Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Вопросы ценообразования и сметного нормирования
1. Постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области, приказы Минстроя России
1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2023 года N 55/пр "Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна".
2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 марта 2023 года N 230/пр "Об установлении требований к форматам предоставления сведений, содержащихся в разрешении на строительство и разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства".
3. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 мая 2023 года N 344/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".
4. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 июня 2023 года N 409/пр "О внесении изменений в Порядок утверждения сметных нормативов, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 января 2020 г. N 2/пр, и Методику определения стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 707/пр".
5. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июня 2023 года N 457/пр "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Минстроя России от 21 декабря 2021 г. N 979/пр".
6. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 июля 2023 года N 527/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства".
7. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 551/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1046/пр "Об утверждении сметных нормативов".
8. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2023 года N 558/пр "О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. N 969/пр".
9. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 августа 2023 года N 604/пр "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта и порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
10. Постановление Правительство Российской Федерации от 15 сентября 2023 года N 1506 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
11. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 года N 716/пр "О формировании сводного перечня строительных ресурсов-представителей".
12. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 года N 725/пр "О формировании перечней специализированных строительных ресурсов".
2. Информационные письма ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области"
1. Письмо министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Институт развития агломерации Нижегородской области" от 31 августа 2023 года N Сл-406-01-713909/23 "О методе определения сметной стоимости объектов, имеющих отраслевую специфику".
3. Рубрика "Вопрос-Ответ"
Вопрос:
Просим Вас дать разъяснения по применению метода при составлении сметных расчетов при корректуре проекта.
В 2022 году был разработан проект на ремонтно-реставрационные работы объекта. Локальный сметный расчет был произведен базисно-индексным методом в базе ТЕР Нижегородской области. В марте текущего года произошло обрушение части стены ограждения. В результате чего, возникла необходимость в корректуре рабочей проектной документации с вычленением участка стены из общего объема, предусмотренного первоначальной сметой к проекту с увеличением объема. Согласно письма Минстроя России от 01.11.2022 N 57180-АВ/09 "Вместе с тем практическое применение федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (ФСНБ-2020) и территориальных сметно-нормативных баз, применение которых предусмотрено порядком, установленным нормативными правовыми актами и методическими документами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 3 июля 2016 г., будет возможно исключительно в целях обеспечения возможности корректировки сметной документации в составе проектной документации, разработанной до момента перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства."
Возникает вопрос: каким методом должна быть рассчитана смета по корректуре (на март месяц), учитывая, что основной проект и сметы были разработаны базисно-индексным методом (по базе ТЕР) в 2022 г., а корректура составлялась на момент действия ресурсно-индексного метода?
Ответ:
Во исполнение пункта 26(1) Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1452, Нижегородская область осуществила переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства (далее - РИМ) в I квартале 2023 года.
В связи с этим, с 25 февраля 2023 года определение сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта по новым объектам должно осуществляться РИМ.
Информационные письма по вопросам перехода Нижегородской области на РИМ размещены на официальном сайте учреждения https://gradrazvitie.ru/perexod-na-resursno-indeksnyj-metod-cenoobrazovaniya-v-stroitelstve/.
После 25 февраля 2023 года для объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта применение базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства (далее - БИМ) возможно в следующих случаях:
- разработка сметной документации по данным объектам начата по заданию на проектирование, утвержденному заказчиком до 25 февраля 2023 года (по решению заказчика);
- для корректировки сметной документации в составе проектной документации, ранее разработанной БИМ.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Минстроя России применение БИМ сохраняется на переходный период по объектам капитального строительства, имеющим отраслевую специфику, для которых Минстроем России публикуются специализированные индексы изменения сметной стоимости, учитывающие указанную специфику, а также для ремонтно-реставрационных работ.
Переход к определению сметной стоимости строительства указанных объектов и работ РИМ планируется осуществить до конца 2023 года.
Исходя из вышесказанного, в случае если проектная документация и входящая в ее состав сметная документация на работы по восстановлению обрушенной части стены ограждения будет выполнена в рамках внесения изменений в ранее утвержденное (до 25.02.2023 года) техническое задание, то следует применять метод, указанный в техническом задании. В Вашем случае - базисно-индексный метод с использованием территориальной сметно-нормативной базы Нижегородской области (далее - ТСНБ НО).
Если же проектная документация и входящая в ее состав сметная документация на указанные выше работы будет разрабатываться в соответствии с новым техническим заданием, утвержденным после 25.02.2023 года, то следует применять базисно-индексный метод с применением действующих на момент составления сметных нормативов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН) до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в ФРСН в установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ТСНБ НО включена в ФРСН до 14.06.2016 и введена в действие постановлениями Правительства Нижегородской области 29.06.2016, федеральная сметно-нормативная база ФСНБ-2022 утверждена и введена в действие приказом Минстроя России от 27.12.2022 N 1133, сведения о ФСНБ-2022 внесены в ФРСН. Кроме того, 25 февраля 2023 года в ФГИС ЦС размещены сметные цены строительных ресурсов для Нижегородской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 1133" имеется в виду "N 1133/пр"
В связи с этим, ТСНБ НО допустимо применять исключительно для объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, сметная стоимость которых была определена БИМ до перехода на РИМ или разработка сметной документации по которым была начата по заданию на проектирование, утвержденному заказчиком до 25 февраля 2023 года.
В настоящий момент в соответствии с разделом XII Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (ред. от 07.07.2022) (далее - Методика 421), сметная стоимость ремонтно-реставрационных работ определяется базисно-индексным методом с применением сборников сметных норм и единичных расценок на реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры г. Москвы (ССН-84) (далее - Сборники ССН-84), сведения о которых включены в ФРСН. При отсутствии в Сборниках ССН-84 необходимых единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве стоимость таких работ определяется по соответствующим единичным расценкам, включенным в сборники ФЕР-2020. При этом коэффициенты, учитывающие условия производства работ, представленные в Приложении 10 к Методике 421 (таблица 5) к сборникам ССН-84 и ФЕР-2020, не применяются.
Дополнительно сообщаем, что при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования с применением ФЕР и Сборников ССН-84 локальные сметные расчеты (сметы) составляются отдельно на ремонтно-реставрационные работы, сметная стоимость которых определена с использованием Сборников ССН-84 и работы, сметная стоимость которых определена с использованием ФЕР.
Вопрос:
Возможно ли применять показатели НЦС для определения стоимости капитального ремонта и реконструкции объектов?
Ответ:
В соответствии с пунктом 33.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации укрупненный норматив цены строительства (далее - НЦС) - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
Порядок разработки и применения НЦС определен Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядком их утверждения, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2019 N 314/пр (далее - Методика 314).
Согласно пункту 3 Методики 314 НЦС разрабатываются и применяются для определения стоимости нового строительства, осуществляемого в условиях производства работ, при которых отсутствуют усложняющие факторы (стесненность, загазованность, работа вблизи действующего оборудования и другие усложняющие факторы). Для учета специфики строительства объектов в различных условиях применяются поправочные коэффициенты, приведенные в технической части сборников НЦС.
Учитывая изложенное, в соответствии с действующим законодательством НЦС могут быть разработаны только для определения стоимости строительства объектов капитального строительства.
Возможность разработки НЦС для определения стоимости работ, выполняемых при реконструкции, технологическом перевооружении, капитальном и текущем ремонте объектов, а также для определения стоимости отдельных элементов объектов капитального строительства на законодательном уровне не установлена.
Вопрос:
Подскажите, при составлении смет РИМ в конце сметы начисляется НДС 20%? Ресурсы со сплит-формы даются без НДС или с НДС? В примере сметы РИМ на сайте ФГИС ЦС, в конце сметы нет НДС.
Ответ:
Согласно пункту 181 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, расчет суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) выполняется от итогов глав 1 - 12 сводного сметного расчета с учетом резерва средств на непредвиденные работы и затраты, за исключением стоимости работ и услуг, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, размещенные в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве на сайте https://fgiscs.minstroyrf.ru в разделе "Сметные цены и индексы изменения сметной стоимости строительства", приведены за единицу измерения без НДС, соответственно и в сплит-форму выводятся без НДС.
Вопрос:
Вопрос по конъюнктурному анализу материальных ресурсов при переходе на определение сметной стоимости ресурсно-индексным методом. При отсутствии материала в базе 2022 г. стоимость допускается принимать по конъюнктурному анализу или только по индексу группы материальных ресурсов?
Ответ:
В соответствии с пунктом 97 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), при отсутствии данных по стоимости отдельных материальных ресурсов и оборудования в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) их сметная цена в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной цены таких ресурсов в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2022 (далее - ФСБЦ-2022) и индексов к группам аналогичных материальных ресурсов.
Согласно пункту 98 Методики N 421/пр при отсутствии сметных цен по отдельным материальным ресурсам и оборудованию в ФГИС ЦС и ФСБЦ-2022, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с положениями пунктов 90 - 92 Методики N 421 с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и результатов конъюнктурного анализа текущих цен не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков в соответствии с положениями пунктов 13 - 21 Методики N 421/пр.
Вопрос:
Применяется ли РИМ при определении стоимости текущего ремонта многоквартирных жилых домов?
Ответ:
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, подготовка технической документации на текущий ремонт зданий и сооружений не предусматривается.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Одновременно согласно пункту 9.1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контрактов на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
При разработке сметных нормативов учтены технологические операции и понятия для нового строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, приведенные в статье 1 ГрК РФ.
Таким образом, если технология выполняемых работ совпадает с предусмотренной соответствующими сметными нормативами и расчет сметной стоимости на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений осуществляется с применением проектно-сметного метода, то по решению заказчика применение ресурсно-индексного метода возможно.
<< Раздел III. Стоимость одного квадратного метра жилья |
||
Содержание Региональный информационный бюллетень Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.