Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Щелковского муниципального района, администраций городских и сельских поселений Щелковского муниципального района (далее - Администрации), Совета по координации деятельности профсоюзных организаций Щелковского муниципального района (далее - Профсоюзы), объединений работодателей Щелковского муниципального района (далее - Работодатели), совместно именуемые "Стороны", руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, заключили Щелковское районное трехстороннее (территориальное) соглашение между администрацией Щелковского муниципального района Московской области, администрациями городских и сельских поселений Щелковского муниципального района, Советом по координации деятельности профсоюзных организаций Щелковского муниципального района Московской области и объединениями работодателей Щелковского муниципального района Московской области на 2009-2011 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на территории Щелковского муниципального района.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
Соглашение служит основой для переговоров и заключения отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений (далее - территориальные соглашения) и коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - коллективные договоры).
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации районных отраслевых соглашений.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций вырабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Обязательства Администрации, вытекающие из Соглашения, реализуются посредством деятельности органов местного самоуправления Щелковского муниципального района в пределах своей компетенции.
Стороны признают необходимым заключение районных отраслевых соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Стороны признают обязательным участие Щелковской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Щелковского муниципального района, затрагивающих трудовые и социально-экономические интересы населения.
Закрепленные в ряде пунктов Соглашения обязательства, требующие финансирования из бюджета Щелковского муниципального района, учитываются при составлении бюджета Щелковского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Присоединение к Соглашению работодателей и профсоюзов, действующих на территории Щелковского муниципального района, осуществляется в соответствии с Законом Московской области "О социальном партнерстве в Московской области".
1. В области социально-экономического развития
Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию благоприятных условий хозяйствования, развитию предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения в Щелковском муниципальном районе. В этих целях:
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Вырабатывают при необходимости в адрес исполнительных органов государственной власти Московской области, Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения, способствующие повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики.
1.1.2. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению налоговых льгот отдельным категориям социально значимых налогоплательщиков, занятых в различных сферах экономики Щелковского муниципального района, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.1.3. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, разработке прогнозов социально-экономического развития Щелковского муниципального района и долгосрочных целевых программ Московской области.
1.1.4. Принимают меры по увеличению объема валового регионального продукта, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства жилья в соответствии с прогнозом (показателями) социально-экономического развития Щелковского муниципального района на соответствующие годы.
1.1.5. Принимают меры по защите интересов организаций, потребителей против установления необоснованно завышенных цен (тарифов) и ставок на услуги естественных монополий (электрическая и тепловая энергия, газ).
1.1.6. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий либо недружественных поглощений. Учитывают мнение районной организации отраслевого профсоюза и работников организации-должника при подготовке решения о ее продаже, ликвидации или банкротстве.
1.1.7. Оказывают содействие по погашению долгов из федерального и областного бюджетов, принимают меры по недопущению долгов из бюджета Щелковского муниципального района организациям за выполненные работы и оказанные услуги на территории Щелковского муниципального района.
1.1.8. Принимают в рамках своей компетенции необходимые меры по реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Доступное комфортное жилье - гражданам России", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
1.1.9. Создают условия по обеспечению ежегодного роста производительности труда.
1.2. Администрации:
1.2.1. Совместно:
1.2.1.1. Содействуют модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовому оздоровлению его организаций, направленным на повышение качества предоставляемых населению услуг.
1.2.1.2. Принимают меры по улучшению работы пассажирского транспорта общего пользования.
1.2.2. Администрация Щелковского муниципального района:
1.2.2.1. Создает условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
1.2.2.2. Проводит целенаправленную инвестиционную политику Щелковского муниципального района. Содействует привлечению инвестиций в экономику района.
1.2.2.3. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики района и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности. Проводит информационно-аналитический мониторинг состояния предпринимательства в районе.
1.2.2.4. Содействует эффективной реализации долгосрочных целевых программ социально-экономического развития района.
1.2.3. Администрации поселений:
1.2.3.1. Обеспечивают малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организуют строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создают условия для жилищного строительства.
1.2.3.2. Создают условия для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
1.3.2. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития района.
1.3.3. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и контролируют их выполнение.
1.3.4. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе межведомственных комиссий при Администрации Щелковского муниципального района по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.4.2. Участвуют в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов и проводимых в районе мероприятий по вопросам защиты интересов предпринимателей.
1.4.3. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Московской области, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4.4. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам Соглашения информацию о предстоящих реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
1.4.5. Обеспечивают профкомам, профорганизаторам и соответствующим органам местного самоуправления беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам и о результатах аудиторских проверок.
2. Заработная плата, доходы, социальная защищенность
Стороны считают в предстоящий период основной задачей обеспечение повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов, активизации покупательной способности граждан как залога роста экономики, ее инновационной направленности. В этих целях:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Способствуют совершенствованию организации труда, обеспечивающей рост производительности труда, повышение заработной платы и устойчивое развитие производственной деятельности организаций района.
2.1.2. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей Московской области.
2.1.3. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда. При заключении коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной части в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.1.4. Принимают меры по предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций и ее ликвидации.
2.1.5. Не допускают снижения уровня оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом. Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10 процентов от ее полной стоимости.
Выделяют средства на оздоровление детей и подростков из местного бюджета района и поселений, средств организаций.
2.1.6. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов.
2.1.7. Принимают меры по исключению "серых" схем выплат заработной платы в организациях.
2.1.8. Принимают меры по соблюдению законодательства об обязательном пенсионном страховании работников в организациях, находящихся в стадии банкротства.
2.2. Администрации:
2.2.1. Совместно:
2.2.1.1. Сохраняют в 2009 году уровень средней заработной платы работникам бюджетной сферы, сложившийся по состоянию на 1 января 2009 года.
2.2.1.2. Проводят разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используя средства массовой информации.
2.2.1.3. Гарантируют осуществление диспансеризации работников муниципальных учреждений района в соответствии с законодательством.
2.2.2. Администрация Щелковского муниципального района:
2.2.2.1. При разработке проекта бюджета Щелковского муниципального района на очередной финансовый год предусматривает средства на:
обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы, организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях района;
социальные пособия отдельным категориям студентов и студенческим семьям, имеющим детей, а также социальные выплаты отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях района в размерах не ниже предшествующего года;
оказание адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам района;
оказание финансовой помощи общественным организациям (ветеранам труда, инвалидам и другим);
проведение Праздника труда, Дня района, профессиональных праздников работников учреждений бюджетной сферы.
2.2.2.2. Разрабатывает дополнительные меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений района.
2.2.2.3. Предоставляет в установленном порядке субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам, имеющим место жительства в районе.
2.2.3. Администрации поселений:
2.2.3.1. При формировании бюджета муниципального образования на очередной финансовый год предусматривают средства на:
обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы, организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
оказание адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам поселения;
проведение Праздника труда, Дня поселения, профессиональных праздников работников учреждений бюджетной сферы.
2.2.3.2. Осуществляют регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги в рамках своих полномочий в соответствии с жилищным законодательством, предусматривая меры социальной поддержки населения.
2.2.3.3. Не допускают увеличения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи выше уровня, соответствующего областному стандарту.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением Работодателями законодательства о труде. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды.
2.3.4. Добиваются включения в коллективные договоры положений:
о минимальной заработной плате работника не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области;
об установлении доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 60%;
об индексации заработной платы в размере не ниже темпов роста потребительских цен;
о порядке компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;
об установлении соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате основных категорий работников организации в размере не более 6:1;
о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации.
2.3.5. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за исчислением Работодателями единого социального налога, подлежащего уплате в государственные внебюджетные фонды, а также за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Участвуют в решении вопросов негосударственного пенсионного обеспечения.
2.3.6. Содействуют реализации Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и ее составной части - Московской областной программы обязательного медицинского страхования.
2.3.7. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков, контролируют безопасность нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях.
2.3.8. Участвуют в работе общественных комиссий по жилищным вопросам при органах местного самоуправления района, осуществляют контроль за постановкой на учет работников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением им жилья.
2.3.9. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за реализацией принятых нормативных правовых актов.
2.3.10. Информируют трудовые коллективы о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
2.3.11. Проводят работу по выполнению Работодателями областных и районных отраслевых соглашений. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет ее повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.3.12. Обеспечивают контроль за осуществлением диспансеризации работников муниципальных учреждений района в соответствии с законодательством.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области.
2.4.2. Обеспечивают в 2009 году среднюю заработную плату во внебюджетном секторе экономики в размере не ниже достигнутого в 2008 году, принимают меры по регулированию заработной платы с учетом уровня инфляции.
2.4.3. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников, о формировании и расходовании фонда оплаты труда.
2.4.4. Не позднее I квартала заключают коллективные договоры в организациях, предусматривая в них:
размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях (минимальной заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области);
положения о необходимости поддержания тарифной части заработной платы на уровне не ниже уровня, установленного Трехсторонним соглашением в сфере социального партнерства, заключенным по Щелковскому муниципальному району;
порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен;
сроки выплаты заработной платы;
размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине Работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивают его в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
графики погашения задолженности и размеры компенсаций в случаях несвоевременной выплаты заработной платы;
оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые два дня нетрудоспособности;
размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации;
средства на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление и другое.
2.4.5. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
2.4.6. Принимают меры по своевременному и в полном объеме перечислению единого социального налога и страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.
2.4.7. В организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, заключают договоры с филиалом N 40 Государственного учреждения Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о добровольной уплате страховых взносов для обеспечения работающих пособиями по социальному страхованию.
2.4.8. Гарантируют осуществление диспансеризации работников организаций в соответствии с законодательством.
3. В области содействия занятости и кадровому обеспечению организаций
Стороны считают основной задачей на предстоящий период развитие трудовых ресурсов в целях дальнейшего обеспечения организаций Щелковского муниципального района профессиональными рабочими кадрами, организацию профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономического развития района, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и Работодателей. В этих целях:
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Принимают участие в разработке и реализации мероприятий по оказанию содействия занятости населения и развитию трудовых ресурсов.
3.1.2. Организуют в средствах массовой информации информирование населения о состоянии рынка труда, требованиях, предъявляемых к профессии, возможностях трудоустройства и профессионального обучения в областной системе профессионального образования.
3.1.3. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона.
3.1.4. Содействуют повышению престижа рабочих профессий, квалификации персонала организаций, привлечению молодежи на производство, в том числе при проведении мероприятий Праздника труда в районе, Дня молодежи. Организуют проведение районных конкурсов профессионального мастерства, в том числе для учащихся учреждений профессионального образования. Обеспечивают участие победителей районных конкурсов в областных и всероссийских конкурсах.
3.1.5. Проводят работу по совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации.
3.1.6. Участвуют в организации временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей.
3.1.7. Принимают меры по реализации в районе мероприятий долгосрочных целевых программ Правительства Московской области, направленных на социальную защиту населения района, в том числе отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
3.1.8. Не допускают превышения уровня общей безработицы свыше 8,9%, регистрируемой - свыше 1,7%. Совместно с ГУ МО Щелковский ЦЗН разрабатывают Программу дополнительных мероприятий на 2009 год, направленных на снижение напряженности на рынке труда Щелковского района, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089. При необходимости данная Программа корректируется и пролонгируется на 2010-2011 годы.
3.1.9. Проводят работу, направленную на привлечение и закрепление в экономике района высококвалифицированных специалистов и сокращение объемов трудовой миграции за пределы района.
3.1.10. Проводят работу по совершенствованию и развитию системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки персонала организаций в районе, в том числе для организаций малого и среднего предпринимательства.
3.1.11. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров.
3.1.12. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.1.13. Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения работников:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
20 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.2. Администрации (совместно с ГУ МО "Щелковский центр занятости населения"):
3.2.1. Содействуют созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
Участвуют в поддержке малого предпринимательства и организации самозанятости безработных граждан.
3.2.2. Содействуют расширению возможностей трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающей трудности в поиске работы, в том числе через механизм квотирования рабочих мест в организациях района.
3.2.3. Учитывают участие организаций в системе социального партнерства и соблюдение ими обязательств Соглашения при рассмотрении заявок на привлечение иностранных работников.
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде при заключении индивидуальных трудовых договоров, изменении их существенных условий, увольнении, в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий в процессе работы, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
3.3.2. Добиваются через отраслевые территориальные соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.3.3. Вносят в органы местного самоуправления муниципальных образовании района предложения о приостановке решений Работодателей массовом увольнении работников. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решения по массовому увольнению работающих или поэтапному проведению данного мероприятия.
3.3.4. Информируют работников организаций в Щелковском муниципальном районе об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в социально-трудовой сфере.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в профсоюзные органы, центр занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.4.2. Совместно с ГУ МО Щелковский ЦЗН в рамках Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Щелковского муниципального района, по согласованию с предприятиями и организациями, находящимися в сложной экономической ситуации, формируют социальный заказ на опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, на востребованные на рынке труда профессии с дальнейшим трудоустройством.
3.4.3. Взаимодействуют с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования в вопросах качества подготовки кадров и совершенствования их материально-технической базы.
Формируют заявки на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики, используют другие формы стимулирования учащихся в целях их закрепления в организации. Способствуют развитию системы наставничества в организациях.
3.4.4. Организовывают в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.4.5. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на:
повышение квалификации и профессионального уровня персонала, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
разработку и реализацию программ наставничества и адаптации молодых работников на производстве.
3.4.6. Оказывают исходя из возможностей организации материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации и т.д. Не допускают сокращения работников, члены семьи которых находятся на их иждивении и не имеют самостоятельного заработка.
3.4.7. Содействуют организации общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.8. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников организаций-банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее чем 70 процентов рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
3.4.9. Гарантируют работникам, увольняемым по сокращению численности или штата, сохранение очереди на получение и приобретение жилья, пользование детскими дошкольными учреждениями на срок не менее двух лет.
3.4.10. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца), уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.11. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников с учетом соблюдения приоритетного права жителей района на трудоустройство и мнения Профсоюзов.
4. В области охраны труда и экологической безопасности
В целях создания условий для безопасного труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения нарушений прав работников в области охраны труда, повышения эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также соблюдения требований и норм экологической безопасности:
Стороны совместно:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с официальным текстом документа
4.1.1. Обеспечивают реализацию на территории Щелковского муниципального района государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
4.1.2. Обеспечивают снижение показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда в районе:
сокращение числа пострадавших на производстве с тяжелыми последствиями (с тяжелым и смертельным исходом) по причинам, связанным с нарушением государственных нормативных требований охраны труда;
снижение занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Снижение занятости женщин на работах с вредными и неблагоприятными условиями;
сокращение числа промышленных объектов, техническое состояние которых, а также состояние условий труда занятых на них работников не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
4.1.3. Содействуют Работодателям в организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
4.1.4. Организуют проведение мероприятий по распространению передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, информируют Работодателей и работников о нормативных правовых актах, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой их деятельности.
4.1.5. Организуют проведение районных конкурсов и участвуют в проведении областных конкурсов в сфере охраны труда.
4.1.6. Организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
4.1.7. Содействуют созданию в организациях (у Работодателей) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
4.1.8. Содействуют подготовке специалистов по охране труда, экологической безопасности и повышению их квалификации.
4.1.9. Осуществляют муниципальный контроль за соблюдением локальных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, действующих на территории Щелковского муниципального района.
4.1.10. Содействуют организации и проведению мероприятий, осуществляемых на территории Щелковского муниципального района в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности с освещением в средствах массовой информации.
4.2. Администрация Щелковского муниципального района:
4.2.1. Организовывает работу Координационного совета по охране труда Щелковского муниципального района и осуществляет методическое обеспечение работы координационных советов по охране труда органов местного самоуправления муниципальных образований Щелковского муниципального района.
4.2.2. Организует участие специалистов администрации Щелковского муниципального района (по согласованию) в расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями.
4.2.3. Содействует включению в коллективные договоры, отраслевые территориальные соглашения обязательств Сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Обеспечивают по инициативе профсоюзных организаций создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях Щелковского муниципального района.
4.3.2. Организуют проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и их обучение в учебном учреждении, в том числе и за счет средств социального страхования.
4.3.3. Осуществляют контроль за включением в коллективные договоры обязательств по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.3.4. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, сбор, обобщение и анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организациях района, в том числе и по итогам аттестации рабочих мест.
4.3.5. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.3.6. Осуществляют контроль за профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников службы охраны труда и за обучением по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
4.3.7. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.3.8. Обеспечивают участие своих представителей в составе комиссий по проверке знаний в организациях, осуществляющих обучение по охране труда работников.
4.3.9. Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Принимают меры по сокращению численности работников основных видов производств, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
4.4.2. Обеспечивают проведение государственной экспертизы условий труда в организациях, имеющих рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.4.3. Обеспечивают прохождение обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций и содействуют прохождению обучения по охране труда профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов и членов комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, осуществляющих обучение по охране труда работников и прошедших уведомительную регистрацию в Московской области.
4.4.4. Создают в организациях, численность работников в которых превышает 50 человек, службы охраны труда, обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников службы охраны труда.
4.4.5. Привлекают при необходимости к оказанию услуг в сфере охраны труда организации и физические лица, прошедшие уведомительную регистрацию в соответствии с требованиями законодательства Московской области.
Содействуют созданию и осуществлению деятельности комитетов (комиссии) по охране труда в организациях.
4.4.6. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
4.4.7. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
4.4.8. Обеспечивают выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза.
4.4.9. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
5. В области социальной и правовой защиты молодежи, укрепления семьи, заботы о материнстве и детстве
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
5.1.2. Взаимодействуют с общественными молодежными, женскими организациями и объединениями по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей.
5.1.3. Содействуют улучшению положения женщин на рынке труда Щелковского муниципального района. Проводят согласованную политику по вопросу социально-трудовой адаптации молодежи.
5.1.4. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни и способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и др.).
5.1.5. Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных, районных спортивных соревнованиях, а также организуют районные спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта. Создают условия для развития молодежного туризма.
5.1.6. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи.
5.1.7. Создают условия по социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
5.1.8. Содействуют созданию и деятельности общественных женских, молодежных организаций (комитетов, советов), комиссий по охране материнства и детства.
5.1.9. Способствуют увеличению представительства женщин и молодежи в органах исполнительной власти всех уровней, в органах объединений профсоюзов и работодателей.
5.1.10. Содействуют поддержанию инфраструктуры учреждений семейного и детского отдыха.
5.2. Администрация Щелковского муниципального района:
5.2.1. Создает условия для занятости молодежи. Организует в муниципальных образованиях района проведение профориентационной работы с молодежью, в том числе среди учащихся общеобразовательных учреждений.
5.2.2. Участвует в разработке областной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
5.2.3. Обеспечивает меры по поддержке молодежи в области охраны труда и здоровья, профилактики опасных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
5.2.4. Реализует меры социальной поддержки семьи и детей, в том числе студенческих семей, проживающих в Щелковском муниципальном районе, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области.
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин.
5.3.2. Содействуют через коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых.
5.3.3. Способствуют организации трудового соперничества среди молодежи, созданию молодежных трудовых коллективов, организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.
5.3.4. Создают в организациях советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.
5.3.5. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
5.3.6. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюза, содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
5.3.7. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
5.3.8. Содействуют возрождению шефства организаций над учебными заведениями.
5.3.9. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и других социально-экономических вопросов.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Разрабатывают в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их финансирование и реализацию.
5.4.2. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.
5.4.3. Предусматривают в коллективных договорах разделы, отражающие положения по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптации в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные компенсации на наем жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и другие меры).
5.4.4. Проводят Дни открытых дверей, профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.4.5. Совместно с Профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
5.4.6. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначения на руководящие должности, при приеме на работу.
5.4.7. Принимают меры по профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности.
5.4.8. Предусматривают в коллективных договорах меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы и другие.
5.4.9. Оказывают необходимую помощь в работе комиссий по охране материнства и детства, созданных в организациях.
6. В области развития социального партнерства
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне Комиссии. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес. Организуют проведение совещаний, конференций, "круглых столов".
6.1.2. Стороны обязуются при необходимости и по решению Комиссии разрабатывать план мероприятий, необходимых для реализации отдельных обязательств Соглашения, и формировать совместные рабочие группы.
6.1.3. Стороны поддерживают инициативу общероссийских объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности, а также способствуют подготовке организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в районе, социальной (нефинансовой) отчетности.
6.1.4. Проводят работу по включению в районные отраслевые соглашения обязательств по повышению средней заработной платы, обеспечивающих реализацию обязательств в части оплаты труда, установленных настоящим Соглашением.
6.1.5. Совершенствуют формы контроля за выполнением заключенных соглашений и коллективных договоров, в том числе формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами.
6.1.6. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей по регулированию социально-трудовых отношений.
6.1.7. Организуют освещение вопросов социального партнерства, ход реализации Соглашения, работу Комиссии в средствах массовой информации.
6.1.8. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Администрации:
6.2.1. Учитывают мнение Профсоюзов и Работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.
6.2.2. Учитывают выполнение условий Соглашения, в первую очередь обязательств по оплате труда, при привлечении организаций к участию в долгосрочных целевых программах, аккредитации хозяйствующих субъектов, представлении руководителей организаций к государственным наградам Московской области и района. Рассматривают ходатайства объединений профсоюзов и объединений работодателей по награждению государственными наградами Российской Федерации, наградами Московской области и Щелковского муниципального района представителей работников и работодателей.
6.2.3. Проводят встречи с профсоюзным активом Щелковского муниципального района и работодателями. Оказывают поддержку объединениям профсоюзов и работодателей района в повышении их роли в обществе.
6.2.4. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований района:
- сохранять право за городскими (районными) комитетами профсоюзов и подведомственными им объектами социального назначения, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций;
- освобождать от местных налогов и сборов профорганизации всех уровней.
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют заключение коллективных договоров, районных отраслевых соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организуют членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводят общественную экспертизу проектов коллективных договоров.
6.3.2. Организуют работу профсоюзов организаций и учреждений по заключению и контролю за выполнением территориального трехстороннего, отраслевых соглашений, коллективных договоров.
6.3.3. Продолжают работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях, особенно в негосударственном секторе экономики.
6.3.4. Оказывают помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Стороны социального партнерства, Комиссию.
6.4.2. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.4.3. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.4.4. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной и иной массовой работы в размерах, предусмотренных в коллективных договорах, но не менее 0,15 процентов от фонда оплаты труда.
6.4.5. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.4.6. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, а также обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
7. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением, ответственность Сторон за реализацию обязательств Соглашения
7.1. Соглашение принято на три года, вступает в силу с момента опубликования в бюллетене "Информационный вестник Совета депутатов и администрации Щелковского муниципального района" и действует до принятия нового.
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее двух раз в год на заседаниях Комиссии.
7.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Соглашения или решения Комиссии виновная Сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
7.5. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий Профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а Работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.
7.6. Администрация Щелковского муниципального района обеспечивает в двухнедельный срок с момента заключения Сторонами Соглашения публикацию его в бюллетене "Информационный вестник Совета депутатов и администрации Щелковского муниципального района".
7.7. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
От администраций:
Глава Щелковского |
А.М. Ганяев |
Глава городского |
Ю.В. Крюков |
Глава городского |
А.Б. Мартынов |
Глава городского |
Т.Б. Ершова |
Глава сельского |
В.М. Зацерковный |
Глава сельского |
И.И. Язвецкий |
Глава сельского поселения |
В.Н. Канахин |
Глава сельского |
Н.А. Сорокин |
Глава сельского |
В.Н. Углов |
От профсоюзов:
Председатель Совета по координации |
Н.И. Липатова |
От объединений работодателей:
Президент некоммерческого партнерства |
В.С. Прозоров |
Генеральный директор Щелковской |
С.О. Голубев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Щелковское районное трехстороннее (территориальное) соглашение между администрацией Щелковского муниципального района, администрациями городских и сельских поселений Щелковского муниципального района Московской области, Советом по координации деятельности профсоюзных организаций Щелковского муниципального района Московской области и Объединениями работодателей Щелковского муниципального района Московской области на 2009-2011 годы от 9 сентября 2009 г. (зарегистрировано в Комитете по труду и занятости населения Московской области 15 сентября 2009 г. N 31/09)
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента опубликования в бюллетене "Информационный вестник Совета депутатов и администрации Щелковского муниципального района" и действует до принятия нового
Текст Соглашения опубликован в "Информационном вестнике Совета депутатов и Администрации Щелковского муниципального района", декабрь 2009 г., N 12