Определение Московского областного суда
от 23 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17501
Б.В.В. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в обоснование своих требований указав, что избирательная комиссия муниципального образования "Городского поселение Ногинск Московской области" отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов в связи с признанием всех представленных подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения недействительными и отсутствием учета поступления и расходования денежных средств - приложения к первому финансовому отчету.
Заявитель пояснил суду, что такое приложение к первому финансовому отчету утверждено самой избирательной комиссией, действующим законодательством не предусмотрено. Имеющие место указание в подписных листах в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" в предусмотренной строке наименования органа местного самоуправления муниципального образования как городское поселение Ногинска Московской области, не имеет существенного значения, поскольку в подписном листе указано, что избиратели поддерживают выдвижение Б.В.В. кандидатом в депутаты, указан субъект федерации Московская область, а также место нахождения органа - городское поселение Ногинск, указан избирательный округ N 11.
Избирательная комиссия муниципального образования "Городского поселение Ногинск Московской области" с заявлением не согласилась, просила суд в его удовлетворении отказать, полагая, что требование о предоставлении учета поступления и расходования денежных средств является законным, пояснив, что все представленные на проверку подписные листы оформлены с нарушением закона, а кроме того, часть подписей избирателей недействительны.
Решением суда от 14 сентября 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от Б.В.В. поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя кассатора, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 24 августа 2009 года Б.В.В. обратился в избирательную комиссию муниципального образования "Городского поселение Ногинск Московской области" с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городского поселение Ногинск Московской области", приложив к нему копии паспорта, трудовой книжки, документа об образовании, договора с банком о специальном избирательном счете и одиннадцать подписных листов, содержащих 55 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
28 августа 2009 года заявителем в избирательную комиссию дополнительно сданы протокол об итогах сбора подписей избирателей, уведомление об открытии счета, выписка по счету и первый финансовый отчет.
Постановлением избирательной комиссии от 03 сентября 2009 года Б.В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городского поселение Ногинск Московской области".
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Вместе с заявлением должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В силу с ч. 1 ст. 28 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии со ст. 27 Закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Согласно приложению 5 к Закону формой подписного листа в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования предусмотрена строка "наименование органа местного самоуправления муниципального образования".
Вместе с тем, во всех представленных на регистрацию Б.В.В. подписных листах в данной строке лишь записано "городского поселения Ногинска Московской области".
Таким образом, из представленных листов не усматривается однозначно, в какой из действующих на основании Устава городского поселения Ногинск органов местного самоуправления баллотируется кандидат.
В силу п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
Кроме того, в подписном листе N 3 датой подписи избирателя М.Е.В. указан 209 год; в подписном листе N 5 исправлены цифры в датах подписей избирателей Г.Т.В. и Ш.Г.Я; в подписном листе N 8 сокращено название улицы в адресе места жительства избирателя В.И.С.; в подписном листе N 10 исправлены дата и подпись избирателя Г.Н.И.
В силу п.п. 4, 6, 8 ч. 12 ст. 28 Закона недействительными также считаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.
Таким образом, указанные пять подписей по самостоятельным основаниям правильно признаны избирательной комиссией недействительными.
При таких обстоятельствах избирательная комиссия правомерно отказала Б.В.В. в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городского поселение Ногинск Московской области".
При этом суд правильно признал необоснованным довод избирательной комиссии о необходимости представления приложением к первому финансовому отчету документа об учете поступления и расходования денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией, организующей выборы.
Таким образом, представление такого документа исходя из требования закона необходимо вместе с итоговым финансовым отчетом после опубликования результатов состоявшихся выборов.
На основании изложенного судебная коллегия находит постановленное судом решение основанным на законе и обоснованным.
Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке представленных доказательств, не основаны на законе, в связи с чем не служат основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 14 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 23 сентября 2009 г. по делу N 33-17501
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника