С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
В соответствии с пунктом 16 плана работы Государственной налоговой инспекции по г. Москве на 1994 год Управление методики и ревизий обобщило материалы проверок окружных налоговых управлений и территориальных налоговых инспекций г. Москвы по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и спецналога и сообщает следующее.
Работниками государственных территориальных налоговых инспекций за 1993 год и I полугодие 1994 года документально проверено 11894 предприятий и организаций по налогу на добавленную стоимость, что составляет 1,9 процента от общего числа предприятий, уплачивающих налог на добавленную стоимость; по спецналогу в I полугодии 1994 года проверено 1046 предприятий или 0,3 процента. По результатам указанных проверок дополнительно начислено в бюджет 688863, 4 млн. руб., в том числе по налогу на добавленную стоимость 149030,5 млн. руб. или 21,6 процента, спецналогу - 2041,0 млн. руб. или 0,3 процента.
За 9 месяцев 1994 года проверено 19 территориальных налоговых инспекций (NN 1, 6, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 36), что составляет 51 процент общего количества инспекций.
В проверенных инспекциях на всех плательщиков налога на добавленную стоимость и спецналога, состоящих на учете, заведены дела. Для учета начислений и поступлений налога на добавленную стоимость и спецналога в бюджет инспекциями открываются лицевые счета: по действующим предприятиям и организациям с начала года, по вновь организованным - с момента принятия их на учет в налоговой инспекции и уплате ими налогов.
Начисленные к уплате суммы налога на добавленную стоимость отражаются в лицевых счетах плательщиков на основании расчетов, что соответствует порядку ведения в налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем следует отметить, что выборочной проверкой карточек лицевых счетов налогоплательщиков установлено, что в ГНИ N 24 по значительному количеству налогоплательщиков в период проверки карточки лицевых счетов по налогу на добавленную стоимость за 1993 год не были закрыты, в них отсутствовали итоги, в связи с чем не были предъявлены и взысканы пени.
В ходе проверки лицевых счетов установлено отставание в разноске платежных документов и исчислении налога (ГНИ N 20 - по состоянию на 30.06.94 отсутствовала разноска и начисление налога за I квартал 1994 года, ГНИ N 28 - территориальная разобщенность отдела учета и отчетности от территориальных отделов инспекции вызывали в ряде случаев задержку отражения на лицевых счетах налогоплательщиков начисление налогов).
Практически во всех проверенных территориальных налоговых инспекциях по предприятиям, уплачивающим налог на добавленную стоимость подекадно, начисление платежей по лицевым счетам не производится, что затрудняет осуществлять контроль за своевременным поступлением налога от плательщиков, которые в соответствии с законодательством, обязаны производить оплату подекадно.
Инспекциями систематически осуществляется контроль за соблюдением сроков представления расчетов по налогу на добавленную стоимость и спецналогу. На принятых от плательщиков расчетах имеется дата приема документов, резолюция и дата инспектора в суммах доначисления (уменьшения) налога.
При предоставлении расчетов с нарушением установленных сроков, к нарушителям применяются санкции в установленном порядке.
Вместе с тем, следует отметить, что имеют место и отдельные недоработки. Например, инспекцией N 16 по отдельным плательщикам (ТОО "Ирина", МП "Радуга" и др.) принимались расчеты с нарушением установленного порядка их заполнения. Инспекцией N 15 не на всех принятых расчетах представляется дата их получения (СП "Светореклама", Московский комбинат Автообслуживания, ТОО "Алекс" и др.).
Проверками налоговых инспекций NN 1 и 35 установлено, что не во всех случаях применяется 10% штрафная санкция за непредставление расчетов по налогу на добавленную стоимость. В результате по ГНИ N 35 к 12 предприятиям предъявлены штрафные санкции на общую сумму 1117,0 тыс. руб., по ГНИ N 1 (Специализированное управление по дорожному строительству N 31) - в сумме 706,4 тыс. руб.
Камеральными проверками расчетов и карточек лицевых счетов установлено, что отдельные предприятия представляли расчеты по налогу на добавленную ежеквартально, тогда как следовало ежемесячно с подекадной или месячной уплатой. Например, автобаза УТ МВО, Акционерное общество Тушинская швейная фабрика "Победа" (ГНИ N 33 - штрафные санкции в размере 10% и пени не применялись), автобаза АМН (Северо-Западного округа), ТОО "ЛЭКС Лтд", АО "ПРОНТО", ТОО "МТКО Лтд", фирма "Андра", фирмы "Антрек" и "Алекс" (Западный округ).
При выборочных камеральных проверках расчетов по налогу на добавленную стоимость и спецналогу установлено следующее.
В ГНИ N 22 в нарушение пункта 33 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в отдельных случаях расчеты принимались нарастающим итогом.
Работники инспекций в ряде случаев не сверяют облагаемый налогом на добавленную стоимость и спецналогом оборот, указанный в расчетах, с выручкой от реализации продукции, отраженной в форме N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании".
Не всегда сравниваются облагаемые обороты в расчетах налога на добавленную стоимость и спецналога между собой (ГНИ NN 22, 23, 30, 32, 35). Например, по АОЗТ "Айс-Фили" (Западный округ) облагаемый оборот в расчетах по налогу на добавленную стоимость за январь, февраль, март 1994 года составил 2014586,0 тыс. руб. (ставка 8,85%), а по спецналогу - 1782392,4 тыс. руб. (ставка 2,65%), т.е. разница - 232193,6 тыс. руб.
В отдельных случаях имеет место неправильное применение ставок налога на добавленную стоимость и спецналога. Так, АОЗТ "Стройпрогресс" (ГНИ N 6) в расчете за март 1993 года по налогу на добавленную стоимость применило ставку 19,97% вместо 20%.
Установлено, что инспекциями при проведении документальных проверок с целью устранения фактов нарушения налогового законодательства и составлении актов проверок, в основном соблюдается порядок доведенный в Рекомендациях по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушение налогового законодательства. Как правило, проверки предприятий осуществляются комплексно по всем видам налогов. Имеют место и отдельные проверки по налогу на добавленную стоимость и спецналогу.
Вместе с тем, анализ ряда актов документальных проверок, проведенных работниками инспекций за 1993 год и I полугодие 1994 года, показал, что при проведении документальных проверок допускались отдельные ошибки и недоработки. В основном, они возникли из-за неточного толкования законодательных положений по отдельным вопросам, в том числе и при применении к плательщикам штрафных санкций.
В отдельных актах не отражается проверка сумм налога, подлежащего зачету по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС", не на всех предприятиях проверке подвергаются договора на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ.
В некоторых случаях акты документальных проверок не содержат конкретных формулировок нарушений, которые явились следствием занижения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в бюджет (ТОО фирма "Квартор" - Западный округ, а также отдельные организации - плательщики ГНИ NN 11, 14, 20, 22, 23).
Акты документальных проверок в ряде случаев оформлялись в нарушение Временных указаний Росналогслужбы "О порядке проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", доведенных письмом ГНИ по г. Москве от 02.02.94 N 11-13/1019.
Так, в акте проверки ГНИ N 24 смешанного товарищества фирмы "Баккар"; ГНИ N 11 - АО "Аргомак", СП "Интернэшенл", НПК "Альфа С", ТОО СП "Российско-Израильское предприятие", ТОО "Прост", СП "Интернациональ"; ГНИ N 26 - ТОО "Яввахо", ТОО "Промос", ТОО "Алькор-Т", АО "Нацинвест" отсутствуют ссылки на инструктивный материал при описании выявленных нарушений и штрафных санкций.
Государственными налоговыми инспекциями принимаются меры, направленные на усиление платежной дисциплины. В целях сокращения недоимки выставляются инкассовые поручения на дебиторов (в том числе на валютные счета в связи с отсутствием средств на рублевых счетах). Так, ГНИ N 36 по организациям - недоимщикам выставлено 2893 инкассовых поручений. Также направляются предписания в банки на закрытие банковских счетов в связи с отсутствием документов на ведение организациями финансово-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, со стороны территориальных налоговых инспекций Южного округа не принимается должных мер по своевременному выставлению инкассовых поручений на взыскание дебиторской задолженности в счет погашения недоимки.
Так, из числящейся по ГНИ N 24 по состоянию на 01.07.94 недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 2136,3 млн. руб. и спецналогу в сумме 213,3 млн. руб. инкассовые поручения направлены в банки лишь на сумму 172,5 млн. руб. по налогу на добавленную стоимость и на сумму 0,6 млн. руб. по спецналогу, средства по которым не поступили.
По ГНИ N 26 в целом по состоянию на 01.07.94 числится недоимка по налогу на добавленную стоимость в сумме 465,4 млн. руб., в том числе по ООО "Компания "Микроник" на сумму 319,8 млн. руб., и по спецналогу на 60,7 млн. руб., причем ГНИ N 26 не направлено ни одного инкассового поручения в банки на взыскание недоимки с предприятий дебиторов-недоимщиков с целью сокращения имеющейся недоимки по налогу на добавленную стоимость и спецналогу, в том числе и по ООО "Компания "Микроник".
Окружными налоговыми управлениями г.Москвы в ходе проверки территориальных налоговых инспекций было проведено 17 документальных проверок и 11 перепроверок предприятий и организаций по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и спецналога.
По результатам перепроверок в 4 организациях обнаружены нарушения в исчислении налога на добавленную стоимость и спецналога.
Проверяющими неправильно исчислен облагаемый оборот при проверке АОЗТ "Никойл" (ГНИ N 15) - в результате чего в бюджет доначислен налог на добавленную стоимость с учетом штрафных санкций в сумме 3802,6 тыс. руб., при проверке фирмы "ТСЛ" (ГНИ N 27) доначислено 47180,1 тыс. руб.
Кроме того, в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС" излишне списывался налог на добавленную стоимость, подлежащий покрытию в соответствии с законодательством за счет соответствующих источников финансирования или отнесению на издержки производства и обращения (ТОО "Российский Брокерский Дом "С.А. и К" - ГНИ N 1).
При перепроверке Филевского автобусно-троллейбусного парка (ГНИ N 30) выявлены факты излишнего возмещения налога на добавленную стоимость и спецналога, в результате занижения выручки от реализации и списания в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС" налога, подлежащего списанию за счет соответствующего источника финансирования.
В результате документальных проверок предприятий и организаций территориальными налоговыми инспекциями и окружными налоговыми управлениями были выявлены следующие основные нарушения в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и спецналога:
- несоответствие данных главной книги и других учетных регистров с данными, показанными в расчетах;
- занижение объемов реализации продукции (работ, услуг). Отдельные предприятия при методе определения выручки по мере отгрузки товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость и спецналог исчисляют по оплате;
- невключение в облагаемый оборот авансовых платежей, а также иных средств, полученных от других предприятий и организаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и по взаимоотношениях бюджетов различных уровней";
- исключение в налогооблагаемую базу для исчисления налога на добавленную стоимость и спецналога средств, полученных при поставке продукции по бартеру, при сделках за валюту, в т.ч. суммы комиссионных вознаграждений по экспортно-импортным операциям. При этом налог на добавленную стоимость и спецналог взимается только в валюте без пересчета в рублевом эквиваленте. Товары (работы, услуги), реализуемые в страны-члены СНГ к экспортным не относятся и облагаются в общеустановленном порядке. Экспортируемыми признаются товары (работы, услуги) при наличии на них таможенных документов, подтверждающих пересечение границы;
- неуплата в бюджет налога по договорам аренды;
- неправильное применение ставок налога на добавленную стоимость и спецналога, ошибки при определении среднего процента налога при списании на производство сырья, материалов, комплектующих и др., работ, услуг;
- неправомерное отнесение в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС" сумм налога на добавленную стоимость и спецналога, уплаченных поставщикам по товарам, работам, услугам, не относящимся в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения. Также имеет место отражение налога на добавленную стоимость по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС" по затратам, относимым за счет соответствующих источников финансирования, по приобретенным (в т.ч. за наличный расчет) товарам (работам, услугам), на которые отсутствуют расчетные документы, либо в них не выделена сумма налога на добавленную стоимость и спецналога;
- неправильное применение льгот по налогу на добавленную стоимость и спецналогу на товары (работы, услуги), отсутствие раздельного учета по льготируемым и облагаемым оборотам;
- неправомерное списание налога на добавленную стоимость и спецналога по основным средствам в момент постановки на учет, либо в течение 2-х лет с момента ввода в эксплуатацию, вместо 6 месяцев (1994 год). Основные средства, внесенные в уставный фонд, должны учитываться вместе с налогом;
- ошибки в определении сумм налога на добавленную стоимость и спецналога, подлежащего взносу в бюджет по импортным товарам. Предприятия при реализации импортных товаров, определяют сумму налога на добавленную стоимость и спецналога, подлежащего взносу в бюджет, в виде разницы между суммами налога полученными от покупателей, и суммами налога, относящимися к расходам по приобретению реализованного товара, включая и суммы налога, уплаченные таможенным органам.
Имеют место случаи неправомерного применения штрафных санкций (ГНИ NN 3, 6, 10, 14, 15, 24, 26, 27, 29, 33, 34, 35). Штраф в размере 10 процентов причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к налогоплательщикам не применяется за отсутствие учета иных, кроме прибыли (дохода), объектов налогообложения или ведение такого учета с нарушением установленного порядка.
Следует обратить внимание на то, что доначисленные суммы налога на добавленную стоимость, спецналога и финансовые санкции перечисляются налогоплательщиками в бюджет в 10-ти дневный срок со дня вручения плательщику акта проверки (с начислением пени в общеустановленном порядке).
Также в отдельных случаях при проверке предприятий не были произведены доначисления по спецналогу (ГНИ N 3 АОЗТ "Фитомед", ГНИ N 24 "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат").
В соответствии с заданием, доведенным письмом Государственной налоговой инспекцией по г. Москве от 24.06.94 N 11-13/8255 территориальная налоговая инспекция N 11 Северного округа не представила информацию по документальным проверкам.
С учетом вышеизложенного, Государственная налоговая инспекция по г.Москве предлагает обсудить на производственных совещаниях в государственных территориальных налоговых инспекциях состояние дел по контролю за правильностью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, спецналога и разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению качества производимых документальных проверок.
Начальник инспекции - |
Д.Г.Черник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 21 октября 1994 г. N 11-13/13683 "О налоге на добавленную стоимость и спецналоге"
Текст письма официально опубликован не был