнего Новгорода и ОМСУ вопросы о состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости среди работающих, в том числе и по отдельным предприятиям;
- заслушать вопрос о состоянии условий труда, профессиональной заболеваемости работников здравоохранения на совещании главных врачей лечебных учреждений в министерстве здравоохранения Нижегородской области.
Продолжают иметь место обращения граждан на нарушения Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 N 15-ФЗ в транспортных средствах, а также на отказ в праве бесплатного пользования туалетами на автостанциях (автовокзалах), несмотря на наличие билета у обратившегося.
С целью решения данных проблем Управлением планируется:
- подготовить информацию в адрес департамента транспорта и связи администрации г. Нижнего Новгорода, министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, глав муниципальных образований Нижегородской области с анализом результатов проводимых проверок и поступающих обращений граждан с жалобами на отказ в праве бесплатного пользования туалетами и нарушения антитабачного законодательства с целью проработки данного вопроса с руководителями автотранспортных предприятий, автовокзалов (автостанций), направленного на предоставление населению Нижегородской области услуг по перевозке пассажиров автотранспортом надлежащего качества;
- продолжить наполнение сайта Управления информацией для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров, направленной на профилактику вышеуказанных нарушений, в том числе на усиление пропаганды здорового образа жизни и отказа от табакокурения.
В 2016 году по результатам лабораторного контроля за качеством питьевой воды на судах вырос удельный вес нестандартных проб воды в преднавигационный период (в период подготовки судов к эксплуатации), что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны руководства судоходных компаний за состоянием систем водоснабжения, их подготовкой к работе в навигацию. Судовые санитарные свидетельства на право плавания выдавались при условии соответствия качества питьевой воды санитарно-гигиеническим требованиям.
С целью решения проблемы планируется:
- проведение постоянно действующего совещания при руководителе Управления с приглашением руководителей судоходных компаний;
- направление информационного письма в адрес руководителей судоходных компаний;
- проведение обучающих семинаров с комсоставом судов;
- усиление контроля за качеством питьевой воды, водоподготовкой при обследовании судов при выдаче судовых санитарных свидетельств, проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В 2016 году в ходе расследования завозных случаев малярии установлен факт неинформирования турфирмой граждан, планирующих выезд за рубеж, об имеющихся эпидемиологических рисках и мерах профилактики.
С целью решения данной проблемы Управлением планируется:
- продолжить наполнение сайта Управления информацией для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность об эпидемиологической обстановке за рубежом, мерах профилактики инфекционных болезней;
- проводить семинары с представителями организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность;
- информировать министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области об изменении санитарно-эпидемиологической обстановки за рубежом, выявляемых нарушениях при проверке туристических фирм.
Осложнение эпидемиологической ситуации за рубежом по лихорадке Зика, лихорадке Эбола, новой коронавирусной инфекции и другим инфекционным заболеваниям, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории, требует повышенной готовности сотрудников СКП, медицинских организаций, скорой медицинской помощи к организации и проведению комплекса противоэпидемических мероприятий, в т.ч. безопасной транспортировке больного опасной инфекционной болезнью с использованием изолирующих носилок.
Проведение тренировочных учений с вводом условных больных показало необходимость актуализации межведомственных планов в ПАО "МАНН", на Горьковской железной дороге, схем оповещения, приказа "Алгоритм организации и проведения первичных мероприятий в случае выявления больного (трупа), подозрительного на инфекционные болезни, вызывающие чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Нижегородской области", дополнительной подготовки медицинского персонала по вопросам отбора проб биоматериала от больного (подозрительного) на опасные инфекционные заболевания. Актуализированы вышеуказанные документы. Практика проведения межведомственных тренировочных учений с вводом условного больного опасным инфекционным заболеванием будет продолжена.
В условиях активизации экономического взаимодействия вопросы безопасности пищевых продуктов и заболевания, связанные с пищевым фактором передачи, приобретают особое значение. По итогам работы за 2016 год актуальными проблемами улучшения питания населения Нижегородской области являются:
- продолжающийся рост числа отравлений суррогатами алкоголя и увеличение смертности от токсического действия спиртосодержащих жидкостей;
- высокий удельный вес нестандартных проб кулинарных изделий, выработанных по нетрадиционной технологии, а также реализуемых в предприятиях торговли, по микробиологическим показателям;
- высокий удельный вес нестандартных проб птицы и рыбы по физико-химическим показателям;
- выявление фальсифицированных продуктов питания, прежде всего молочных.
С целью решения указанных проблем необходимо решение следующих задач:
- разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя детьми и подростками;
- усиление контроля за производством и реализацией алкогольной продукции, дальнейшее искоренение нелегальных точек продажи спиртосодержащей продукции и суррогатов алкоголя;
- усиление контрольных мероприятий в сфере торговли курительными смесями, кальянами, проведение в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение употребления наркотических веществ детьми и подростками;
- обеспечение проведения надзорных мероприятий в соответствии с требованиями изменяющегося законодательства (введение в действие технических регламентов и риск-ориентированного планирования), обратив особое внимание на соблюдение предпринимателями требований технических регламентов, касающихся молочной продукции.
На основании изложенного в целях реализации Доктрины продовольственной безопасности и основ государственной политики в области здорового питания Управлением в 2017 году запланировано:
- регулярное информирование органов государственной власти Нижегородской области о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по разделу гигиены питания;
- направить в министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области аналитическую информацию о ситуации на потребительском рынке с выпуском обогащенных продуктов питания и заболеваемостью, связанной с микронутриентной недостаточностью, и предложения по стимулированию увеличения выпуска указанной продукции предприятиями пищевой промышленности, размещенными на территории области;
- проведение совместно с региональными союзами и объединениями предпринимательского сообщества Нижегородской области обучающих семинаров, совещаний, конференций по вопросам профилактики пищевых отравлений и ОКИ среди населения, а также по вопросам внедрения технических регламентов Таможенного союза;
- совместно с министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и другими заинтересованными структурами продолжить работу по совершенствованию законодательства Нижегородской области по регулированию продажи и потребления алкогольной продукции в целях снижения количества потребляемого алкоголя и предупреждения возникновения массовых случаев отравлений спиртосодержащими жидкостями;
- совместно с министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и другими заинтересованными структурами проработать вопросы по совершенствованию законодательства по регулированию производства, продажи и потребления предметов, обеспечивающих процесс целенаправленного вдыхания и (или) выдыхания дыма, пара или аэрозоли, включая, но не ограничиваясь электронными системами доставки никотина или электронными системами доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДН/ЭСДПН), в целях предупреждения возникновения массовых случаев отравлений;
- ведение информационного ресурса для потребителей ГИС ЗПП.
В области улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в детских и подростковых организациях остаются не решенными в полном объеме следующие проблемы:
1. В организации питания детей в образовательных организациях Нижегородской области:
- недостаточный охват горячим питанием школьников, в том числе двухразовым,
- недовыполнение рекомендуемых норм питания по основным группам пищевых продуктов,
- отсутствие в области комплексной целевой программы по оптимизации школьного питания.
2. Не в полном объеме решены вопросы материально-технического оснащения организаций образования в части:
- обеспеченности мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям,
- реконструкции системы электропроводки и замены осветительных приборов, а также доведения параметров искусственной освещенности до нормативных уровней,
- замены пришедших в негодность оконных блоков и приборов отопительной системы,
- оборудования вновь открывающихся компьютерных классов с учетом обеспечения нормативных параметров ЭМИ,
- восстановления теневых навесов на прогулочных площадках ДОУ.
3. Несоблюдение норм площади на одного воспитанника в дошкольных организациях и обучающихся в общеобразовательных организациях областного центра.
5. Не в полном объеме решены вопросы по созданию безбарьерной среды и условий для отдыха детей всех групп здоровья.
6. Достаточно высокий уровень удельного веса детей от числа осмотренных при проведении профилактических осмотров с патологией органов зрения (7,33%), с нарушением осанки (8,46%), сколиозом (2,44%), по-прежнему превышающий среднероссийские показатели (кроме показателя удельного веса понижения остроты зрения, которые находятся на уровне среднероссийского показателя).
С целью решения данных проблем Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области планирует в 2017 году:
- осуществлять действенный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и качеством питания в образовательных организациях, охватом школьников горячим питанием, в том числе двухразовым, включая вопросы поставки качественных продуктов питания, выполнение норм питания и меню, использование в рационах питания продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами; в отношении объектов образования с реализацией полного комплекса мер, в том числе межведомственных, направленных на снижение негативного влияния факторов учебной среды на состояние здоровья детского населения;
- осуществлять мероприятия в рамках компетенции службы по обеспечению эффективного и безопасного отдыха детей в каникулярный период;
- продолжить подачу исков в суды о понуждении хозяйствующих субъектов к исполнению обязательных требований санитарного законодательства;
- своевременно информировать и направлять предложения в органы исполнительной власти всех уровней о санитарно-эпидемиологическом состоянии общеобразовательных и дошкольных организаций, организаций отдыха и оздоровления для разработки комплекса мер, направленных на снижение негативного влияния факторов учебной среды на здоровье детей, совершенствование системы школьного питания, подготовки и проведения летней оздоровительной кампании;
- проводить систематическую работу в соответствии с программой профилактики нарушений обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в целях предупреждения и пресечения нарушений хозяйствующими субъектами.
По уровню инфекционной заболеваемости по ряду инфекций:
Высокий уровень заболеваемости по ряду инфекций, превышающий уровень заболеваемости по РФ и ПФО (ЭВИ, ВГВ, хронические вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, коклюш, грипп и ОРВИ).
Рост заболеваемости по ряду инфекционных заболеваний:
Коклюшу - за счет улучшения лабораторной диагностики коклюша и регистрацией случаев заболевания среди непривитых детей и снижения поствакцинального иммунитета среди привитых в старших возрастных группах (7 - 17 лет);
ЭВИ и серозным менингитом - в связи с активизацией циркуляции энтеровирусов нескольких типов, в первую очередь вирусов Коксаки А6 (неменингеальные формы инфекции) и ЕСНО9 (в том числе СМ), который в области последний раз выявлялся в 2010 г.;
Гриппом и ОРВИ - за счет отсутствия эпидемического подъема заболеваемости в 2015 году и недостаточного охвата прививками против гриппа населения области (32,5%);
Туляремией - в связи с активизацией природного очага туляремии пойменно-болотного типа, охватывающего г. Дзержинск, Володарский, Балахнинский районы области и Автозаводский район г. Н.Новгорода;
Туберкулез - рост заболеваемости среди детей до 17 лет.
По этиологической расшифровке инфекционных заболеваний:
Недостаточный уровень этиологической расшифровки ОКИ (показатель заболеваемости ОКИ установленной этиологии ниже на 27% показателя РФ), внебольничных пневмоний.
Низкий уровень выделения нетоксигенных коринебактерий дифтерии.
По вакцинопрофилактике:
Не выполнен план ревакцинации детей против кори (92%), краснухи (92%), эпидемического паротита (90,7%), пневмококковой инфекции (75%), вакцинации новорожденных против туберкулеза (90%), что свидетельствует о недостатках в планировании и организации иммунизации детского населения.
Низкий охват вакцинацией и ревакцинацией против пневмококковой инфекции детей декретированных возрастов: 87% детей 6 - 12 месяцев имеют законченный курс вакцинации, 65% детей двух лет имеют ревакцинацию.
Недостаточный охват профилактическими прививками против гриппа, в т.ч. групп риска и детского населения.
Рост числа серонегативных к дифтерии среди населения старшего возраста: контрольный уровень (10%) превышен среди лиц 50 - 59 лет (18%) и лиц старше 60 лет (21%).
Не в полном объеме в 2016 г. реализован календарь прививок по эпидемическим показаниям:
- не закупалась вакцина для иммунизации призывников против ветряной оспы, вакцина против пневмококковой инфекции - для детей 2 - 5 лет;
- неполный охват призывников прививками против менингококковой и пневмококковой инфекций, взрослого населения из групп риска - прививками против пневмококковой инфекции, вирусного гепатита А;
- низкие планы иммунизации против клещевого энцефалита, сибирской язвы, бешенства, туляремии.
Низкие объемы закупок ацеллюлярной вакцины против коклюша, вакцины против ветряной оспы.
Отсутствует взаимодействие руководителей организаций (учреждений, предприятий) и медицинских организаций при проведении ежегодной переписи населения с целью формирования плана профилактических прививок.
Не в полном объеме медицинский персонал, допущенный к организации и проведению профилактических прививок, проходит тематическое усовершенствование по вопросам безопасности иммунопрофилактики и организации иммунизации.
По профилактике ИСМП:
Не в полном объеме проводится учет и регистрация ИСМП, в т.ч. инфекций мочевыводящих путей, послеоперационных инфекций.
Не в полном объеме проводится определение устойчивости к дезинфектантам возбудителей ГСИ родильниц.
Низкий уровень выделения возбудителей ГСИ новорожденных и родильниц на фоне достаточного охвата микробиологическим обследованием данных групп пациентов с ИСМП.
Увеличение в 1,3 раза удельного веса нестандартных проб воздуха на микробную обсемененность, проведенных в рамках плановых и внеплановых надзорных мероприятий в медицинских организациях.
По профилактике ПОИ:
Недостаточные объемы проведения акарицидных и ларвицидных обработок и дератизационных мероприятий в природных очагах.
Поздняя постановка диагноза ГЛПС (47% диагноз поставлен на 5 и более суток).
Несвоевременное представление экстренных извещений на лиц, пострадавших от укусов животными в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области".
По профилактике ВИЧ-инфекции:
Низкий охват обследования на ВИЧ-инфекцию контингентов из групп риска при широком обследовании населения.
Регистрация случаев ВИЧ-инфекции у детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, не получавшими химиопрофилактику.
Несвоевременное обследование детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, для решения вопроса о ВИЧ-статусе.
Отсутствие в МО инъекционного оборудования с инженерной защитой от повторного использования.
По профилактике туберкулеза:
Низкий уровень проведения заключительной дезинфекции с камерной обработкой в очагах туберкулеза.
Низкий уровень охвата флюорографическим обследованием декретированных контингентов (работники организаций социального обслуживания для престарелых и инвалидов, работники водопроводных сооружений).
Не проводится фл.-графическое обследование на туберкулез в двух проекциях у декретированной группы населения при прохождении обследования.
Не в полном объеме проводится планирование профилактических осмотров взрослого населения на туберкулез, медицинскими работниками не проводится уточнение численности работающего населения, прикрепленного к участку, а также анализ медицинских документов, содержащих сведения о проведенном ФЛГ-обследовании работающего населения, отсутствует картотека.
По проведению противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний:
Недостатки в организации противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний со стороны медицинских работников, в т.ч. по проведению заключительной дезинфекции и активному выявлению заболевших.
Недостатки в организации противоэпидемических мероприятий при регистрации инфекционных заболеваний среди иностранных студентов высших учебных заведений;
По прохождению медицинских осмотров:
Неполное и несвоевременное прохождение периодического медицинского осмотра подлежащих лиц в рамках приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Допуск до работы декретированных контингентов без предварительного медицинского осмотра.
По паразитарным заболеваниям:
- нарушается порядок диагностики паразитарных заболеваний эхинококкозом и токсоплазмозом (не проводятся исследования парных сывороток, что снижает достоверность постановки диагноза);
- не в полном объеме проводятся санитарно-паразитологические исследования (смывы на наличие яиц гельминтов и цист простейших) в рамках производственного контроля в медицинских организациях;
- не в полном объеме организуется доставка гельминтов, обнаруженных в ходе оперативных вмешательств, в паразитологическую лабораторию ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" для определения морфологической характеристики паразита.
В целях стабилизации, снижения заболеваемости в 2017 году запланировано проведение следующих мероприятий.
На заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Нижегородской области запланировано обсуждение вопросов по профилактике природно-очаговых заболеваний, в т.ч. ГЛПС и заболеваний, передающихся через укусы клещей, туберкулеза, гриппа и ОРВИ, ВИЧ-инфекции, подготовке к ЧМ 2018 г. и по работе заинтересованных органов по информированию населения по профилактике инфекционных заболеваний.
На уровне заместителя Губернатора Нижегородской области на заседаниях координационного совета по обеспечению и защите прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования будут рассмотрены вопросы защиты прав застрахованных граждан при проведении профилактических прививок населению в рамках Национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям, в т.ч. в рамках подготовки проведения ЧМ 2018 г. Запланирована подготовка постановления главного государственного санитарного врача области о реализации национального календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям.
Продолжить информирование органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления в рамках выполнения административного регламента по информированию органов государственной власти о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах, вносить предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в соответствии с ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В МЗ НО планируется рассмотрение 18 вопросов по профилактике инфекционных заболеваний с приглашением руководителей ЛПО (о ходе выполнения плана прививок по национальному календарю профилактических прививок, по профилактике туберкулеза, о подготовке к проведению европейской недели иммунизации, по раннему выявлению ВИЧ-инфекции, по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, о ходе профилактических прививок среди работников, принимающих участие в обслуживании участников ЧМ 2018 г., о состоянии иммунизации групп риска против бешенства, о профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение инфицирования ВИЧ-инфекцией и парентеральными ВГ в МО, о состоянии заболеваемости и диагностики внебольничных пневмоний в МО, о результатах серомониторинга к вакциноуправляемым инфекциям и др. вопросы).
При МЗ НО продолжат работу областные экспертные комиссии по диагностике кори, коклюша и полиомиелита, областная иммунологическая комиссия. Вопросы профилактики инфекционных заболеваний будут рассматриваться на областных совещаниях врачей-эпидемиологов, педиатров, инфекционистов.
Подготовить совместные с МЗ НО приказы по серомониторингу вакциноуправляемых инфекций, по мониторингу за циркулирующими вирусами гриппа и внести изменения в приказ от 31.03.2014 N 277-в/12-0 "Об организации работы по профилактике гельминтозов и протозоозов в Нижегородской области" и от 23.08.2006 N 883-в/48-0 "Об организации работы по профилактике госпитальных ГСИ". Совместно с МЗ НО планируется проведение проверок МО в период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппа в сезон 2017/2018 годов, о ходе иммунизации населения, в том числе против гриппа, по выполнению противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного с ООИ. Продолжить практику проведения межведомственных тренировочных учений с вводом условного больного опасным инфекционным заболеванием.
Вопросы профилактики инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях будут рассмотрены в министерстве образования Нижегородской области (о мерах профилактики заболеваемости гриппом и ОРВИ в образовательных учреждениях всех видов и типов, об организации совместной работы в рамках проведения ЕНИ, о мерах профилактики заболеваний ОКИ, в т.ч. иерсиниозами, ГЛПС, инфекциями, связанными с присасыванием клещей и укусами животных в ЛОУ, о мерах профилактики заболеваний, управляемых санитарно-гигиеническими мероприятиями и недопущению возникновения и распространения групповой и вспышечной заболеваемости, о подготовке к общероссийской Кремлевской елке).
Продолжится рассмотрение вопросов профилактики бешенства на заседаниях комиссии по организации охраны территории Нижегородской области от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и пограничных областей с целью разработки планов мероприятий по ликвидации очагов с последующим утверждением Указом Губернатора Нижегородской области. Обеспечить взаимодействие с УФМС России по Нижегородской области по уточнению сведений о местонахождении иностранных граждан (выезде за пределы РФ), повторное уведомление иностранных граждан по уточненным адресам.
На постоянно действующем совещании у руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области запланировано рассмотрение вопросов по профилактике туберкулеза, о выполнении планов профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок и национального календаря профилактических прививок по эпидпоказаниям, по выполнению государственного задания ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области".
Вопросы профилактики инфекционных заболеваний будут рассмотрены на коллегиях Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и областных совещаниях специалистов эпидемиологического профиля совместно с врачами-эпидемиологами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" и на областных совещаниях с медицинскими работниками. Продолжится работа с ТО по обсуждению актуальных проблем в режиме видеоконференции.
В рамках государственного задания ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" в целях слежения за иммунологической структурой населения в 2017 году запланировано проведение серологических исследований на напряженность иммунитета в индикаторных группах населения (3750 проб), в рамках надзора за циркуляцией возбудителей инфекционных заболеваний запланированы исследования на энтеровирусные инфекции 170 проб, в том числе на ПОЛИО/ОВП (120 проб), на менингококковую инфекцию 200 проб, на грипп, в т.ч. грипп птиц (2164 пробы), на природно-очаговые заболевания 1810 проб (на туляремию, лептоспироз, листериоз, лихорадку Западного Нила, ГЛПС, орнитоз, иерсиниоз, КЭ, клещевой боррелиоз, анаплазмоз и эрлихиоз) и 92 пробы на холеру. Запланировано 240 проб в истинных очагах аскаридоза. В рамках исследований по эпидемиологическим показаниям запланировано более 11452 проб.
В целях надзора за ВГ и ОКИ, в т.ч. вирусной этиологии, и диагностики инфекционных заболеваний будет осуществляться дальнейшее сотрудничество с ФБУН ННИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной. Вопросы профилактики заболеваний, связанных с оказанием медицинской помощи, и внебольничным пневмониям, их этиологической расшифровки будут проводиться совместно с кафедрой эпидемиологии ГБОУ ВПО НижГМА МЗ РФ.
Проводить мониторинг своевременности и полноты проведения противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза, эффективности реализации ПНП по профилактике ВИЧ-инфекции.
Продолжить сотрудничество с референс-центрами Роспотребнадзора по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний: с ФБУН ННИИЭМ им. И.Н. Блохиной Роспотребнадзора по ЭВИ, ВИЧ-инфекции, ВГА, ОКИ вирусной этиологии; с ФБУН "Московский НИИЭМ им. Г.Н. Габричевского" по кори и краснухе; с ФБУН "Санкт-Петербургский НИИЭМ им. Пастера" Роспотребнадзора, с ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора по особо опасным бактериальным инфекциям; с ФБУН "Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии" Роспотребнадзора по ларвальным гельминтозам; с ФБУН "Тюменский НИИ краевой инфекционной патологии" Роспотребнадзора по биогельминтозам; с ФКУЗ "Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора по лихорадке Западного Нила; с ФБУН "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора по ВИЧ/СПИДу и лихорадке Денге; с ФБУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора по сальмонеллезу.
Продолжить информирование населения о мерах профилактики инфекционных болезней с привлечением всех средств массовой информации и сайта Управления Роспотребнадзора, обратив особое внимание на информирование граждан, юридических лиц и ИП, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, о эпидемиологической обстановке за рубежом.
3.3. Выполнение мер по реализации международных правовых актов и нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
Организация надзора за соблюдением технических регламентов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области в 2016 г. была проведена 2061 проверка в отношении субъектов надзора в целях осуществления государственного (контроля) надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, проверено 2593 объекта.
Число проверок, проведенных в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" составило 2137 плановых и внеплановых проверок, из которых 70% составили проверки требований технических регламентов за пищевой продукцией. Число проверок с привлечением лабораторных и инструментальных методов исследования составило 1669 (78%).
Роспотребнадзор наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в отношении 11 технических регламентов Таможенного союза, установивших обязательные требования к зерну; табачной и пищевой продукции, в том числе в части установления требований к ее маркировке (в том числе на: соковую продукцию из фруктов и овощей; масложировую продукцию; специализированную продукцию, в том числе для лечебного и диетического профилактического питания; пищевые добавки, ароматизаторы и технические вспомогательные средства; молоко и молочную продукцию, мясо и мясную продукцию, табачную продукцию).
В целях исполнения требований законодательства о техническом регулировании Управлением проводятся обучающие семинары с предпринимателями по применению законодательства о техническом регулировании в производстве и реализации продуктов питания, в т.ч. по внедрению принципов ХАССП на пищевых производствах Нижегородской области. Сотрудники Управления выступали на Форуме "Актуальные вопросы отрасли хлебопечения в России" и на Конференции в Нижегородской торгово-промышленной палате "Глобальные изменения в правилах работы предприятий питания индустрии гостеприимства" по вопросам внедрения технических регламентов Таможенного союза.
По результатам государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов на пищевую продукцию Управлением было проверено 1802 объекта, из них 1348 проверок (87,7%) с привлечением экспертных организаций, что на 6,4% больше, чем в 2015 году (81,3%). Наибольшее число проверок проведено в Канавинском (248), Сергачском (231) и Автозаводском (228) территориальных отделах (рис. 122).
Рис. 122. Ранжирование районов по интенсивности надзора за исполнением технических регламентов (количеству проверок)
Наибольший удельный вес проверок с выявленными нарушениями отмечен в Балахнинском (93% проверок), Дзержинском (85% проверок), Выксунском (75% проверок) и Павловском (72% проверок) теротделах. Наименьший удельный вес проверок с выявленными нарушениями зарегистрирован в Сергачском (7%) и Городецком (4%) районах (рис. 123).
Рис. 124. Ранжирование районов по эффективности надзора за исполнением технических регламентов (удельный вес проверок с нарушениями)
Наиболее активно проходили проверки по надзору за техническими регламентами Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) - 1450 проверок за год, "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) - 876 проверок, "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) - 865 проверок.
За выявленные нарушения требований технических регламентов, связанных с производством и оборотом пищевых продуктов, наложено 939 штрафов (в 2015 году - 787, в 2014 году - 412 штрафов, в 2013 году - 144 штрафа) на сумму 8902400 рублей (в 2014 году общая сумма наложенных штрафов составила 1602200 рублей, в 2015 году на сумму 5376100 рублей). Таким образом, растет как число, так и сумма наложенных штрафов за нарушение законодательства о техническом регулировании.
Рис. 125. Динамика применения мер административного воздействия при надзоре за пищевыми техническими регламентами
В 2016 году Управлением продолжена работа по контролю за соблюдением ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" и ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек". В 2016 г. проведено 14 проверок ТР ТС 007/2011, исследовано 83 пробы продукции, предназначенной для детей (в 2015 г. - 36 проб), 21 не соответствовала требованиям, из них 16 по маркировке; 31 проверка ТР ТС 008/2011, исследовано 98 проб игрушек (в 2015 г. - 10), 9 не соответствовали требованиям, из них 7 - по маркировке. За выявленные нарушения было составлено 26 протоколов об административных правонарушениях на сумму 350 тысяч рублей. Были выданы предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, о разработке программ по предотвращению причинения вреда, о приостановлении действия декларации.
Проводилась работа по контролю за соблюдением требований технических регламентов ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции" с отбором проб продукции и применением мер административного принуждения в случае выявления несоответствия продукции требованиям технических регламентов.
Так по контролю за соблюдением требований технического регламента "О безопасности средств индивидуальной защиты" в 2016 г. проведены проверки в отношении 67 юридических лиц и предпринимателей, из них с лабораторными исследованиями - 38, в ходе 8 проверок выявлены нарушения обязательных требований. Составлено 11 протоколов об административном правонарушении.
Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области активно проводится работа по контролю требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерной и косметической продукции" (ТР ТС 009/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799.
За 2016 год в рамках проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю проверено 52 юридических лица (74 объекта). 55% мероприятий по контролю проведены с лабораторным контролем продукции. Результаты лабораторных исследований соответствовали требованию указанного технического регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.