Определение Московского областного суда
от 26 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17602
Б. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в обоснование своих требований указав, что избирательная комиссия муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" по одномандатному избирательному округу N 10 со ссылкой на недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных на регистрацию.
Заявитель пояснил суду, что избирательная комиссия признала недействительными все представленные подписи избирателей по причине не указания полного адрес места жительства сборщика подписей, полагал, что отсутствие указания на субъект Российской Федерации и район проживания не является нарушением требования закона, и не влечет неоднозначного восприятия такой информации, в связи с чем просил суд признать решение избирательной комиссии незаконным и отменить.
Избирательная комиссия муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" с заявлением не согласилась, просила суд в его удовлетворении отказать, полагая, что требование об указании полного адреса места жительства лица, собиравшего подписи, основано на законе.
Решением суда от 16 сентября 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от Б. поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Б., представителя избирательной комиссии, заключение прокурора А., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 26 августа 2009 года Б. обратился в избирательную комиссию муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" по одномандатному избирательному округу N 10, приложив к заявлению копии паспорта, сберегательной книжки, сведения о размере и об источниках доходов, первый финансовый отчет.
Позже Б. сдал в избирательную комиссию 4 подписных листа, содержащих 11 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.
Решением избирательной комиссии от 05 сентября 2009 года Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области".
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Вместе с заявлением должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В силу с ч. 1 ст. 28 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Приложением 5 к Закону установлена форма подписного листа в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты, на должность другого должностного лица местного самоуправления по одномандатному избирательному округу.
Согласно форме подписной лист подлежит удостоверению лицом, собиравшим подписи, с указанием его адреса места жительства.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Между тем, во всех представленных заявителем подписных листах адресом места жительства сборщика подписей указано лишь "пос. Горбуша д. З кв. 6".
Исходя из приведенных положений закона, является несостоятельным довод Б. о достаточности указания в подписных листах адреса места жительства сборщика подписей так, как он указан в штампе регистрационной службы, имеющемся в паспорте, или указания тех сведений из адреса, которые с достаточной степенью вероятности дают возможность определения точного адреса места жительства сборщика подписи.
В соответствии с п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года N 828, в паспорте производится отметка о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета. Таким образом, по смыслу указанных положений в их взаимосвязи в подписной лист необходимо вносить сведения об адресе места жительства сборщика подписей в том объеме, которое определено пунктом 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, и такие сведения должны быть подтверждены наличием отметки в паспорте гражданина Российской Федерации.
В силу п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
В соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Таким образом, избирательная комиссия обоснованно отказала Б. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" по одномандатному избирательному округу N 10.
На основании изложенного постановленное судом решение судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными по основаниям указанным в определении.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 16 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 26 сентября 2009 г. по делу N 33-17602
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника