В соответствии с постановлением Администрации города Дзержинска от 30.06.2008 N 2397 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений, формирования и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ городского округа город Дзержинск", руководствуясь статьей 57 Устава городского округа город Дзержинск, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной муниципальной целевой программы "Молодежь Дзержинска" на 2013 - 2015 годы.
2. Поручить разработать долгосрочную муниципальную целевую программу "Молодежь Дзержинска" на 2013 - 2015 годы отделу молодежной политики (О.В. Тренёва).
3. Информационно-аналитическому управлению (И.Ю. Соловьев) опубликовать постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации города (городского округа) по социальной политике Нестерову Т.А.
Мэр города |
В.Ф. Сопин |
Концепция
долгосрочной муниципальной целевой программы
"Молодежь Дзержинска" на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации города Дзержинска
от 7 сентября 2012 г. N 3824)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Дзержинска
Одним из главных факторов обеспечения развития российского общества является молодежь - отдельная группа населения со своими специфическими потребностями, возможностями и интересами, обусловленными формированием личности. От молодого поколения граждан зависит реализация таких важнейших функций, как воспроизводство населения, обеспечение трудовых ресурсов, защита государства.
По данным статистики в 2011 году численность молодежи (граждан в возрасте от 14 до 30 лет) в городском округе город Дзержинск составила 58 627 человек, что соответствует примерно 23% всего трудоспособного населения городского округа.
Городской округ город Дзержинск является вторым по численности населения в Нижегородской области, а также одним из ведущих индустриальных и научных центров региона. В связи с этим, формирование и реализация последовательной молодежной политики должны стать важным приоритетом в деятельности Администрации городского округа город Дзержинск, обеспечивающим его дальнейшее успешное развитие.
В настоящее время молодежь городского округа город Дзержинск:
обладает большим интеллектуальным, физическим и нравственным потенциалом развития;
является самостоятельной, мобильной и восприимчивой к новому группой населения;
активно интегрируется в российское и мировое сообщество, участвует в глобальных информационных, экономических, политических и гуманитарных процессах.
Однако, существует ряд негативных тенденций и острых нерешенных проблем в молодежной среде города Дзержинска, препятствующих успешному развитию молодежи и общества в целом. Отрицательные демографические процессы вызывают уменьшение абсолютной численности и доли молодежи в структуре населения городского округа. Вместе с тем, невысокой остается рождаемость, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка, увеличивается количество разводов молодых семей. В сознании большинства молодых людей отсутствует четкое представление о базовых ценностях общества, что затрудняет их самоопределение в социальной иерархии, снижает мотивацию к самореализации и ощутимо влияет на развитие гражданской и общественно-политической активности молодежи. Недостаточно развита система информационно-аналитического и научно-методического обеспечения реализации молодежной политики городского округа.
Одной из наиболее острых проблем молодежи является трудоустройство на временные и постоянные рабочие места, в том числе проблема вторичной занятости, а также трудности при поступлении на работу при отсутствии опыта, стажа трудовой деятельности. Вместе с тем, в городском округе отсутствует система целенаправленного развития и поддержки молодежного предпринимательства. Существует проблема востребованности молодежи с ограниченными возможностями на предприятиях, в организациях и учреждениях городского округа.
Требует эффективного решения проблема социальной обустроенности молодежи - улучшение жилищных условий, организация содержательного досуга, наличие качественных и доступных медицинских и других социальных услуг. Вышеперечисленные факторы способствуют оттоку экономически активной части молодых людей из Дзержинска.
Отрицательные тенденции наблюдаются в сфере физического и психологического здоровья молодых граждан, основной угрозой здоровью молодого поколения выступают наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, алкогольная, никотиновая и другие виды зависимостей.
Таким образом, развитие положительных тенденций, внедрение позитивного опыта решения обозначенных проблем с постепенным устранением негативных составляющих молодежной среды, развитие и использование потенциала молодежи в интересах успешного социально-экономического развития городского округа город Дзержинск может быть достигнуто при условии формирования и реализации целостной системы муниципальной молодежной политики.
Правовые основы молодежной политики
Правовую основу деятельности по работе с детьми и молодежью составляют:
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики";
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;
- Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. N 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области";
- Стратегия государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Нижегородской области от 21 ноября 2011 г. N 934;
- Концепция молодежной политики в городском округе город Дзержинск Нижегородской области на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Администрации города Дзержинска от 28 марта 2011 г. N 781;
- Распоряжение Правительства Нижегородской области от 24.03.10 г. N 517-р "О нормативах минимального обеспечения молодежи региональными и муниципальными учреждениями, в том числе по месту жительства".
Органы и учреждения по работе с молодежью
Органами по работе с детьми и молодежью являются:
Отдел молодежной политики Администрации города и учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение "Социально-досуговый центр детей и молодёжи "Созвездие", Муниципальное бюджетное учреждение социальной поддержки "Комплексный центр по работе с детьми и молодежью "Молодежные инициативы", Муниципальное бюджетное учреждение "Центр патриотического воспитания "Отечество".
Основные понятия
Государственная молодежная политика (ГМП) - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России.
Дети - лица до достижения ими возраста 18 лет.
Молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет.
Молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
Молодежное общественное объединение - это объединение граждан в возрасте от 14 лет, объединившихся на основе общности интересов;
Детское общественное объединение - это объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет, и совершеннолетних граждан, объединившихся для совместной деятельности.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Программа разрабатывается с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития города на среднесрочную перспективу, является логическим продолжением и развитием долгосрочной целевой программы "Молодежь Дзержинска" на 2008 - 2012 годы и служит основой для разработки и реализации соответствующих программ в учреждениях, реализующих молодежную политику города Дзержинска.
В период выполнения предыдущей Программы в городе созданы организационные основы молодежной политики и выработан механизм ее реализации. Опыт реализации государственной молодежной политики посредством программно-целевого метода позволяет определить приоритеты деятельности, привлечь необходимые финансовые и организационные ресурсы, совершенствовать систему логически последовательных и взаимосвязанных действий, развить и упрочить структуру взаимодействия различных ведомств по вопросам государственной молодежной политики, целенаправленно финансировать социально значимые мероприятия и проекты.
В ходе реализации программы "Молодежь Дзержинска" на 2008 - 2012 годы удалось добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодежной среде:
- повышение социальной активности молодежи;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- рост заинтересованности молодежи в сохранении своего здоровья;
- повышение интереса молодежи к массовым видам спорта и активным видам досуга.
За период с 2008 по 2012 годы получены следующие результаты:
- разработаны долгосрочные муниципальные целевые программы ("Патриотическое воспитание жителей города Дзержинска" на 2011 - 2013 годы, утверждена постановлением Администрации города от 09.03.2011 N 533; "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Дзержинска" на 2011 - 2013 годы, утверждена постановлением Администрации города от 06.04.2011 N 909; "Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ" на 2011 - 2013 годы, утверждена постановлением Администрации города от 25.01.2011 N 95);
- оказана поддержка в реализации социально значимых проектов 3-м учреждениям по работе с детьми и молодежью;
- на условиях временной занятости несовершеннолетних ежегодно было трудоустроено 1500 человек в возрасте от 14 до 18 лет;
- в 8 учреждениях высшего и среднего профессионального образования действуют студенческие клубы, объединяющие обучающихся с целью организации полноценного досуга, проявления социально значимой инициативы, приобщения к здоровому образу жизни;
- созданы новые молодежные общественные объединения (Молодежная Администрация).
Молодежь обладает большими возможностями, которые необходимо задействовать в интересах города. Для того, чтобы потенциал молодежи мог быть реализованным в качестве одного из важных ресурсов городского развития, необходимо выстроить механизмы, позволяющие молодежи оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных мероприятий, направленных на включение молодежи в созидательные процессы городского развития, и их увязка с реальными возможностями городского бюджета.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях решения проблемы:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в городе;
- развитие созидательной активности детей и молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Позитивных результатов в реализации городской молодежной политики можно достичь только при условии объединения усилий органов местного самоуправления, общественных объединений и внедрения новых управленческих технологий.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Если рассматривать решение проблемы без использования программно-целевого метода, то необходимо отметить, что оно влечёт за собой нарушение системы работы по реализации государственной молодёжной политики, проводимой на территории городского округа город Дзержинск, одним из подходов которой является программно-целевой, и рассматривается в следующих аспектах:
1. Нарушится механизм управления данной сферой деятельности при проведении мероприятий городского характера и мероприятиями, проводимыми субъектами молодежной политики.
2. Нарушится принцип адресности и целевого подхода в использовании средств.
3. В каждом субъекте молодежной политики будут определены свои подходы к реализации государственной молодёжной политики, которые не будут совпадать с муниципальными, что влечёт за собой постановку разных целей, задач, принципов и разлад системы.
4. Нарушится принцип межведомственного характера взаимодействия, который предполагает решение проблем молодых граждан всеми структурными подразделениями органов местного самоуправления при чётком распределении полномочий и ответственности, который особенно важен при проведении мероприятий.
5. В мероприятия по реализации государственной молодёжной политики кроме государственных и муниципальных структур не будут включены негосударственные (общественные) структуры, что ведёт к нарушению принципа конструктивного партнёрского взаимодействия и нарушению законодательства РФ.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Существуют следующие возможные варианты решения проблемы.
Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования. Это позволит решить все поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с рисками, связанными с недостатками в управлении Программой, с неверно выбранными приоритетами развития молодежной политики.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут повлечь за собой слабую координацию действий различных субъектов молодежной политики, что, в свою очередь, может привести к неоправданному дублированию мероприятий и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Этот риск может быть преодолен путем создания эффективной системы координации усилий субъектов молодежной политики. Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с недостатками управления, в структуре управления Программой предусмотрена деятельность координационного совета по реализации государственной молодежной политики на территории городского округа город Дзержинск по планированию, координации и анализу реализации Программы. При поиске возможных вариантов развития молодежной политики риск использования неверно выбранных приоритетов может привести к ошибкам в планировании программных мероприятий и определении объема их финансирования, что снизит эффективность использования бюджетных средств. Избежать отрицательных последствий данного риска поможет организация социологических исследований состояния молодежной политики и мониторинга хода реализации Программы.
Второй вариант - реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях.
При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь целей и решить задачи Программы. Целевые индикаторы и показатели непосредственных результатов не будут выполнены в прогнозируемом объеме.
Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.
V. Ориентировочные сроки реализации Программы
Программа реализуется с 2013 по 2015 годы.
VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации программы по годам
Цель Программы: создание благоприятных условий и возможностей для успешной самореализации молодых людей, а также использование потенциала молодежи в интересах инновационного развития города Дзержинска
Задачи Программы:
- поддержка и укрепление института молодой семьи, воспитание молодежи в духе нравственности и приверженности традиционным ценностям;
- формирование установки на здоровый образ жизни и профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде;
- создание условий для повышения социальной компетентности молодежи и реализации её творческого потенциала;
- содействие профессиональному самоопределению и занятости молодежи;
- вовлечение молодежи в социальную практику;
- формирование благоприятных условий жизнедеятельности молодежи.
Задачи Программы предполагается осуществлять через реализацию программных мероприятий.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы
Наименование индикаторов целей и задач Программы |
Единицы измерения |
Значения индикаторов |
||||
На момент разработки Программы (2012 год) |
2013 год |
2014 год |
По окончании реализации Программы 2015 год |
Без программного вмешательства |
||
Доля молодежи, вовлеченной в проекты, программы и мероприятия в сфере молодежной политики, по отношению к общей численности указанной категории |
% |
24,0 |
25,0 |
26,0 |
27,0 |
24,0 |
Доля учащейся молодежи, охваченной мероприятиями по профессиональному самоопределению, трудоустроенной на условиях временной занятости, по отношению к общей численности указанной категории |
% |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
10,0 |
Количество молодых семей, охваченных мероприятиями, направленными на формирование ответственного отношения к семейной жизни, сознательного родительства, по отношению к общей численности молодых семейных пар города |
семья |
150 |
210 |
280 |
340 |
150 |
Доля молодежи, участвующей в деятельности общественных объединений, от общего количества молодежи |
% |
6,7 |
6,8 |
6,9 |
7,0 |
6,7 |
Доля молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности, от общего количества молодежи |
% |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
- укрепление института молодой семьи, пропаганда ответственного родительства, популяризация семейного позитивного досуга;
- формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни;
- совершенствование работы со студенчеством, молодежью, работающей на промышленных предприятиях и в организациях;
- увеличение количества молодежи, вовлеченной в добровольческую деятельность;
- расширение возможностей для участия молодежи в общественной жизни города и инновационной деятельности;
- содействие в развитии международного и межрегионального молодежного сотрудничества;
- обеспечение функционирования действующих муниципальных учреждений молодежной политики;
- увеличение количества молодежи, охваченной мероприятиями по профессиональному самоопределению, трудоустроенной на условиях временной занятости;
- совершенствование организационной структуры и ресурсного обеспечения реализации молодежной политики в городе: кадрового, финансового, информационного;
- обеспечение подготовки, переподготовки, повышение квалификации участников реализации молодежной политики.
VIII. Предложения по исполнителям Программы
Исполнители:
- Отдел молодежной политики Администрации города и подведомственные учреждения;
- Отдел культуры Администрации города и подведомственные учреждения;
- Отдел физкультуры и спорта Администрации города и подведомственные учреждения;
- Управление образования Администрации города и подведомственные учреждения;
- Информационно-аналитическое управление Администрации города;
- Управление внутренней политики Администрации города во взаимодействии и по согласованию с:
- Общественными организациями и объединениями, занимающимися вопросами молодежной политики;
- Молодежным парламентом;
- Молодежной Администрацией.
Исполнители программных мероприятий осуществляют следующие функции:
- планирование мероприятий (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
- обеспечение реализации программных мероприятий;
- проведение мероприятий по привлечению СМИ и общественности к вопросам реализации молодежной политики на территории городского округа город Дзержинск.
Организация исполнения мероприятий Программы осуществляется руководителями привлекаемых к выполнению Программы исполнителей в пределах их компетенции.
Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и полное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация города.
Координацию деятельности и организацию взаимодействия в сфере молодежной политики осуществляет Координационный совет по реализации государственной молодежной политики на территории городского округа город Дзержинск, состав и положение о Координационном совете утверждается постановлением Администрации города Дзержинска.
IX. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы
Заказчиком Программы является Администрация города Дзержинска.
Основным разработчиком - Отдел молодежной политики Администрации города Дзержинска.
Исполнителем-координатором - Отдел молодежной политики Администрации города Дзержинска.
X. Предложения по направлениям финансирования Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств городского бюджета, выделенных в период с 2013 по 2015 годы.
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы из средств городского бюджета в 2013 - 2015 годах составляет 29 400,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 10 900,0 тыс. руб.
2014 год - 9 000,0 тыс. руб.
2015 год - 9 500,0 тыс. руб.
Финансирование расходов на реализацию мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на соответствующие годы. При формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей доходной части городского бюджета.
Главным распорядителем бюджетных средств является Администрация города.
XI. Предложения по формированию мероприятий Программы
Формирование программных мероприятий предполагается осуществлять в соответствии с поставленными задачами. Перечень конкретных программных мероприятий, оценка результативности их реализации и объемов бюджетного финансирования будет определяться на стадии разработки Программы.
Все мероприятия Программы должны иметь последовательность их выполнения "задача - мероприятие - результат - контроль".
Классификация мероприятий будет осуществляться по следующим уровням:
а) общегородские мероприятия;
б) мероприятия, проводимые в городе при участии органов местного самоуправления;
в) мероприятия, проводимые в учреждениях, реализующих молодежную политику на территории городского округа;
г) иные мероприятия.
Для решения поставленных Программой задач в системе программных мер предусматривается:
1. В сфере поддержки и укрепления молодой семьи, воспитания молодежи в духе нравственности и приверженности традиционным ценностям:
- формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство;
- организация семейного досуга.
2. В сфере формирования установки на здоровый образ жизни и профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде:
- пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
- развитие и поддержка массовых форм физической культуры и спорта;
- реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений, клубов по месту жительства);
- организация детско-юношеского туризма и экскурсионной работы с детьми и молодежью:
- вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи.
3. В сфере создания условий для повышения социальной компетентности молодежи и реализации ее творческого потенциала:
- развитие системы культурно-массовых досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций;
- развитие системы мер поощрения способностей талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
- развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы;
- проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства.
4. В сфере содействия профессиональному самоопределению и занятости молодежи:
- создание и поддержка молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;
- поддержка предпринимательской активности молодежи;
- организация обучающих программ, семинаров, школ для молодежи городского округа, проведение конкурсов молодежных бизнес-идей и проектов, выставок и конкурсов профессионального мастерства молодежи.
5. В сфере вовлечения молодежи в социальную практику:
- проведение обучения актива молодежных общественных объединений; - проведение семинаров, конференций, тренингов, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;
- развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, "правительствам", советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи;
- сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;
- издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;
- проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;
- поддержка и развитие системы информационных каналов (сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании, и т.д.).
6. В сфере формирования благоприятных условий жизнедеятельности молодежи:
- укрепление материально-технической базы учреждений молодежной политики с целью увеличения объема и повышения качества социальных услуг, предоставляемых детям и молодежи города.
Начальник отдела молодежной политики |
О.В. Тренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 7 сентября 2012 г. N 3824 "О разработке долгосрочной муниципальной целевой программы "Молодежь Дзержинска" на 2013 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинские ведомости" от 21 сентября 2012 г. N 37