Определение Московского областного суда
от 17 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17183
Решением муниципальной избирательной комиссии городского поселения Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области от 7 сентября 2009 года N 1/11 К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Оболенск.
К. обратилась в суд с жалобой об отмене этого решения избирательной комиссии, ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в регистрации.
Решением суда от 10 сентября 2009 года жалоба оставлена без удовлетворения.
На постановленное судом решение от заявительницы поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения К., заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 29 августа 2009 года К. сдала в муниципальную избирательную комиссию городского поселения Оболенск 6 подписных листов с подписями избирателей в поддержку ее как кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу N 1.
Решением избирательной комиссии от 07 сентября 2009 года К. отказано в регистрации кандидатом в связи с признанием всех представленных подписей избирателей недействительными.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ч. 22. ст. 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (далее Закон Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ) основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
В силу п. 4 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Согласно пункта 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Между тем, в представленных заявительницей подписных листах в графе адреса места жительства избирателей отсутствуют сведения о субъекте Российской Федерации и районе их проживания.
Такое обстоятельство не позволяет однозначно определить место жительства избирателей как расположенное в Серпуховском муниципальном районе Московской области и в границах избирательного округа N 1 и проверить правомочность сбора подписей этих избирателей в поддержку кандидата, баллотирующегося по соответствующему избирательному округу.
При таких обстоятельствах избирательная комиссия правомерно отказала заявительнице в регистрации ее кандидатом.
Вместе с тем, также подтвержденное в судебном заседании ненадлежащее оформление подписных листов в части использования неутвержденных, однако однозначно воспринимаемых, сокращений, указания полной даты рождения и неправильного брошюрования листов не значительно при разрешении поставленного вопроса и не служит самостоятельным основанием к отказу в регистрации.
На основании изложенного судебная коллегия вывод суда об отказе в удовлетворении заявления находит правильным, а постановленное им решение - законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу ч. 5 ст. 27 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Согласно пункта 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Данное положение определяет понятие "адрес места жительства", что предполагает его конкретизацию применительно к составлению списков избирателей и оформлению подписных листов.
В соответствии с п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года N 828, в паспорте производится отметка о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета.
Таким образом, по смыслу указанных положений в их взаимосвязи в подписной лист необходимо вносить сведения об адресе места жительства избирателя в том объеме, которое определено пунктом 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, и такие сведения должны быть подтверждены наличием отметки в паспорте гражданина Российской Федерации.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 10 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 17 сентября 2009 г. по делу N 33-17183
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника