Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Вопросы ценообразования и сметного нормирования
1. Постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области, приказы и письма Минстроя России, письма ФАУ "Главгосэкспертиза России", письма федеральных и региональных органов исполнительной власти
1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 ноября 2023 года N 798/пр "Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключений по результатам экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, а также к формату электронного документа, в форме которого подготавливаются такие заключения".
2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года N 853/пр "О признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 536/пр".
3. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 939/пр "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр".
4. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года N 1033/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 725/пр".
5. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 января 2024 года N 1/пр "Об утверждении Методики определения стоимости работ по инженерным изысканиям".
6. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2024 года N МШ/211/24 "По вопросу подтверждения участниками закупок наличия лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
7. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 10 января 2024 года N 21-2/118-СЛ "О выборе номенклатуры материальных ресурсов и оборудования, для которых в соответствии с пунктом 63 Методики N 421/пр рассчитываются дополнительные затраты на перевозку автомобильным транспортом (относится к компетенции застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика)".
8. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 января 2024 года N 10/пр "О признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. N 679/пр".
9. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 января 2024 года N 13/пр "О внесении изменений в Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 июня 2020 г. N 297/пр".
10. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 18 января 2024 года N 22-1/624-СЛ "О расходе ресурса "06.1.01.05 Кирпич керамический или силикатный" в сметных нормах таблицы ГЭСН 08-02-001 "Кладка стен из кирпича".
11. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 января 2024 года N 41/пр "О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год".
12. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 26 января 2024 года N 3874-ИФ/00/ЕД-17-31/216 "О совместной позиции Минстроя России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица, позволяющего определить его финансово-хозяйственное состояние".
13. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2024 года N 55/пр "О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 421/пр".
14. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 февраля 2024 года N 80/пр "Об установлении в 2024 году возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, техническим свидетельством подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального автономного учреждения".
15. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 февраля 2024 года N 100/пр "О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. N 969/пр".
16. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 102/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1046/пр "Об утверждении сметных нормативов".
17. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 106/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
18. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 107/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
19. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 108/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
20. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 109/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
21. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 110/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
22. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 111/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
23. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской ФЕДЕРАЦИИ от 16 февраля 2024 года N 112/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
24. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 113/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
25. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 114/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
26. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 115/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
27. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 117/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
28. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 118/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
29. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 121/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
30. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 122/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
31. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 123/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
32. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 февраля 2024 года N 128/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
33. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 февраля 2024 года N 129/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
34. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 февраля 2024 года N 10046-CM/08 "По вопросу продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации".
35. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 26 февраля 2024 года N 131 "Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства".
36. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2024 года N 141/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
37. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2024 года N 142/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
38. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2024 года N 149/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
39. Постановление Правительства Нижегородской области от 1 марта 2024 года N 89/пр "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 89/пр" имеется в виду "N 89"
40. Письмо министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 6 марта 2024 года N Сл-305-195045/24 "Об изменении регионального законодательства".
41. Приказ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2024 года N 166/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
42. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2024 года N 167/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
43. Приказ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 марта 2024 года N 183/пр "О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год".
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 года N 338 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах" а" и" б" пункта 1 части 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
45. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2024 года N 357 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2130".
46. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2024 года N 399 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 339".
47. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 228/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N 716/пр".
48. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 229/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 725/пр".
2. Приказы министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области
1. Приказ министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 31 января 2024 года N 01-02/14 "Об установлении среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, на территории Нижегородской области за 2023 год".
3. Информационные письма ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области"
1. Письмо министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Институт развития агломерации Нижегородской области" от 2 апреля 2024 года N Сл-406-01-279782/24 "О внесении изменений в Методику 421/пр".
4. Рубрика "Вопрос - Ответ"
Вопрос:
Прошу дать разъяснения по расчету ненормируемых материальных ресурсов. Если к затратам труда применяется коэффициент (повышающий или понижающий), то расчет затрат делаем с учетом коэффициента или без коэффициента, т.е. только от норм, которые указаны в ГЭСНм и ГЭСНмр соответственно?
Ответ:
1. Согласно подпункту "ж" пункту 22 Методики разработки сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 18.07.2022 N 577/пр (далее - Методика N 577/пр), расход вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, используемых при производстве монтажных работ (обтирочные материалы - ветошь, концы, бумага и другое; промывочные материалы - керосин, бензин; смазочные материалы - машинное масло, солидол, тавот и тому подобное), при разработке сметных норм (ГЭСНм, ГЭСНмр) не учитывается.
В соответствии с пунктом 25 Методики N 577/пр в таблицы ГЭСН (ГЭСНр, ГЭСНрр, ГЭСНм, ГЭСНмр, ГЭСНп) включаются:
а) наименования и технические характеристики сметных норм;
б) состав работ, содержащий полный перечень основных рабочих операций;
в) измерители сметных норм;
г) затраты труда рабочих (средний разряд работы);
д) показатели норм по элементам затрат (строительным ресурсам).
Согласно пункту 44 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр (далее - Методика N 571/пр), в сметных нормах на монтаж оборудования не учтены затраты на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы, которые отсутствуют в сборниках ГЭСНм (обтирочные - ветошь, концы, бумага и другие, промывочные - керосин, бензин, смазочное масло, солидол, тавот и другие). При применении сметных норм указанные затраты принимаются в размере 2 (двух) процентов от сметной оплаты труда рабочих-строителей, определенной на основании затрат труда, указанных в сборниках ГЭСНм, и учитываются непосредственно в локальных сметных расчетах (сметах).
Пунктом 59 Методики N 571/пр установлено, что в сметных нормах на капитальный ремонт оборудования не учтены затраты на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (обтирочные - ветошь, концы, бумага и тому подобное, промывочные - керосин, бензин, смазочное масло, солидол, тавот и тому подобное), не приведенные в сборниках ГЭСНмр. При применении сметных норм указанные затраты принимаются в размере 3 (трех) процентов от сметной стоимости оплаты труда рабочих-строителей, определенной на основании затрат труда, указанных в сборниках ГЭСМмр, и учитываются непосредственно в локальных сметных расчетах (сметах).
В соответствии с пунктом 75 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методики N 421/пр), при определении сметной стоимости работ с использованием сметных норм на монтаж оборудования (далее - ГЭСНм) и капитальный ремонт оборудования (далее - ГЭСНмр) дополнительно следует учитывать сметную стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах (например, ветошь, бумага, керосин, бензин, смазочное масло, солидол) в следующих размерах:
а) 2 (два) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНм;
б) 3 (три) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНмр.
2. Согласно пункту 84 Методики N 571/пр при отсутствии сметных норм на работы по разборке и (или) демонтажу оборудования используются сметные нормы на монтаж оборудования, включенные в сборники ГЭСНм, с применением коэффициентов, приведенных в таблице 3 к Методике N 571/пр.
Коэффициенты, приведенные в таблице 3 к Методике N 571/пр, применяются к количественным показателям сметных норм: затратам труда рабочих-строителей, времени эксплуатации машин и механизмов, в том числе затратам труда машинистов, при этом материальные ресурсы в расчете не учитываются.
Учитывая изложенное, при использовании сметных норм на монтаж оборудования, включенных в сборники ГЭСНм, для определения сметной стоимости работ по разборке и (или) демонтажу оборудования материальные ресурсы, предусмотренные сметными нормами, в расчете не учитываются, при этом сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется по расчету в соответствии с пунктом 75 Методики N 421/пр в следующем порядке:
а) значение сметной оплаты труда рабочих умножается на коэффициент, принимаемый равным размеру коэффициента, предусмотренного пунктом 84 Методики N 571/пр для применения к затратам труда рабочих-строителей. Результат вычислений округляется до двух знаков после запятой (до копеек);
б) сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется путем применения к полученному в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта норматива, установленного пунктом 75 Методики N 421/пр;
в) результат вычислений сметной стоимости вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов округляется до двух знаков после запятой (до копеек).
3. В случае использования единого поправочного коэффициента, предусмотренного сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, применяемого одновременно ко всем элементам затрат по сметной норме: затратам труда рабочих, затратам труда машинистов, материалам, эксплуатации машин, сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов рассчитывается в порядке, аналогичном приведенному в пункте 2.
4. В случае одновременного применения коэффициентов, указанных в пунктах 2 и 3, сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется в порядке, установленном пунктом 2, с использованием коэффициента, рассчитанного как произведение коэффициентов, указанных в пунктах 2 и 3, округленного до семи знаков после запятой.
5. Во всех иных случаях (кроме указанных в пунктах 2 - 4) поправочные коэффициенты при расчете стоимости вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов не применяются.
Вопрос:
Просим разъяснить случаи применения норм ГЭСНм40.
Демонтируем аппарат с отм. 6,0 м при помощи ручной тали по норме ГЭСНм 37-01-002-08 с коэф. на демонтаж с учетом замены мостового крана такелажными средствами согласно п. 1.37.8.2 ТЧ. Затраты на подвешивание и снятие тали учтены дополнительно по сметным нормам ГЭСНм 37-02-015. Дополнительно применен коэффициент 1,2 согласно п. 1.37.1.2 "При монтаже оборудования на отметке свыше 1 м к нормам затрат труда рабочих и нормам эксплуатации машин, в том числе затратам труда машинистов применяются поправочные коэффициенты, приведенные в приложении 37.1"
Правильно ли понимаем, что в данном сборнике перемещение свыше 1 м компенсируется коэффициентом Приложения 37.1 и дополнительные затраты по ТЕРм40 учитывать не правомерно?
Ответ:
Согласно пункту 52б Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр (далее - Методика N 571/пр), сметными нормами учтены затраты на горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов, необходимых для его монтажа, от приобъектного склада до места производства работ на расстояния, приведенные в разделах "Общие положения" или "Приложения" соответствующих сборников ГЭСНм.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 52б" имеется в виду "пункту 52"
В соответствии с пунктом 1.37.1.2 "Общих положений" ГЭСНм 81-03-37-2022 "Оборудование общего назначения" учтены затраты на вертикальное перемещение на отметку до + 1 м. При монтаже оборудования на отметке свыше 1 м к нормам затрат труда рабочих и нормам эксплуатации машин, в том числе затратам труда машинистов, применяются поправочные коэффициенты, приведенные в приложении 37.1. Эти коэффициенты учитывают влияние условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ (пункт 16 Методики N 571/пр).
В случае, когда проектом предусмотрено перемещение оборудования и материальных ресурсов на расстояние, превышающее учтенное сметными нормами соответствующих сборников ГЭСНм, дополнительно в локальные сметные расчеты (сметы) включаются затраты на вертикальное перемещение (подъем или опускание) оборудования на отметки выше или ниже учтенных в сметных нормах, за исключением случаев, когда в нормах учтено перемещение до проектных отметок. В случае, если перемещение учтено в пределах любого этажа, дополнительно следует учитывать подъем оборудования от нулевой отметки (уровня земли) до отметки пола соответствующего этажа (пункт 54 Методики N 571/пр).
Из вышесказанного следует, что при определении сметной стоимости на монтаж (демонтаж) оборудования по сборнику ГЭСНм 81-03-37-2022 следует дополнительно учитывать затраты на перемещение оборудования до отметки +6,000 м.
Вопрос:
При проектировании новой кабельной и воздушной линии использовались типовые решения выбора траншеи и типовые опоры. Смета на проектные работы на данные работы рассчитывается согласно приказа N 847/пр от 28.11.2023 г., используются таблицы N 3.11 и 3.16 соответственно. Заказчик утверждает, что необходимо при расчете проектных работ использовать коэффициенты п. 152 приказа N 707/пр от 01.10.2021 г., так как считает, что типовые траншеи и типовые опоры, это есть документация повторного использования. Правомерно ли заказчик заставляет применять данные коэффициенты к проектированию новой кабельной и воздушной линий.
Ответ:
В соответствии со статьей 48.2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) к типовой проектной документации относится проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о его вводе в эксплуатацию. Функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение, содержащееся в типовой проектной документации, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти может быть признано типовым проектным решением.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о признании проектной документации типовой проектной документацией, признании функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в типовой проектной документации, типовыми проектными решениями (за исключением объектов военного назначения) является Минстрой Росс
<< Раздел III. Стоимость одного квадратного метра жилья |
||
Содержание Региональный информационный бюллетень Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.