Определение Московского областного суда
от 28 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17770/2009
Л. обратилась в суд с заявлением, в котором просила отменить решение муниципальной избирательной комиссии муниципального образования "городское поселение Старая Купавна" от 07.09.2009 года N 11/9 "Об отказе в регистрации Л. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Старая Купавна Московской области" по одномандатному избирательному округу N 4 и обязать зарегистрировать ее кандидатом в депутаты.
В обоснование требований Л. указала, что 15.08.2009 г. в избирательную комиссию ею было представлено заявление о регистрации кандидатом в депутаты со всеми необходимыми документами, в частности уведомление об отказе в финансировании своей избирательной компании.
Решением от 07.09.2009 г. N 11/9 ей необоснованно было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Старая Купавна Московской области".
Основанием к отказу в ее регистрации в качестве кандидата послужило не предоставление ею первого финансового отчета.
Представитель муниципальной избирательной комиссии в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Л., ссылался на то, что при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов, кандидат одновременно предоставляет в комиссию документы, указанные в частях 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 54 Закона Московской области одновременно с документами предоставляется и первый финансовый отчет.
Согласно п. 22 ст. 28 Закона Московской области, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Законом Московской области для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Л. не предоставила первый финансовый отчет, что по мнению представителя избирательной комиссии является безусловным основанием для отказа в регистрации.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 18 сентября 2009 года заявление Л. было удовлетворено.
В кассационной жалобе муниципальная избирательная комиссия муниципального образования городское поселение Старая Купавна Ногинского муниципального района Московской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, засслушав# объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в п. 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
В соответствии с п. 1.1. ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч. 2 и 4 ст. 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в ч. 16 настоящей статьи.
Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с ч. 2 и 4 ст. 23 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 9 ст. 59 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
В соответствии с п. 1.2 Инструкции N 515 от 12 мая 2008 года "О порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области", утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области N 515 от 12 мая 2008 года - Создание кандидатом избирательного фонда необязательно, при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из протокола Конференции местного отделения политической партии "Справедливая Россия": Родина/пенсионеры/Жизнь" в городском округе Электросталь и Ногинском муниципальном районе Московской области" от 10.08.2009 года усматривается, что всего членов партии, состоящих на учете в местном отделении партии 470 человек, норма представительства: 1 делегат от 30 членов партии. Всего избрано делегатов Конференции местного отделения партии 20 человек. Конференция местного отделения партии считается правомочной, если в ее работе принимают участие не менее 11 делегатов. На Конференции приняло участие 20 делегатов, число голосов, необходимое для принятия решения - 11 делегатов.
Согласно протокола указанной Конференции, Л. выдвинута кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Старая Купавна Ногинского района Московской области" по одномандатному избирательному округу N 4.
15.08.2009 г. Л. в избирательную комиссию было представлено заявление на регистрацию ее кандидатом в депутаты в Совет депутатов муниципального образования "Городское поселение Старая Купавна Московской области" по одномандатному избирательному округу N 4 со всеми необходимыми документами, в частности уведомление об отказе в создании избирательного фонда, также сообщила, что финансирование ее избирательной компании не проводится.
Решением муниципальной избирательной комиссии от 07.09.2009 г. N 11/9 Л. отказано в регистрации в качестве кандидата депутатом Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Старая Купавна Московской области", на основании не предоставления ею первого финансового отчета.
Из материалов дела также усматривается, что количество избирателей по избирательному округу N 4 составляет 1478 человек.
Л. не представляла в муниципальную избирательную комиссию муниципального образования "город Старая Купавна" первый финансовый отчет, представив заявление о том, что избирательный фонд ею открываться не будет.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что решение муниципальной избирательной комиссии муниципального образования "городское поселение Старая Купавна" от 07.09.2009 года N 11/9 "Об отказе в регистрации Л. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Старая Купавна Московской области" по одномандатному избирательному округу N 4 не основано на нормах действующего законодательства о выборах.
При этом, суд удовлетворяя заявление, правильно исходил из того, что количество избирателей по избирательному округу N 4 составляет 1478 человек, что не превышает 5 000 избирателей, а также с учетом того, что Л. соответствующим образом уведомила избирательную комиссию о том, что избирательный фонд ею создаваться не будет, оснований для отказа в регистрации кандидатом по причине отсутствия первого финансового отчета не имелось.
Ссылка представителя муниципальной избирательной комиссии о том, что решение комиссии об отказе в регистрации кандидата законно по основаниям не предоставления Л. первого финансового отчета правильно признана судом несостоятельной, поскольку действующее законодательство, устанавливая в п. 1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" требование о регистрации кандидата при наличии первого финансового отчета, не содержит требований для кандидатов, не создающих избирательного фонда, обязанности предоставлять первый финансовый отчет.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 18 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу избирательной комиссии муниципального образования Старая Купавна - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 28 сентября 2009 г. по делу N 33-17770/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника