Доводим до Вашего сведения, что с 25 февраля 2023 года на территории Нижегородской области основным методом определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта стал ресурсно-индексный метод (далее - РИМ) и вступила в действие федеральная сметно-нормативная база в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года (далее - ФСНБ-2022), утвержденная приказом Минстроя России от 30.12.2021 N 1046/пр (ред. от 27.12.2022, с изм. от 02.08.2023), сведения о которой внесены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН).
Условия перехода на РИМ фактически установлены положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.06.2017 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - ФЗ N 191), а именно:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "26.06.2017" имеется в виду "26.07.2017"
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в ФРСН в установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Переход всех субъектов Российской Федерации на РИМ происходит неодновременно и в соответствии с пунктами 26.1 и 29 Постановления N 1452 должен быть завершен в период до III квартала 2023 года.
Условием, определяющим факт перехода субъекта на РИМ является одновременное исполнение пунктов "а" и "в" пункта 3(1) Постановления N 1452, а именно размещения для субъекта РФ в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) информации об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов (далее - Индексы) и сметных цен строительных ресурсов (далее - сметные цены).
Принятие отдельного нормативного правового акта, подтверждающего факт перехода на РИМ, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Все условия, перечисленные в части 1 статьи 3 ФЗ N 191, для Нижегородской области выполнены 25 февраля 2023 года.
Согласно информации о применении РИМ, размещенной на сайте https://fgiscs.minstroyrf.ru/, а также разъяснениям Минстроя России переход к определению сметной стоимости строительства РИМ на данный момент не распространяется на объекты капитального строительства, имеющие отраслевую специфику, в том числе автомобильные дороги (за исключением дорог с грунтовым покрытием), для которых Минстроем России публикуются укрупненные индексы изменения сметной стоимости, учитывающие указанную отраслевую специфику таких объектов, а также на ремонтно-реставрационные работы.
Переход к определению сметной стоимости строительства указанных объектов и работ РИМ Минстрой России планирует осуществить до конца IV квартала 2023 года.
Вместе с тем сообщаем, что индексы изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, публикуемые Минстроем России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452 на сайте ФГИС ЦС, не применяются при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, имеющих отраслевую специфику, в том числе при определении сметной стоимости строительства автомобильных дорог. Данная информация содержится в примечаниях к индексам изменения сметной стоимости к группам однородных строительных ресурсов (Часть 1. Материалы, изделия, конструкции и оборудование) и к сплит-форме, опубликованным на сайте ФГИС ЦС для Нижегородской области за III квартал 2023 года.
Исходя из вышесказанного, для вновь начинаемых объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог (после 25 февраля 2023 года) на территории Нижегородской области (кроме автомобильных дорог с грунтовым покрытием) при составлении сметной документации допустимо применять базисно-индексный метод определения сметной стоимости с использованием федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ-2001) в редакции 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 759 Гражданского Кодекса РФ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Таким образом, метод определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства определяется заказчиком и указывается в техническом задании на проектирование.
В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.05.2023) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" "в случае, если в отношении субъекта Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве размещены сметные цены строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) индексы изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, то сметная документация объектов капитального строительства, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации, разрабатывается с применением сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., а также индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве".
Учитывая факты, что на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты о невозможности применения РИМ для отраслевых объектов (есть только разъяснения, не имеющие статус нормативных правовых актов), решение о возможности применения РИМ с использованием ФСНБ-2022 при определении сметной стоимости вновь начинаемых объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог (после 25 февраля 2023 года) на территории Нижегородской области в переходный период остается за заказчиком.
Дополнительно сообщаем, что разъяснения учреждения не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор |
М.И. Генин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Институт развития агломерации Нижегородской области" от 31 августа 2023 г. N Сл-406-01-713909/23 "О методе определения сметной стоимости объектов, имеющих отраслевую специфику"
Опубликование:
-