Определение Московского областного суда
от 21 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17416
Е.С.А. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, в обоснование своих требований указав, что избирательная комиссия муниципального образования "Город Электроугли Московской области" зарегистрировала Ж.В.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов по тому же избирательному округу в отсутствие первого финансового отчета кандидата и при неправильном оформлении необходимых для регистрации документов.
Решением суда от 12 сентября 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от заявительницы поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя кассатора, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 25 августа 2009 года Ж.В.Н. обратился в избирательную комиссию муниципального образования "Город Электроугли Московской области" с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом от Ногинского районного отделения Московского областного отделения КПРФ в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Электроугли Московской области" по избирательному округу N 1, приложив к нему копии паспорта, трудовой книжки, документа об образовании и удостоверения депутата.
В тот же день заявитель представил новое заявление о согласии баллотироваться, попросив признать недействительным первичное.
26 августа 2009 года Ж.В.Н. представил заявление об отказе в создании избирательного фонда в связи с нефинансированием его избирательной кампании.
Постановлением избирательной комиссии от 04 сентября 2009 года Ж.В.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов.
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.
В силу ч. 16 ст. 28 Закона регистрация кандидата, выдвинутого региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата. Регистрация такого кандидата осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных участников съезда (конференции); 2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии; 3) решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением соответствующего списка кандидатов); 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; 5) дата принятия решения.
Из представленного в избирательную комиссию протокола 15-ой (внеочередной) Конференции Ногинского районного отделения Московского областного отделения КПРФ от 08 августа 2009 года усматривается, что из 20 избранных делегатов присутствовали 14, что в соответствии с Уставом КПРФ повлекло правомочность Конференции, на которой все присутствовавшие делегаты проголосовали за выдвижение кандидатов.
Постановлениями 15-ой (внеочередной) Конференции от 08 августа 2009 года Ж.В.Н. выдвинут кандидатом по одномандатному избирательному округу N 1 и назначены уполномоченные представители избирательного объединения.
Приложением к постановлению утвержден список назначенных уполномоченных представителей, содержащий в себе все предусмотренные законом сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя избирательного объединения. К списку приложено также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять такую деятельность.
Таким образом, представленное решение конференции избирательного объединения о выдвижении Ж.В.Н. отвечает требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Создание кандидатом избирательного фонда необязательно, при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Таким образом, Ж.В.Н. был вправе отказаться от создания избирательного фонда и финансирования своей избирательной кампании в связи с тем, что баллотируется по избирательному округу N 1, число избирателей в котором составляет согласно материалам дела 1 231 человек, что в свою очередь повлекло погашение обязанности представить первый финансовый отчет.
В подтверждение своих доводов о неправомерности оспариваемой регистрации заявитель ссылается также на представленное Ж.В.Н. удостоверение депутата в подтверждение сведений об основном месте работы или службы и занимаемой должности.
Как установлено судом в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Ж.В.Н. указаны сведения о том, что он является депутатом Совета депутатов муниципального образования "Город Электроугли Московской области", в избирательную комиссию муниципального образования "Город Электроугли Московской области" представлена копия удостоверения депутата Совета депутатов муниципального образования "Город Электроугли Московской области". Документ заверен личной подписью председателя и печатью представительного органа, что свидетельствует о его действительности. Подтверждение указанных выше сведений документом специальной формы ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, уведомляя Ж.В.Н. о необходимости предоставления документов в соответствии со ст. 25, 26 Закона, избирательная комиссия не указала отсутствующие необходимые сведения или конкретные оформленные с нарушением закона документы для возможности кандидату исправить такие недостатки.
Между тем, в силу п. 13 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 64-ФЗ от 12 июня 2002 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п/п. в.1 и (или) п/п. в.2 п. 24, п/п. б.1 и (или) п/п. б.2 п. 25, п/п. з и (или) п/п. и п. 26 ст. 38 Федерального закона.
При таких обстоятельствах избирательная комиссия правильно зарегистрировала Ж.В.Н. кандидатом.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно не принял признание избирательной комиссией требований Е.С.А. об отмене оспариваемого постановления, поскольку это противоречит закону и нарушает права и законные интересы Ж.В.Н.
Постановленное судом решение по делу судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неправильном толковании закона и служат к переоценке представленных доказательств.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 12 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 21 сентября 2009 г. по делу N 33-17416
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника