Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Вопросы ценообразования и сметного нормирования
1. Постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области, приказы и письма Минстроя России, письма ФАУ "Главгосэкспертиза России", письма федеральных и региональных органов исполнительной власти
1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 ноября 2023 года N 798/пр "Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключений по результатам экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, а также к формату электронного документа, в форме которого подготавливаются такие заключения".
2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года N 853/пр "О признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 536/пр".
3. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 939/пр "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр".
4. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года N 1033/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 725/пр".
5. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 января 2024 года N 1/пр "Об утверждении Методики определения стоимости работ по инженерным изысканиям".
6. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2024 года N МШ/211/24 "По вопросу подтверждения участниками закупок наличия лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
7. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 10 января 2024 года N 21-2/118-СЛ "О выборе номенклатуры материальных ресурсов и оборудования, для которых в соответствии с пунктом 63 Методики N 421/пр рассчитываются дополнительные затраты на перевозку автомобильным транспортом (относится к компетенции застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика)".
8. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 января 2024 года N 10/пр "О признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. N 679/пр".
9. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 января 2024 года N 13/пр "О внесении изменений в Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 июня 2020 г. N 297/пр".
10. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 18 января 2024 года N 22-1/624-СЛ "О расходе ресурса "06.1.01.05 Кирпич керамический или силикатный" в сметных нормах таблицы ГЭСН 08-02-001 "Кладка стен из кирпича".
11. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 января 2024 года N 41/пр "О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год".
12. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 26 января 2024 года N 3874-ИФ/00/ЕД-17-31/216 "О совместной позиции Минстроя России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица, позволяющего определить его финансово-хозяйственное состояние".
13. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2024 года N 55/пр "О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 421/пр".
14. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 февраля 2024 года N 80/пр "Об установлении в 2024 году возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, техническим свидетельством подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального автономного учреждения".
15. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 февраля 2024 года N 100/пр "О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. N 969/пр".
16. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 102/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1046/пр "Об утверждении сметных нормативов".
17. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 106/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
18. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 107/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
19. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 108/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
20. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 109/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
21. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 110/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
22. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 111/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
23. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской ФЕДЕРАЦИИ от 16 февраля 2024 года N 112/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
24. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 113/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
25. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 114/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
26. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 115/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
27. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 117/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
28. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 118/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
29. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 121/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
30. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 122/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
31. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2024 года N 123/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
32. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 февраля 2024 года N 128/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
33. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 февраля 2024 года N 129/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
34. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 февраля 2024 года N 10046-CM/08 "По вопросу продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации".
35. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 26 февраля 2024 года N 131 "Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства".
36. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2024 года N 141/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
37. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2024 года N 142/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
38. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2024 года N 149/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
39. Постановление Правительства Нижегородской области от 1 марта 2024 года N 89/пр "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 89/пр" имеется в виду "N 89"
40. Письмо министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 6 марта 2024 года N Сл-305-195045/24 "Об изменении регионального законодательства".
41. Приказ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2024 года N 166/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
42. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2024 года N 167/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
43. Приказ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 марта 2024 года N 183/пр "О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год".
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 года N 338 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах" а" и" б" пункта 1 части 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
45. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2024 года N 357 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2130".
46. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2024 года N 399 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 339".
47. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 228/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N 716/пр".
48. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 229/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 725/пр".
2. Приказы министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области
1. Приказ министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 31 января 2024 года N 01-02/14 "Об установлении среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, на территории Нижегородской области за 2023 год".
3. Информационные письма ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области"
1. Письмо министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Институт развития агломерации Нижегородской области" от 2 апреля 2024 года N Сл-406-01-279782/24 "О внесении изменений в Методику 421/пр".
4. Рубрика "Вопрос - Ответ"
Вопрос:
Прошу дать разъяснения по расчету ненормируемых материальных ресурсов. Если к затратам труда применяется коэффициент (повышающий или понижающий), то расчет затрат делаем с учетом коэффициента или без коэффициента, т.е. только от норм, которые указаны в ГЭСНм и ГЭСНмр соответственно?
Ответ:
1. Согласно подпункту "ж" пункту 22 Методики разработки сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 18.07.2022 N 577/пр (далее - Методика N 577/пр), расход вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, используемых при производстве монтажных работ (обтирочные материалы - ветошь, концы, бумага и другое; промывочные материалы - керосин, бензин; смазочные материалы - машинное масло, солидол, тавот и тому подобное), при разработке сметных норм (ГЭСНм, ГЭСНмр) не учитывается.
В соответствии с пунктом 25 Методики N 577/пр в таблицы ГЭСН (ГЭСНр, ГЭСНрр, ГЭСНм, ГЭСНмр, ГЭСНп) включаются:
а) наименования и технические характеристики сметных норм;
б) состав работ, содержащий полный перечень основных рабочих операций;
в) измерители сметных норм;
г) затраты труда рабочих (средний разряд работы);
д) показатели норм по элементам затрат (строительным ресурсам).
Согласно пункту 44 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр (далее - Методика N 571/пр), в сметных нормах на монтаж оборудования не учтены затраты на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы, которые отсутствуют в сборниках ГЭСНм (обтирочные - ветошь, концы, бумага и другие, промывочные - керосин, бензин, смазочное масло, солидол, тавот и другие). При применении сметных норм указанные затраты принимаются в размере 2 (двух) процентов от сметной оплаты труда рабочих-строителей, определенной на основании затрат труда, указанных в сборниках ГЭСНм, и учитываются непосредственно в локальных сметных расчетах (сметах).
Пунктом 59 Методики N 571/пр установлено, что в сметных нормах на капитальный ремонт оборудования не учтены затраты на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (обтирочные - ветошь, концы, бумага и тому подобное, промывочные - керосин, бензин, смазочное масло, солидол, тавот и тому подобное), не приведенные в сборниках ГЭСНмр. При применении сметных норм указанные затраты принимаются в размере 3 (трех) процентов от сметной стоимости оплаты труда рабочих-строителей, определенной на основании затрат труда, указанных в сборниках ГЭСМмр, и учитываются непосредственно в локальных сметных расчетах (сметах).
В соответствии с пунктом 75 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методики N 421/пр), при определении сметной стоимости работ с использованием сметных норм на монтаж оборудования (далее - ГЭСНм) и капитальный ремонт оборудования (далее - ГЭСНмр) дополнительно следует учитывать сметную стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов, не учтенных в указанных сметных нормах (например, ветошь, бумага, керосин, бензин, смазочное масло, солидол) в следующих размерах:
а) 2 (два) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНм;
б) 3 (три) процента от сметной оплаты труда рабочих, определенной на основании затрат труда, указанных в ГЭСНмр.
2. Согласно пункту 84 Методики N 571/пр при отсутствии сметных норм на работы по разборке и (или) демонтажу оборудования используются сметные нормы на монтаж оборудования, включенные в сборники ГЭСНм, с применением коэффициентов, приведенных в таблице 3 к Методике N 571/пр.
Коэффициенты, приведенные в таблице 3 к Методике N 571/пр, применяются к количественным показателям сметных норм: затратам труда рабочих-строителей, времени эксплуатации машин и механизмов, в том числе затратам труда машинистов, при этом материальные ресурсы в расчете не учитываются.
Учитывая изложенное, при использовании сметных норм на монтаж оборудования, включенных в сборники ГЭСНм, для определения сметной стоимости работ по разборке и (или) демонтажу оборудования материальные ресурсы, предусмотренные сметными нормами, в расчете не учитываются, при этом сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется по расчету в соответствии с пунктом 75 Методики N 421/пр в следующем порядке:
а) значение сметной оплаты труда рабочих умножается на коэффициент, принимаемый равным размеру коэффициента, предусмотренного пунктом 84 Методики N 571/пр для применения к затратам труда рабочих-строителей. Результат вычислений округляется до двух знаков после запятой (до копеек);
б) сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется путем применения к полученному в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта норматива, установленного пунктом 75 Методики N 421/пр;
в) результат вычислений сметной стоимости вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов округляется до двух знаков после запятой (до копеек).
3. В случае использования единого поправочного коэффициента, предусмотренного сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, применяемого одновременно ко всем элементам затрат по сметной норме: затратам труда рабочих, затратам труда машинистов, материалам, эксплуатации машин, сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов рассчитывается в порядке, аналогичном приведенному в пункте 2.
4. В случае одновременного применения коэффициентов, указанных в пунктах 2 и 3, сметная стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов определяется в порядке, установленном пунктом 2, с использованием коэффициента, рассчитанного как произведение коэффициентов, указанных в пунктах 2 и 3, округленного до семи знаков после запятой.
5. Во всех иных случаях (кроме указанных в пунктах 2 - 4) поправочные коэффициенты при расчете стоимости вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов не применяются.
Вопрос:
Просим разъяснить случаи применения норм ГЭСНм40.
Демонтируем аппарат с отм. 6,0 м при помощи ручной тали по норме ГЭСНм 37-01-002-08 с коэф. на демонтаж с учетом замены мостового крана такелажными средствами согласно п. 1.37.8.2 ТЧ. Затраты на подвешивание и снятие тали учтены дополнительно по сметным нормам ГЭСНм 37-02-015. Дополнительно применен коэффициент 1,2 согласно п. 1.37.1.2 "При монтаже оборудования на отметке свыше 1 м к нормам затрат труда рабочих и нормам эксплуатации машин, в том числе затратам труда машинистов применяются поправочные коэффициенты, приведенные в приложении 37.1"
Правильно ли понимаем, что в данном сборнике перемещение свыше 1 м компенсируется коэффициентом Приложения 37.1 и дополнительные затраты по ТЕРм40 учитывать не правомерно?
Ответ:
Согласно пункту 52б Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр (далее - Методика N 571/пр), сметными нормами учтены затраты на горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов, необходимых для его монтажа, от приобъектного склада до места производства работ на расстояния, приведенные в разделах "Общие положения" или "Приложения" соответствующих сборников ГЭСНм.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 52б" имеется в виду "пункту 52"
В соответствии с пунктом 1.37.1.2 "Общих положений" ГЭСНм 81-03-37-2022 "Оборудование общего назначения" учтены затраты на вертикальное перемещение на отметку до + 1 м. При монтаже оборудования на отметке свыше 1 м к нормам затрат труда рабочих и нормам эксплуатации машин, в том числе затратам труда машинистов, применяются поправочные коэффициенты, приведенные в приложении 37.1. Эти коэффициенты учитывают влияние условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ (пункт 16 Методики N 571/пр).
В случае, когда проектом предусмотрено перемещение оборудования и материальных ресурсов на расстояние, превышающее учтенное сметными нормами соответствующих сборников ГЭСНм, дополнительно в локальные сметные расчеты (сметы) включаются затраты на вертикальное перемещение (подъем или опускание) оборудования на отметки выше или ниже учтенных в сметных нормах, за исключением случаев, когда в нормах учтено перемещение до проектных отметок. В случае, если перемещение учтено в пределах любого этажа, дополнительно следует учитывать подъем оборудования от нулевой отметки (уровня земли) до отметки пола соответствующего этажа (пункт 54 Методики N 571/пр).
Из вышесказанного следует, что при определении сметной стоимости на монтаж (демонтаж) оборудования по сборнику ГЭСНм 81-03-37-2022 следует дополнительно учитывать затраты на перемещение оборудования до отметки +6,000 м.
Вопрос:
При проектировании новой кабельной и воздушной линии использовались типовые решения выбора траншеи и типовые опоры. Смета на проектные работы на данные работы рассчитывается согласно приказа N 847/пр от 28.11.2023 г., используются таблицы N 3.11 и 3.16 соответственно. Заказчик утверждает, что необходимо при расчете проектных работ использовать коэффициенты п. 152 приказа N 707/пр от 01.10.2021 г., так как считает, что типовые траншеи и типовые опоры, это есть документация повторного использования. Правомерно ли заказчик заставляет применять данные коэффициенты к проектированию новой кабельной и воздушной линий.
Ответ:
В соответствии со статьей 48.2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) к типовой проектной документации относится проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о его вводе в эксплуатацию. Функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение, содержащееся в типовой проектной документации, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти может быть признано типовым проектным решением.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о признании проектной документации типовой проектной документацией, признании функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в типовой проектной документации, типовыми проектными решениями (за исключением объектов военного назначения) является Минстрой России.
Сведения о типовой проектной документации включаются в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Правила принятия решений о признании проектной документации типовой проектной документацией, признании функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в типовой проектной документации, типовыми проектными решениями и Правила использования типовой проектной документации, типового проектного решения утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 N 278 (ред. от 25.03.2023) (далее - Правила).
В соответствии с Правилами при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечившее подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, вправе использовать типовую проектную документацию, подготовленную применительно к объекту капитального строительства, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять такие строительство, реконструкцию.
При этом в задании на проектирование указывается необходимость использования при проектировании вышеуказанной документации, реквизиты решения о признании проектной документации типовой проектной документацией, а сама документация, подлежащая повторному применению, передается застройщиком (техническим заказчиком) в составе исходных данных для проектирования.
В случае, если при проектировании новых кабельной и воздушной линий электропередачи действительно применялась типовая проектная документация/типовые проектные решения и в задании на проектирование содержится соответствующая информация о необходимости использования такой документации, то применение коэффициентов, указанных в пункте 152 Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденной приказом Минстроя России от 01.10.2021 N 707/пр (ред. от 08.06.2023) (далее - Методика), является правомерным.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 116 Методики цены нормативных затрат на проектные работы, в том числе цены нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения и объектов инфраструктуры, утвержденные приказом Минстроя России от 28.11.2023 N 847/пр, установлены для условий индивидуального проектирования объектов с использованием для отдельных элементов строительных конструкций и технических решений чертежей типовых (повторно применяемых) изделий, оборудования и узлов.
Вопрос:
Прошу дать разъяснения по нормам:
- ГЭСНр58-01-017-02 Разборка теплоизоляции на кровле из: ваты минеральной толщиной 100 мм;
- ГЭСНр58-01-017-03 Разборка теплоизоляции на кровле из: плит пенополистирольных толщиной 100 мм;
Как применять в случае, если толщина теплоизоляции 50 мм, 150 мм, 200 мм, 300 мм (применять коэффициент на толщину: 0,5, 1,5, 2 и 3 или просто брать эти нормы применительно на любую толщину с пересчетом только мусора пропорционально?
- ГЭСНр58-01-017-01 Разборка теплоизоляции на кровле из: двух слоев стеклоткани.
Можно применять для разборки паро-гидро изоляции? Если в один слой, то нужно применять понижающий коэффициент 0,5 или брать применительно на любое количество слоев с пересчетом только мусора?
Ответ:
При разработке сметной документации выбор осуществляется из действующих сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ. При отсутствии прямых сметных нормативов в действующей сметно-нормативной базе применяются нормы, максимально соответствующие технологии работ и потребности в ресурсах.
При определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства применяются сметные нормы, включенные в сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (далее - ГЭСНр).
Согласно пункту 58 общих положений методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, в случае отсутствия необходимых сметных норм, включенных в сборники ГЭСНр, сметные затраты на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены по сметным нормам сборника 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений" государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (далее - ГЭСН46). При отсутствии необходимых сметных норм в сборниках ГЭСНр и ГЭСН46 следует применять сметные нормы, включенные в другие сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы.
В соответствии с пунктом 1.58.1 Общих положений сборника 58 "Крыши, кровли" ГЭСНр нормы сборника 58 содержат совокупность количественных показателей строительных ресурсов (материалов, изделий и конструкций, затрат труда рабочих в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов), установленных на принятый измеритель. Измерителем норм ГЭСНр58-01-017-02, ГЭСНр58-01-017-03 и ГЭСНр58-01-017-01 является площадь ремонтируемого покрытия кровли без вычета площади, занимаемой слуховыми окнами, трубами, брандмауэрами и парапетами, и без учета их обделки. Данными сметными нормами не предусмотрено применение коэффициентов к прямым затратам для изменения толщины теплоизоляции и количества слоев стеклоткани.
Объемная масса строительного мусора может быть определена исходя из фактических объемов демонтируемых материалов и конструкций.
Окончательное решение о применении сметных норм принимается Заказчиком и указывается в Техническом задании на разработку сметной документации и в договоре подряда.
Вопрос:
Осуществляем ремонт автомобильных дорого общего пользования регионального и межмуниципального значения. Заказчик при определении стоимости работ по фрезерованию разрушенного слоя асфальтобетонного покрытия использует нормы сборника ГЭСНр68 (ФЕРр68) "Благоустройство".
Просим разъяснить, правомочно ли применение указанного сборника, если по этому вопросу есть разъяснение ФЦЦС от 29.09.2008 N 851-6833/ФЦ, которое однозначно говорит, что при определении стоимости дорожных работ на региональных автомобильных дорогах общего пользования следует использовать нормы сборника ГЭСН27 (ФЕР27) "Автомобильные дороги".
Ответ:
При разработке сметной документации выбор норм (расценок) осуществляется из действующих сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и потребностью в строительных ресурсах.
При определении сметной стоимости ремонтных работ и работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства применяются сметные нормы и расценки, включенные в сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы и сборники федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (далее соответственно - ГЭСНр, ФЕРр).
В соответствии с пунктом 58 общих положений методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, в случае отсутствия необходимых сметных норм (единичных расценок), включенных в сборники ГЭСНр (ФЕРр), сметные затраты на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены по сметным нормам и расценкам, включенным в сборники государственных элементных сметных норм на строительные работы и федеральных единичных расценок на строительные работы (далее соответственно - ГЭСН, ФЕР).
Принимая во внимание разъяснения федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов от 29.09.2008 N 851-6833/ФЦ, применяемые к сметно-нормативной базе 2001 года (в первоначальной редакции), и информацию, опубликованную ФАУ "Главгосэкспертиза России" в презентации "Обзор ключевых изменений в новой сметно-нормативной базе (ФСНБ-2022)", можно сказать, что позиция федерального органа по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве не изменилась, а именно:
- нормы сборника 27 "Автомобильные дороги" ГЭСН (далее - ГЭСН27) предназначены для определения стоимости строительно-монтажных работ на автомобильных дорогах, а также работ по капитальному ремонту и реконструкции больших участков автомобильных дорог преимущественно вне населенных пунктов;
- нормы сборника 68 "Благоустройство" ГЭСНр (далее - ГЭСНр68) предусмотрены для выполнения ремонтных работ на небольших участках городских проездных дорог преимущественно в черте населенных пунктов.
Согласно пункту 1.27.1. общих положений сборника 27 "Автомобильные дороги" федеральных единичных расценок на строительные работы (далее - ФЕР27) и ГЭСН27 федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен по состоянию на 01.01.2001 (ФЕР-2020) сметные нормы и расценки применяются при определении сметной стоимости работ по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках.
В соответствии с пунктом 1.68.2. общих положений сборника 68 "Благоустройство" федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (далее - ФЕРр68) и ГЭСНр68 федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен по состоянию на 01.01.2001 (ФЕР-2020) расход ресурсов на выполнение ремонтно-строительных работ на дорогах рассчитан исходя из условий выполнения их вручную.
Исходя из вышесказанного, учреждение считает возможным применение расценок ФЕР27 при проведении работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения.
Окончательное решение о применении сметных норм и расценок принимается Заказчиком.
<< Раздел III. Стоимость одного квадратного метра жилья |
||
Содержание Региональный информационный бюллетень Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.