Определение Московского областного суда
от 25 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17678/2009
А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение Территориальной избирательной комиссии Подольского района Московской области по выборам депутатов Совета депутатов и Глав муниципальных образований городского и сельских поселений Подольского муниципального района Московской области от 01.09.2009 г. N 5/218 "О регистрации З. кандидатом на Главу сельского (городского) поселения Львовский Подольского муниципального района Московской области по единому избирательному округу" незаконным.
В обоснование своего заявления А. указал, что решение подлежит отмене в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку решение о регистрации З. принято с нарушением требований п. 24-26 ст. 38 указанного Федерального закона. Так, З. представил на регистрацию подписные листы, содержащие 165 подписей избирателей. Избирательная комиссия не признала среди них недействительных и недостоверных подписей.
Заявитель считает, что З. нарушена форма подписного листа, он изготовлен без соблюдения требований п. 5 ст. 27 Закона Московской области, а именно не по форме, предусмотренной приложением N 3 к Закону Московской области и поэтому все подписные листы представленные З. считаются недействительными.
В подписных листах 7, 8, 9, 10, 11, 12, 30, 31, 32, 33 содержится подпись лица, заверявшего листы - К., при этом в подписных листах 7, 10, 11, 12, 30, 31, 32, 33 указан только код органа, выдавшего паспорт и не указано его наименование, а в подписных листах 8 и 9 указано только наименование органа, выдавшего паспорт, но не указан код. Каждый из указанных подписных листов содержит по 5 подписей, следовательно недействительными считаются 50 подписей избирателей, что составляет 30,3% от общего количества подписей, что является самостоятельным основанием к отказу в регистрации кандидата.
А. в судебное заседание не явился.
Представители А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении его заявления, указав, что они считают представленные заявителем подписные листы не соответствующими по форме Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" и по порядку их оформления.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Подольского района Московской области по выборам депутатов Совета депутатов и Глав муниципальных образований городского и сельских поселений Подольского муниципального района Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления А..
З. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления А..
Прокурор г. Подольска в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Подольского городского суда от 14 сентября 2009 года в удовлетворении заявления А. было отказано.
В кассационной жалобе А. просит отменить судебное постановление. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 указанной статьи, решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
В силу п.п. 44 и 45 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа, недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
Согласно п. 8 ст. 37 указанного Федерального закона, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона МО "О муниципальных выборах в Московской области" от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
Согласно п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону (в ред. Закона МО от 25.06.2009 N 74/2009-ОЗ).
В силу п.п. 5 п. 22 ст. 28 Закона Московской области, основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом.
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве 1,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
При проведении выборов по многомандатному избирательному округу количество подписей, необходимое для регистрации кандидата (кандидатов) должно составлять 1,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов.
При проведении выборов количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может быть менее 10 подписей.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом, использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Из материалов дела усматривается, что Решением Территориальной избирательной комиссии Подольского района Московской области по выборам депутатов Совета депутатов и Глав муниципальных образований городского и сельских поселений Подольского муниципального района Московской области N 5/218 от 01.09.2009 г. З. был зарегистрирован кандидатом на Главу сельского (городского) поселения Львовский Подольского муниципального района Московской области по избирательному округу городское поселение Львовский..
Решением Территориальной избирательной комиссии Подольского района Московской области по выборам депутатов Совета депутатов и Глав муниципальных образований городского и сельских поселений Подольского муниципального района Московской области N 5/221 от 01.09.2009 г. А. был зарегистрирован кандидатом на Главу сельского (городского) поселения Львовский Подольского муниципального района Московской области по избирательному округу городское поселение Львовский.
З. представил подписные листы в количестве 33 штук с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов со 165 подписями.
Территориальной избирательной комиссией Подольского района Московской области по выборам депутатов Совета депутатов и Глав муниципальных образований городского и сельских поселений Подольского муниципального района Московской области была проведена проверка представленных З. подписей, о чем составлен Итоговый протокол, в соответствии с которым признаны достоверными 165 подписей.
А., требуя отмены решения о регистрации З. в качестве кандидата на Главу сельского (городского) поселения Львовский, указал, что оспариваемое решение подлежит отмене в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку решение о регистрации З. принято с нарушением требований п. 24-26 ст. 38 указанного Федерального закона. Также указал, что нарушена форма подписного листа, как изготовленного без соблюдения требований п. 5 ст. 27 Закона Московской области, а именно не по форме, предусмотренной приложением N 3 к Закону Московской области, предусматривающей указание сразу двух реквизитов: и наименования органа и когда выдан паспорт лицу, собиравшему подписи. Поскольку подписные листы, представленные З. не соответствуют Закону, они считаются недействительными.
В подписных листах 7, 8, 9, 10, 11, 12, 30, 31, 32, 33 содержится подпись лица, заверявшего листы - К., при этом в подписных листах 7, 10, 11, 12, 30, 31, 32, 33 указан только код органа, выдавшего паспорт и не указано его наименование, а в подписных листах 8 и 9 указано только наименование органа, выдавшего паспорт, но не указан код. Каждый из указанных подписных листов содержит по 5 подписей, следовательно недействительными считаются 50 подписей избирателей, что составляет 30,3% от общего количества подписей, что является основанием к отказу в регистрации кандидата.
Судом установлено и материалами дела подтверждено то, что представленные подписные листы в поддержку З. действительно выполнены на бланках, предусматривающих указание либо наименование органа, выдавшего паспорт или заменяющий его документ лицу, заверившего подписной лист, или код данного органа. В подписных листах 7, 10, 11, 12, 30, 31, 32, 33 указан только код органа, выдавшего паспорт и не указано его наименование, а в подписных листах 8 и 9 указано только наименование органа, выдавшего паспорт, но не указан код.
При этом, в соответствии с Приложением N 3 к Закону Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2002-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" предусмотрено, что при заверении подписного листа должны быть указаны как наименование органа, выдавшего паспорт так и код данного органа.
В приложениях N 5-7 Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", предусматривающих формы подписных листов в поддержку кандидатов в депутаты, предусмотрено, что при заверении подписного листа должны быть указаны или наименование органа, выдавшего паспорт или код данного органа.
Таким образом, самим указанным Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" предусмотрены различные условия к заполнению одних и тех же видов документов, а именно подписных листов, что создает различные условия для реализации своих прав разным кандидатам на различные выборные органы.
Фактически это является технической ошибкой установления в форме документа различных требований при заполнении подписных листов, что не может расцениваться, как несоблюдение З. требований действующего избирательного законодательства при сборе и оформлении подписных листов.
В подписных листах в поддержку самовыдвижения З. кандидатом на должность Главы сельского поселения на подписном листе 8 имеется неоговоренное исправление в указании имени лица, удостоверявшего подписной лист, что делает недействительными все пять подписей на данном подписном листе, а на подписном листе 28 имеются неоговоренные исправления в указании номера дома адреса места жительства гражданина, указанного по счету пятым в данном подписном листе, что делает недействительной указанную подпись.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что решение территориальной избирательной комиссии Подольского района Московской области по выборам депутатов Совета депутатов и Глав муниципальных образований городского и сельских поселений Подольского муниципального района Московской области от 01.09.2009 г. N 5/218 "О регисрации# З. кандидатом на Главу сельского (городского) поселения Львовский Подольского муниципального района Московской области по единому избирательному округу" является законным и обоснованным, и прав заявителя не нарушает.
При этом, суд отказывая в удовлетворении заявления, правильно исходил из того, что недействительными являются шесть подписей из 165, представленных в поддержку самовыдвижения З., что составляет 3,6%, что менее 10% от общего числа подписей.
Кроме того, сборщик подписей К., удостоверявшая подписи в подписных листах 7, 8, 9, 10, 11, 12, 30, 31, 32, 33 указала только код органа, выдавшего ей паспорт, а в других только его наименование, однако, указание каждого из указанных элементов позволяет однозначно установить орган, выдавший паспорт К.
Указание только одного из указанных элементов в подписном листе сборщиком подписей допускается самим Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", что предусмотрено в формах подписных листов Приложения N 5-7 к указанному закону.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения и решения территориальной избирательной комиссии Подольского района Московской области по выборам депутатов Совета депутатов и Глав муниципальных образований городского и сельских поселений Подольского муниципального района Московской области, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Подольского городского суда Московской области от 14 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 25 сентября 2009 г. по делу N 33-17678/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника