Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 16 сентября 1997 г. N 680
Концепция
создания городской информационной справочной системы (ГИСС)
См. Концепцию развития городской информационно-справочной системы (ГИСС), одобренную постановлением Правительства Москвы от 11 апреля 2006 г. N 253-ПП
Распоряжением Мэра Москвы от 22 сентября 1998 г. N 963-РМ реализация настоящей Концепции переносится на 1999 и последующие годы
1. Исходные данные
Городская автоматизированная информационно-справочная система г.Москвы (в дальнейшем - ГИСС) создается в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 860 от 15.10.96. ГИСС предназначена для обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения Москвы и гостей столицы.
В настоящее время в области информационно-справочного обслуживания жителей и гостей столицы сложилась следующая ситуация.
До начала девяностых годов справочное обслуживание населения обеспечивалось "Мосгорсправкой". Сегодня же возможность получить общегородскую справочную информацию на улицах города и в местах общего пользования практически отсутствует. Некоторым исключением являются ведомственные информационно-справочные системы транспортных служб (вокзалы, станции метро, аэропорты) и информационные издания, продающиеся в коммерческих киосках. К сожалению, имеющиеся в них данные носят разрозненный характер, отсутствует единая технология их актуализации, сведения о городе зачастую противоречивы. Кроме того, предоставляемая информация порой искажена, а ее источники сомнительными. На открытом рынке существуют, например, контрафактные копии служебных баз данных МВД, поставляемые на оптических дисках, которые никем не авторизованы и не обновляются.
В то же время, ежедневно справочные службы МГТС обрабатывают до 1.5 млн. запросов абонентов телефонных сетей. Около 2 миллионов приезжих ежедневно нуждается в справочном обслуживании. По оценкам специалистов СИЦ'а (справочно-информационного центра МГТС) еще приблизительно 1.5 млн. запросов просто не обрабатываются так как отсутствует возможность высылки счета на оплату услуг.
Следовательно спрос на информационные услуги в Москве остается крайне высоким, тогда как существующая городская система информационно-справочного обслуживания устарела и мало приспособлена к работе в новых условиях. Таким образом очевидно, что сложилась крайне негативная ситуация, которая продолжает усугубляться чисто объективными причинами - наличие на рынке незанятой ниши подогревает интерес коммерческих структур и провоцирует на появление суррогатных справочных служб, имитирующих услуги Мосгорсправки и, естественно, никак не отвечающих за качество услуг.
Исходя из этого, создание общегородской информационно-справочной системы необходимо для выполнения одной из важнейших функций муниципальных органов - повышения качества жизни москвичей и гостей столицы, которое может быть, в частности, достигнуто за счет налаживания эффективного информационного обслуживания.
Опыт крупных городов мира показывает, что с помощью современных информационных технологий можно эффективно организовать справочно-информационное обслуживание населения и получить дополнительный качественный аппарат для формирования общественного сознания. Принципиально новые возможности в обобществлении информации и организации массового дистанционного доступа к ней обеспечены широким развитием общедоступных компьютерных сетей, особенно - реализуемых на основе открытых технологий Интернет, которые позволят обеспечить практически безграничное расширение доступных объемов информации. Такие технологии позволяют вынести информационный сервис в произвольную точку города, оснащенную каналами связи.
Анализ мирового опыта развития глобальной сети Интернет позволяет сделать вывод о том, что резкий взлет популярности сети и, соответственно, качественный скачок в использовании ее информационных возможностей, связан с выходом этого явления на уровень доступности для массового потребителя. Данный сектор рынка является массовым и способен обеспечить в перспективе наибольший объем финансирования за счет оплаты услуг ГИСС.
Количество потенциальных пользователей измеряется десятками тысяч, и, по данным РОЦИТ, в настоящее время в Москве увеличивается на 100% в год. Всего, на февраль 1997 года, в городе работало не менее 250 тысяч индивидуальных пользователей Интернет. Эта группа населения является перспективной базой роста для проекта ГИСС и, соответственно, учитывается при определении количества потенциальных пользователей. Материалы постоянного мониторинга информационного спроса в рамках Интернет, осуществляемого ЦЭМИ РАН совместно с РОЦИТ, показывают, что в первую очередь будут пользоваться спросом следующие подсистемы и отдельные справочные массивы ГИСС:
- Культурная жизнь города
- Транспортная сеть Москвы
- Социальная жизнь города
- Метео-экологические карты Москвы, России и Мира
- Образовательные программы
- Развлекательные и информационные программы
- Медицина
- Трудоустройство и занятость
- Страховой сервис
- Туризм
- Информационная поддержка малого и среднего бизнеса
- Торгово-финансовые услуги
- Адвокатские услуги и нотариальные консультации
2. Анализ источников информации
В ходе проведенных маркетинговых исследований было выявлено, что в Москве существует достаточно много различных источников информации в виде баз данных и так или иначе развивающихся информационных проектов.
Огромный объем информации в электронном виде хранится в настоящее время в базах данных, созданных государственными, научными, промышленными и коммерческими организациями - владельцами баз данных. Перечень и первичные результаты анализа имеющихся баз данных содержатся в материалах инвентаризации муниципальных баз данных, подготовленных ДЭПиР в 1996 году. Данный источник использовался в качестве исходного при разработке технических решений по проекту.
2.1. Коммерческие источники информации
Среди потенциальных поставщиков информации для размещения в базах данных ГИСС выделяются две категории:
- фирмы, информационный сервис которых является маркетинговым инструментом для торговых компаний или определенного вертикального рынка (Mobile, Hard'n'Soft, CONNECT! и пр.);
- фирмы или организации, для которых поставка информационных услуг является профилирующим бизнесом (Мосвнешинформ, Московская Информационная Сеть, КoнcультaнтПлюc и др.).
В этой группе имеется достаточно широкий набор информации, предоставляемой, как на основе оплачиваемых услуг, так и условно-бесплатных, например, характеристики товаров в сетях розничной торговли. Поставщики информации такого рода пользуются и печатными (твердая копия) и электронными формами предоставления информации. Среди печатных следует отметить: Mobile, Экстра-М, "Из рук в руки", Центр-Плюс, КoнcультaнтПлюc, "Досуг в Москве". Среди электронных средств, имеющих собственные "электронные" системы распространения, следует отметить: Mobile, КoнcультaнтПлюc, Гарант. Среди наиболее крупных электронных изданий, базирующихся на компьютерных сетях: Россия-он-лайн, ИнфоАрт, Открытые Системы, Межбанковский Финансовый Дом. В настоящее время западные компании также предлагают свою продукцию на рынке информационных услуг, например издание Business Guide, которое планирует создать версию своего справочника в электронном виде.
Все возможные поставщики информации этого типа в настоящее время находятся на стадии определения своей маркетинговой политики и станут возможными партнерами проекта ГИСС по мере достижения соглашений об обмене данными или оплате услуг.
2.2. Некоммерческие источники информации
В этой группе важно выделить владельцев информации, представляющей интерес для остальных пользователей сети ГИСС. В первую очередь, ими являются учреждения культуры и отдельные средства массовой информации. Большой объем общественно значимой информации накоплен в музеях и библиотеках Москвы. В интересах проекта ГИСС также представляется целесообразным выполнить разработку Web-представительств для наиболее известных московских высших учебных заведений.
Многие учреждения культуры обладают информационными ценностями, обладающими большой притягательной силой для потенциальных пользователей ГИСС, работающих на коммерческой основе. Количество новых индивидуальных, а часто - и корпоративных пользователей, планирующих приобрести информационный сервис такого типа, будет достаточно велико. Для обеспечения положительного восприятия проекта со стороны важных референтных групп (власть, СМИ и др.), по предварительным оценкам, целесообразно предпринять несколько проектов по созданию Интернет-представительств (WWW-сайтов) информационного фонда некоторых учреждений культуры. В этом случае может быть оправданным и целевое финансирование за счет бюджета проекта. Перечень потенциальных доноров историко-культурной информации может включать:
- Государственный Исторический музей;
- ГТГ ("Третьяковка");
- ГПБ;
- Политехнический музей;
- Оружейная палата.
3. Элементы новизны проекта ГИСС
Проведенный Разработчиком анализ опыта крупнейших метрополий мира показывает, что современный город не может успешно функционировать без развитой системы оказания справочных услуг населению. В настоящее время ни одна из столиц развитых стран и многие из крупных городов не обходятся без централизованной системы хранения, обновления и поставки потребителям текущей справочной информации о городе. В отдельных случаях, доставка справочной информации потребителям осуществляется через создание статичных, часто - необслуживаемых, пунктов выдачи заранее подготовленной, распечатанной справочной информации (как правило, информационные киоски для туристов - Сан-Франциско, Вена, Майами, Цюрих...). При таком подходе требования к квалификации персонала, работающего в киосках, могут быть весьма низкими. В большинстве городов, создававших или обновлявших свои информационно-справочные системы в течение последних пяти лет, информационно-справочная служба строится на основе различных вариантов систем с удаленным доступом к централизованным информационным ресурсам (Париж, Филадельфия, Вашингтон, Турку, ...). При таком подходе, посредником между пользователем и системой является оператор, или дружественный диалоговый интерфейс программы доступа.
Главной отличительной чертой предлагаемого технического проекта, составляющей его новизну по сравнению с упомянутыми реализациями справочных систем, является использование технологии открытых систем на основе протоколов семейства TCP/IP, что позволяет, с одной стороны, максимально использовать уже имеющиеся информационные ресурсы города и, тем самым, отказаться от дорогостоящих работ по созданию всеобъемлющей централизованной базы данных, а с другой стороны, облегчает подключение к информационным ресурсам ГИСС всех потенциальных пользователей, имеющих доступ к Интернет.
4. Цели и задачи
В соответствии с Техническим Заданием на систему, основной целью развертывания ГИСС является создание в Москве комфортной информационной среды для жителей и гостей города.
Эта цель может быть достигнута решением ряда взаимосвязанных задач. В том числе:
- развертывание сети пунктов информационного обслуживания населения (павильонов и киосков ГИСС - базовых модулей системы) непосредственно в точках наивысшего спроса (транспортные узлы, гостиницы, метро и пр.);
См. постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2001 г. N 133-ПП
- разработка новых и интеграция имеющихся городских информационных ресурсов, а также налаживание координированной деятельности по их обновлению;
- обеспечение доступа к информационно-справочным ресурсам Москвы с помощью различных средств коммуникации (путем прямого личного обращения, по телефону, через компьютерные сети и т.п.);
- размещением рекламы, информационной бегущей строки, политических обращений (как в виде текста, так и в виде звуковых записей).
Вместе с тем, внедрение ГИСС позволяет решить часть социальных и градостроительных проблем Москвы. С развертыванием ГИСС будут обеспечены:
- создание дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала ГИСС; - формирование благоприятного градостроительного облика Москвы за счет размещения современных объектов ГИСС в местах пересечения пассажиропотоков; - размещение заказов на выполнение большого объема опытно-конструкторских, строительных, внедренческих работ на предприятиях и в организациях столицы; - размещение дополнительных пунктов оказания сопутствующих (в том числе не информационных) услуг;
- создание зон усиленного контроля за правопорядком в местах размещения павильонов ГИСС;
- в перспективе - предложение москвичам - абонентам системы - всех интегрированных в ГИСС информационных услуг непосредственно на дому.
Создание системы ГИСС создает предпосылки для решения большого числа управленческих задач, стоящих перед правительством Москвы: - управление доступом к информации по кадастрам земли, городского фонда зданий;
- возможность оперативного получения информации с мест аварий;
- контроль над распространением информации, имеющей ограниченный доступ:
- объединение информационных ресурсов МВД, службы "03" и т.п.;
- создание нового эффективного средства воздействия на общественное сознание;
- предоставление резервных линий связи и возможность быстрого развертывания пунктов управления, максимально приближенных к какому либо району.
Естественно, что все перечисленные задачи реализовать в полном объеме и одновременно достаточно сложно, да и вряд ли необходимо. Результаты проведенной научно-исследовательской работы, а также изучение опыта создания аналогичных систем позволяют сделать вывод о необходимости поэтапного внедрения системы. При этом, предлагается разделить все виды деятельности по созданию ГИСС на два основных взаимосвязанных блока:
- работы, связанные с организацией службы ГИСС: регистрация ОАО "ГИСС", подбор персонала, оформление прав собственности и т.д. (в дальнейшем инфраструктура ГИСС);
- работы, связанные с развертыванием самой информационной системы ГИСС: проектирование, закупка, поставка и наладка оборудования, изготовление и установка павильонов и т.д. (в дальнейшем - информационная система).
С учетом положений Требований Пользователя и Технического Задания, а также принимая во внимание большой объем необходимых инвестиций, предлагается осуществить развертывание системы в три этапа. Схема этапов изложена в приложении - рисунок 5.
5. Первый этап развития системы - до конца 1997 года
5.1. Информационная система
Учитывая сжатые сроки запуска системы, Заказчиком принято решение о развертывании системы в 1997 в местах наиболее подготовленных для установки информационных терминалов. В результате проведенных дополнительных маркетинговых исследований был выявлен ряд потенциально пригодных мест для установки выносных информационных терминалов. В качестве таких мест рассматриваются:
- гостиницы;
- почтамты и узлы связи;
- библиотеки.
Такой подход позволяет ускорить запуск в эксплуатацию первых пунктов доступа к системе и сокращает затраты на переподготовку персонала.
5.1.1. Информационное обеспечение
На первой стадии развертывания проекта необходимо подобрать наиболее развитые и хорошо поддерживаемые базы данных из числа существующих. Возможно, потребуется актуализировать и насытить их информационное обеспечение. Представляется стратегически оправданным выделить несколько информационных компаний для развертывания справочных сервисов в ГИСС на благотворительной основе. Параллельно необходимо провести работу по обеспечению бюджетного и кредитного финансирования нескольких баз данных (и/или Web-сайтов) с информацией, имеющей социальную, историческую или культурную ценность. В качестве партнеров могут выступить как международные спонсорские органы (Фонд Сороса, Евро-Азиатский фонд, и пр.), так и отечественные финансовые структуры. Заслуживает особого внимания предложение компании INFORMIX Software Inc. о предоставлении кредита по финансированию проекта ГИСС. Очевидно, что все работы в течение первого года развертывания проекта будут носить, преимущественно, затратный характер. Соответствующие затраты учтены в предложениях по формированию бюджета работ по созданию техно-рабочего проекта системы.
Ускоренное внедрение системы возможно только при использовании уже существующих информационных ресурсов. На данном этапе наиболее доступными ресурсами являются базы данных Справочного Информационного Центра (СИЦ) МГТС. В основе справочных баз данных лежат программные продукты компании INFORMIX Software Inc., ведущего мирового производителя и поставщика высокопроизводительных баз данных. Новейшие продукты компании INFORMIX Software Inc. обладают технологическими возможностями, позволяющими организовывать универсальные справочные базы данных (дополнение текстовых данных картографической информацией, звуковыми и видео- материалами) с доступом в среде Интернет/интранет.
Успешный опыт использования программных продуктов компании INFORMIX Software Inc. в справочных системах с большими объемами информации и массовым доступом (более 300 тыс. запросов ежедневно), например служба "911" США, является объективной основой для выбора поставщика программного обеспечения для проекта ГИСС. После сравнительно быстрой модернизации баз данных СИЦ и их перевода на более совершенную платформу, основанную на современных технологиях - таких , как INFORMIX Universal Server, INFORMIX Universal Web Connect, базы данных СИЦ позволят предоставить:
- справки о телефонах и адресах жителей Москвы (база данных МГТС);
- справки, содержащие адреса, телефоны, режимы работы, виды предоставляемых услуг предприятий и организаций;
- информацию о рынке недвижимости г.Москвы, включая сведения о стоимости, наличии предложений и спроса на указанные виды недвижимости;
- метеорологическое информационное обслуживание;
- справки о наличии медицинских препаратов в аптечной сети города.
В феврале 1997 года начата работа по подготовке следующих справочных услуг, обеспечиваемых за счет использования внешних информационных ресурсов, доступ к которым может быть реализован через Интернет:
- топографическо-адресное (телефон, факс, адрес на плане - по названию) обслуживание;
- справочное обслуживание по транспортному комплексу (расписание, схемы, стоимость, маршрут проезда, время отправления и прибытия);
- справочное обслуживание по культурному и спортивному комплексу (театры, выставки, музеи, концерты, программы, экскурсии и пр.);
- статистическая информация о Москве.
С учетом специфического положения Москвы, как главного центра привлечения иностранных туристов в России, услуги такого типа целесообразно оказывать на русском и английском языках.
5.1.2. Комплекс аппаратно-программных средств
Архитектура системы спроектирована с учетом положений, изложенных в документе "Требования пользователя", и современного опыта создания автоматизированных систем, а именно:
- применение типовых технических решений, базирующихся на современных технологиях;
- соблюдение важнейших международных соглашений и стандартов, обеспечивающих техническую и информационную совместимость с другими программно-аппаратными средствами, а также независимость в выборе поставщиков программно-аппаратных средств при дальнейшем наращивании системы;
- модульный подход к построению системы;
- сочетание централизации и децентрализации программно-аппаратных средств в целях повышения надежности и удобства обслуживания;
- разграничение доступа к информации и защита от несанкционированного доступа, как стандартными, так и специальными средствами, которыми могут быть оборудованы рабочие места;
- высокая производительность и безотказное функционирование системы (общетехническая надежность);
- при проектировании учитывались так же такие финансово-экономические критерии как:
- защита инвестиций;
- сокращение начальных расходов;
- использование близких по профилю организаций для размещения первых
информационных пунктов на их территориях.
Общая схема телекоммуникационной сети и схемы сетевого решения для АТС и центра управления сетью приведены в приложении - рисунки 1, 3 и 6.
В течение 1997 года должны быть выполнены следующие шаги в развитии информационной системы:
- разработана технология интеграции информационных ресурсов и предоставления справок населению, включая создание интегрированного программного комплекса, с использованием возможностей модернизированной базы данных СИЦ и мета-базы данных по имеющимся информационным ресурсам Москвы;
- разработаны программные средства для учета загрузки системы и определения затребованных пользователем ресурсов (биллинг-система);
- проведено развертывание аппаратно-программного комплекса Центра Управления Сетью (ЦУС) ГИСС и определены места расположения резервных ЦУС и баз данных;
- разработаны телекоммуникационные решения ГИСС для подключения первых справочных рабочих мест информационной системы;
- разработана технология интеграции существующих баз данных в базу данных ГИСС;
- разработана документация и подготовлено производство для изготовления павильонов;
- разработана карта расположения точек информационного доступа с существующих объектов (узлов связи, почт, гостиниц), павильонов и киосков и получено градостроительное заключение на расположение первых объектов.
5.2. Создание инфраструктуры ГИСС
В 1997 году должно быть закончено формирование ОАО "ГИСС" и получены следующие результаты:
- зарегистрировано ОАО "ГИСС" и сформирован уставной капитал;
- разработан Бизнес-план и задействованы схемы финансирования создания информационной системы;
- разработана методология и регламент функционирования эксплуатационной службы ГИСС;
- утвержден, набран и обучен штат ОАО "ГИСС";
- оформлены все права на имущество ОАО;
- выполнен ремонт помещения ЦУС и главного офиса.
6. Второй этап - 1998 год
6.1. Информационная система
В 1998 г. предполагается развернуть изготовление и осуществить монтаж информационных павильонов. В основу павильонов предполагается положить решение, выполненное в институте Моспроект-З, в мастерской N 6. Данное решение обладает высокой гибкостью при "вписывании в пространство" и представляет собой легкосборную конструкцию. К несомненным достоинствам данного решения следует отнести высокую технологичность в изготовлении, что требует минимальной подготовки производства и, следовательно, предполагает низкую стоимость изготовления. Двухэтажное исполнение позволит реализовать в будущем также и один из механизмов возврата инвестиций за счет сдачи помещений в аренду. Схема павильона приведена в приложении - рисунок 8.
6.1.1. Информационное обеспечение
После запуска в эксплуатацию первой очереди системы, базовый набор информационно-справочных услуг будет расширяться в направлении, определенном "Требованиями пользователя". К возможностям первой очереди будут добавлены:
- справочное обслуживание по гостиничному хозяйству (наличие свободных мест, стоимость, оказываемые дополнительные услуги, резервирование);
- справочная информация об административных структурах и должностных лицах г.Москвы;
- справочно-правовое обслуживание (законы и нормативные акты России, ближнего и дальнего зарубежья);
- электронный доступ к периодическим изданиям;
- информационно-справочные данные научно-образовательного характера;
- программы теле и радиопередач, "график культурной жизни"; доска объявлений для организаций и граждан с поиском предложений;
- информационно-библиографическое (библиотечное) обслуживание;
- экспресс-подключение к глобальным сетям коммуникаций (например, собственных ресурсов в гостиницах или на рабочем месте).
В состав собственных информационных ресурсов ГИСС должны входить данные, которые подготавливаются и структурируются на основе данных, собираемых службой подготовки информации ОАО "ГИСС", либо обновляемые на основе договорных отношений с поставщиками или владельцами информации. Такими данными могут являться:
- справочная информация об административных структурах и должностных лицах г.Москвы:
- заказ электронных информационно-справочных изданий;
- выдача информации, передаваемой по телетексту;
- статистическая информация (Москва, Россия, мировая экономика и пр.);
- топографическо-адресная информация.
В 1998 году будет проведено исследование возможностей по предоставлению коммерческих услуг ГИСС для корпоративных и индивидуальных пользователей, имеющих доступ к Интернет. Кроме того предполагается исследовать возможность организации Интернет-библиотеки (не только в "реальных" библиотеках, но и в павильонах ГИСС).
6.1.2. Комплекс аппаратно-программных средств
На втором этапе возможности системы расширяются за счет введения первой очереди павильонов и нового вида сервиса - необслуживаемых пунктов доступа (информационных киосков). Проектные решения по аппаратно-программным комплексам павильона и киоска приведены в приложении - рисунки 2 и 4.
6.2. Организация службы ГИСС
6.2.1. Организационная основа
Дальнейшее развитие деятельности ОАО "ГИСС" должно идти по пути инвестирования за счет максимального привлечения внешних ресурсов для создания новых компонентов информационного наполнения системы.
Второй важнейшей задачей ОАО "ГИСС" станет задача коммерческой деятельности с целью получения возможности частичного возврата инвестиций, затраченных на создание информационной системы ГИСС. Кроме того, в ОАО "ГИСС" должны все более консолидироваться возможности по интеграции всех видов коммерческих информационных сервисов. Этому должен способствовать тот факт, что ОАО "ГИСС, по сути, становится "управляющим ядром" системы, функционирующим на правах крупнейшего информационного холдинга.
Решение этих задач возможно только при создании полноценной организационной структуры компании. Предложения Разработчика приведены в приложении - рисунок 7.
6.2.2. Создание инфраструктуры ГИСС
Начиная с второй половины 1997 года осуществляется расширение сети оконечных пунктов ГИСС:
- до конца 1997 года - до 50-60 выносных терминалов ГИСС на базе гостиниц, почтамтов и узлов связи и др.;
- в 1998 году развертывается до 100 павильонов и 500 киосков, а также увеличивается на коммерческой основе количество выносных терминалов ГИСС для всех организаций, пожелавших оплатить данный вид сервиса;
- в течение 1998 года продолжается интеграция коммерческих баз данных на основе ГИСС.
7. Развитие системы в 1999 году
Основное направление развития системы в 1999 году будет связано с массовым внедрением оплачиваемого удаленного доступа к информационным ресурсам ГИСС через компьютерные сети общего пользования (Интернет).
Предлагаемые технические решения, особенно с учетом изначальной ориентации прикладной части системы на использование протоколов обмена данными семейств TCP/IP, позволяют реализовать данный тип услуг без существенных изменений в аппаратно-программном комплексе. В то же время, успешный сбыт данного типа услуг на массовом рынке невозможен без дополнительных маркетинговых усилий. В результате, в бюджетах второго и третьего года жизни системы необходимо резервировать существенные средства на проведение маркетинговых мероприятий.
В связи с серьезным (более чем в два раза) увеличением количества подключаемых абонентов, а также с учетом возможностей Интернет, будет реализован проект по созданию региональных центров управления системой с подключением дополнительных (резервных) серверов баз данных.
8. Организация работ в 1997 году
Работы по созданию ГИСС координируются Департаментами Экономической Политики и Развития (Заказчик) и Поддержки и Развития Малого Предпринимательства (Пользователь), и осуществляются в рамках утвержденной программы Информатизации Москвы.
Для оперативного управления проектом и осуществления прав собственности на основные средства системы, в качестве управляющей компании, Правительством Москвы создается акционерное общество открытого типа "ОАО ГИСС".
Учитывая разнообразие и сложность задач, стоящих перед создаваемой системой, проектные разработки поручены корпорации ИБС ("Информационные бизнес-системы"), зарекомендовавшей себя широкопрофильной фирмой, способной решать наиболее масштабные интеграционные и телекоммуникационные задачи. В настоящее время ИБС является ведущей компьютерной консалтинговой фирмой России (по итогам рейтинговых опросов маркетингового агентства "Дейтор" и Российского Компьютерного Союза 1995, 1996, 1997 г.г.). При разработке проекта учитываются предложения, пожелания и замечания специализированных московских организаций, таких как: МРАЦ, ИТЦ Мэрии, АО "МКНТ", КОМКОР, МГТС, Москомархитектуры, Москомимущества, ГУВД Москвы, ГАО "Москва" и других. В целом, над проектом и его отдельными составляющими уже работают до 20 московских организаций.
Поскольку работа охватывает интересы практически всех москвичей и организаций, действующих на территории Москвы, к обсуждению составляющих проекта, а также к участию в неформальном тендере по производству и поставкам оборудования, программных средств и информационного обеспечения уже привлечено более 50 фирм и организаций Москвы и Московской области.
9. Предполагаемое финансирование
Предпринятые маркетинговые исследования в рамках договора 1376-А (см. Отчет по НИР) показали, что, как правило, подобные ГИСС городские системы являются планово убыточными и "висят" на балансе муниципальных служб.
9.1. Предполагаемые поступления
Целью, концепции является не только изыскание способов технической реализации системы, но и оценка возможности создания предпосылок к частичному возврату инвестиций. С этой целью были проведены исследования возможных вариантов привлечения денежных средств, которые могут составить доходную часть бюджета ОАО "ГИСС":
1. Информационные услуги:
- Справочные;
- Сопутствующие.
2. Рекламная деятельность:
- Реклама на павильонах;
- Реклама в сети ГИСС.
3. Коммерческая деятельность:
- Сдача в аренду свободных помещений для организаций близкого профиля;
- Доходы от совместной с другими коммерческими структурами деятельности ОАО "ГИСС";
- Развертывание Интернет-библиотек на коммерческой или частично коммерческой основе.
4. Опыт привлечения акционерного капитала.
5. Прочие доходы, например, от размещения акций, эмитируемых ОАО "ГИСС".
Более подробное изложение результатов исследования приведено в экономических разделах ТЭО.
9.2. Предварительная оценка экономических характеристик ГИСС
По предварительным оценкам, размер финансирования первого этапа проекта ГИСС можно определить в сумме до 12 млн. USD. Оцениваемый период
- с 01.04.97г. по 31.12.97г.
Структура основных затрат выглядит следующим образом:
- формирование собственных основных фондов и первоначальной инфраструктуры ОАО "ГИСС" - 4.600.000 USD, в том числе: стоимость развертывания центрального узла управления сетью - 2.400.000 USD, создание инфраструктуры узла подготовки данных и (УПД) и ОАО "ГИСС" 1.500.000 USD, другие основные средства - 600.000 USD, накладные расходы - 100.000 USD;
- разработка специального программного обеспечения и создание информационных ресурсов ГИСС - 3.500.000 USD (2.000.000 и 1.500.000 USD, соответственно);
- развертывание и оборудование первой очереди павильонов ГИСС, за единицу - 270.000 USD. Итого (10 ед.) - 2.700.000 USD, исходя из стоимости строительно-монтажных работ (СМР) 1000 USD за 1 кв.м общей площади павильона (200 кв.м средней суммарной общей площади одного павильона), 25.000 USD - оборудование ГИСС на один павильон, 18.000 USD - за спецподготовку помещений одного павильона и прочие затраты (подготовка Градостроительных Заключений, подводка телекоммуникаций и т.п.);
- организация первых точек подключения (50 рабочих мест) на базе выносных терминалов ГИСС в гостиницах, почтах и узлах связи - 210.000 USD.
- организационно-управленческие затраты - 250.000 USD (в основном подготовка персонала, административной и инструктивной документации);
- маркетинговые мероприятия (общие и по связям с общественностью) 800.000 USD;
- резерв оборотных средств - 1.000.000 USD;
- резерв по ФЗП (включая обязательные выплаты) - 1.250.000 USD.
Увеличение первоначальных расходов возможно за счет строительства некоторых павильонов общей площадью более 200 кв.м, дополнительных расходов на подводку к павильонам городских коммуникаций, а также непредвиденных (например, определяемых директивно) затрат на использование и расширение информационной базы.
АТС
/-----------------------------------------------------------------\
/-----------------------------------------------------------------\ |
/-----------------------------------------------------------------\ | |
/-----------------------------------------------------------------\ | | |
| /--------------\ | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | IP /-------\ /----------\ | | | | |
| /---------------\ 20|----------| modem |--|Cisco 2511|--| | | | |
| /---------------\ |----/ 64 Кб/сек\-------/ \----------/ | | | | |
| /---------------\ | | . | | | | |
| /--------------\ | | | . | | | | |
| | | | |4|. | | | | |
| |Информационный| |3|-/ |E| | | |
| | киоск |2|-/ |t| | | |
| | 1|-/ |h| | | |
| \--------------/ |e| | | |
| |r| | | |
| |n| | | |
| /---------------\ |e| | | |
| /---------------\ | IP /-------\ /----------\ |t| | | |
| /---------------\ | |---------------| modem |--|Cisco 2522|--| | | | |
| /--------------\ | | | 64-128 Кб/сек \-------/ \----------/ | | | | |
| | | | |4| 128|||| |1024 | | | | |
| |Информационный| |3|-/ |||| | | | | | |
| | павильон |2|-/ |||| | | | | |
| | 1|-/ |||| | | | | |
| \--------------/ /---------\ | | | |
| | 3600 | | | | |
| ((((())))) E1 /-------\ | | | | | |
| ( MBOC )-----| modem |--| | | | | |
| ((((())))) IP \-------/ |---------| | | | |
| | | | | |4|
| | | | |3|-/
| | | |2|-/
| \---------/ 1|-/
\-----------------------------------------------------------------/
Рис. 1
Типовой АПК киоска
/-------------------\ IP | modem |------------ к АТС \-------------------/ 64 Кб/сек /-------\ | | ВК | | компьютер \-------/ | с сенсорным экраном | /-------------------\ /----------------\ | |/-----------------\| |Блок диагностики| \-------------|| ||-----|и сигнализации | || || \----------------/ /-------------|\-----------------/| /----------------\ | | | | Считыватель | /-------------------\ | |-----| магнитных карт | |Скрытая клавиатура | \-------------------/ \----------------/ |для проведения рег-| | | /----------------\ | ламентных работ | | | | Акустический | \-------------------/ | \------| блок | | \----------------/ /-------------------\ | Принтер | \-------------------/ |
Рис. 2
/-----------------------------------------------------------------------\
| |
| Центр управления сетью |
| |
| |
| /---------------------\ E1 /------------\ E3 ((())) |
| | |---------------| 3645 |-----( MBOC )|
| | | | | IP ((())) |
| | |---------------| |------------ |
| | Cisco7513 |---------------| |------------ |
| | |---------------| |------------ |
| | |up to 16x2Mbps \------------/специальные |
| | | | каналы муници-|
| | | | пальных служб |
| | | | |
| | | CIT /--------\ /---\ |
| | |----------------------| PBX|-| | |
| | | | | \---/ |
| | | | | |
| | | | | /---\ |
| | | | |-| | |
| \---------------------/ \--------/ \---/ |
| | /----\ |
| 100BaseTX| | |Коммуникационный |
| | /--------------| |сервер ГИСС |
| | | \----/ |
| | | /----\ |
| | | | |Мета БД |
| | | /---------| |ГИСС |
| | | | \----/ |
| /----------------------------\ /----\ |
| | Catalyst 5000 | | |WWW |
| | |------| |cервер ГИСС |
| | | \----/ |
| | |---------------\ |
| \----------------------------/ | |
| | | | | |
| УПД | | | офис | |
| /-----------------\ | | /-----------------\ |
|/---\/---\/---\ /---\ | | /---\/---\/---\ /---\ |
|| 1 || 2 || 3 | |50 | | | | 1 || 2 || 3 | |150| |
|\---/\---/\---/...\---/ | | \---/\---/\---/...\---/ |
| | | |
| /-----------------\ | /---------------\ |
| /---\/---\/---\ /---\ | | /-------\ | |
| | 1 || 2 || 3 | |10 | \-----| | | | |
| \---/\---/\---/...\---/ | \-------/ | |
| аналитический центр | | |
| \---------------/ |
| управление сетью |
| |
\-----------------------------------------------------------------------/
Рис. 3
Типовой АПК павильона
/-----------------------------------------------------------------------\
| |
| |
| /--------------\ |
| |Информационное| |
| /-----------| табло | |
| | | | |
| | \--------------/ |
| | | /---------\ /-----\IP к АТС |
| | | | 3606 |-|modem|-------- |
| | /-------------------------\ | | \-----/ 64-128 |
| | | Cisco2516 |---\ | | Кб/сек |
| | \-------------------------/ | | | |
| | | | | | | | |
| | | | /------\ | \---------/ |
| ||||| | | | |/----\| | | |
| \-+-/ | | /------\ || || | | |
| | | | |/----\| |\----/| | | |
| |--\ | /------\|| || .| | | | |
| --- | | |/----\||\----/| . \------/ | | |
| | | || ||| |. | | |
| | | |\----/|\------/ | | |
| | | | | | /----------\ /---\ |
| | | \------/ | | PBX|--| | |
| | | | | | \---/ /---\ |
| | | | | |--------| | |
| | | | \----------/ \---/ |
| | | | | |
| /------------------\ /---------\ | |
| |Телетекст приемник| | Принтер | /--------------------\|
| \------------------/ \---------/ |Подсистема информа- ||
| /-------\ |ционной и физической||
| | Копир | |безопасности ||
| \-------/ \--------------------/|
| /-------\ |
| |Факс- | |
| |аппарат| |
| \-------/ |
| |
\-----------------------------------------------------------------------/
Рис. 4
Схема развития ГИСС
I этап
01.04.97 - 01.09.97
/--------------\
| |
| 10|
\--------------/
/--------------\ .|
/--------------\ | . |
/--------------\ |4|. |
/--------------\ |3|-/ |
|Информационный|2|-/| |
|павильон 1|-/| | |
\--------------/| | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
/-------------------+-+-+-+------+------------------------------------\
| | | | | | ЦУС ГИСС |
| /----------------\ |
| |Коммуникационный| |
| | сервер | |
| | ГИСС | |
| \----------------/ |
\------------------------+--------------------------------------------/
|
/---------------------------------------------------------------------\
| БД |
| СИЦ МГТС |
| /-------------\ /-------------\ /-------------\ |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| \-------------/ \-------------/ \-------------/ |
\---------------------------------------------------------------------/
II этап
09.97 - 12.98
/--------------\ /--------------\
| | | |
| 100| | 500|
\--------------/ \--------------/
/--------------\ . /--------------\ .
/--------------\ | . /--------------\ | .
/--------------\ |4|. /--------------\ |4|.
/--------------\ |3|-/ /--------------\ |3|-/
|Информационный|2|-/ |Информационный|2|-/
|павильон 1|-/ |киоск 1|-/
\--------------/ \--------------/
| |
| |
| /-----------------/
/-------------------+--------------+----------------------------------\
| | | ЦУС ГИСС |
| /----------------\| /-----------\ |
| |Коммуникационный|/ | Мета БД| |
| | сервер |---------------------| ГИСС | |
| | ГИСС | WWW сервер ГИСС | | |
| | |--\ /---------\ \-----------/ |
| \----------------/ \--| | |
| | \---------/ |
\------------------------+--------------------------------------------/
|
/---------------------------------------------------\
| | |
/---------------\ /---------------\ /---------------\
|/-------------\| |/-------------\| |/-------------\|
|| || || || || ||
|| || || || || ||
|\-------------/| |\-------------/| |\-------------/|
| | | | | |
| | | | | |
|Коммерческие | |Муниципальные | |БД |
|БД | |БД | |СИЦ МГТС |
\---------------/ \---------------/ \---------------/
III этап
1999
/--------------\ /--------------\
| | | |
| 200| | 1000|
\--------------/ \--------------/
/--------------\ . /--------------\ .
/--------------\ | . /--------------\ | .
/--------------\ |4|. /--------------\ |4|.
/--------------\ |3|-/ /--------------\ |3|-/
|Информационный|2|-/ |Информационный|2|-/
|павильон 1|-/ |киоск 1|-/ (((())))
\--------------/ \--------------/ ( )
| | | /--( INTERNET )
| | | | ( )
| /-----/ | | (((())))
/-------------------+--------------+-------------------+--------------\
| | | | ЦУС ГИСС |
| /----------------\| |/-----------\ |
| |Коммуникационный|/ || Мета БД| |
| | сервер |--------------------+| ГИСС | |
| | ГИСС | WWW сервер ГИСС || | |
| | |--\ /---------\ |\-----------/ |
| \----------------/ \--| |----/ |
| | \---------/ |
\------------------------+--------------------------------------------/
|-----------------------------\
/--------------------------\ /---------------\
| | | |/-------------\|
| | /---------------\ ||
| | |/-------------\| ||
| /---------------\ ||------------/|
| |/-------------\| || |
/---------------\ ||------------/| |
|/-------------\| || | |
|| ||-----------/| | |
|| || | |-------------/
|\-------------/| | |
| | |-------------/
| | |
| |------------/
| |
\---------------/
Коммерческие и муниципальные БД
Рис. 5
Общая схема телекоммуникационной сети
Киоски Павильоны Киоски Павильоны
/---\ /---\ /---\ /---\ /---\ /---\ /---\ /---\
| 1| | 20| | 1| | 4| | 1| | 20| | 1| | 4|
\---/...\---/ \---/...\---/ \---/...\---/ \---/...\---/
|IP |IP IP| IP| |IP |IP IP| IP|
| | | | | | | |
\------\| |/------/ \------\| |/------/
64 Кб/сек|| ||64-128 64 Кб/сек|| ||64-128
|| ||Кб/сек || ||Кб/сек
/---------------------\ /---------------------\
| АТС | | АТС |
| | | |
\---------------------/ \---------------------/
| |
| |
E1|IP E1|IP (((())))
| | (INTERNET)
| 2.048 Мб/сек 2.048 Мб/сек | (((())))
\---------------\ /----------------/ |
| | |IP
((((((())))))) |
/----------\ ( MBOC ) /----------\
| Комкор |---------------( (SDH) )----------------| M9 |
\----------/ ( ) \----------/
((((((()))))))
| | |
E3| | |32.768 Мб/сек
IP| | |
| | |
| | |
/------------------\
| Центральный офис |
| |
\------------------/
Рис. 6
Функциональная структура ГИСС
/--------------\
/----------------\ | |
| Управление | /--------------\200|
/-|развитием ГИСС | | | |
| \----------------/ /--------------\3|---/
| /----------------\ | | |
| | Управление | /--------------\2|-/
/--+-| эксплуатацией | |Управление СИУ| |
| | |тех.системы ГИСС|---| 1|-/
| | \----------------/ | |-------\
| | /----------------\ \--------------/ |
| | | Управление | |
| \-|информационными | |
| |ресурсами ГИСС | |
| \----------------/ |
| |
/------------------\ /--------------------\ |
/-|Управление произ- | |Управление орг.-эко-| |
| |водством ГИСС | /-|номическим развитием|-/
| \------------------/ | |ГИСС |
/--------\ | /------------------\ | \--------------------/
|Управле-|--+-|Орг.-экономическое| | /--------------------\
|ние ГИСС| | |управление ГИСС | | |Управление коммер- |
\--------/ | \------------------/ |-|ческой деятельностью|
| /------------------\ /-------\ | |ГИСС |
|-|Финансовый учет и |--|Бухгал-|--| \--------------------/
| |отчетность ГИСС | |терия | | /--------------------\
| \------------------/ \-------/ | |Управление финансами|
| /------------------\ |-|и ценными бумагами |
\-|Управление дело- | | |ГИСС |
|производством ГИСС| | \--------------------/
\------------------/ | /--------------------\
| | |-|Управление имущест- |
/-----------------/ | | |вом ГИСС |
| /---------------------\ | /----------\ | \--------------------/
|-|Разработка и эксплу- | |-|Секретарь | | /--------------------\
| |атация АСУ ГИСС | | \----------/ |-|Управление трудовыми|
| \---------------------/ | /----------\ | |ресурсами ГИСС |
| /---------------------\ |-|Юрист | | \--------------------/
|-|Управление документо-| | \----------/ | /--------------------\
| |оборотом ГИСС | | /----------\ \-|Управление инфра- |
| \---------------------/ \-|Переводчик| |структурой ГИСС |
| /---------------------\ \----------/ \--------------------/
| |Управление эксплуата-| |
\-|цией инж. помещений | |
|ГИСС | |
\---------------------/ /--------------\
| | Объектами |
| /--------------\ |инфраструктуры|
|-|Охрана ГИСС | | ГИСС |
| \--------------/ \--------------/
| /--------------\ |
|-|Энергия ГИСС | |
| \--------------/ /--------------------\
| /--------------\ |Издательство |
|-|Связь ГИСС | |--------------------|
| \--------------/ |Реклама |
| /--------------\ |--------------------|
|-|Транспорт ГИСС| |Спецтехника |
| \--------------/ |--------------------|
| /--------------\ |Спец. услуги |
|-|Ремонт ГИСС | |--------------------|
| \--------------/ |Магазины информаци- |
| /--------------\ |онных материалов |
\-|Порядок ГИСС | |--------------------|
\--------------/ |и т.д. |
\--------------------/
Рис. 7
Рисунок в базе не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.