Определение Московского областного суда
от 25 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17798
К. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в обоснование своих требований указав, что территориальная избирательная комиссия Наро-Фоминского района Московской области отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Апрелевка по избирательному округу N 14 со ссылкой на отсутствие документов, необходимых для регистрации.
Заявитель пояснил суду, что избирательная комиссия своевременно об отсутствии необходимых документов для регистрации не известила и лишила его возможности присутствовать при разрешении вопроса о его регистрации, в связи с чем просил суд признать решение избирательной комиссии незаконным, отменить и обязать заинтересованное лицо зарегистрировать его кандидатом.
Территориальная избирательная комиссия Наро-Фоминского района Московской области с заявлением не согласилась, в его удовлетворении просила суд отказать, пояснив, что заявитель не представил на регистрацию первый финансовый отчет, полагала, что законом не обязана извещать кандидатов об отсутствии каких-либо необходимых документов.
Решением суда от 18 сентября 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от заявителя поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения кассатора, представителя избирательной комиссии, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 20 августа 2009 года К. обратился в территориальную избирательную комиссию Наро-Фоминского района Московской области с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом от Наро-Фоминского отделения политической партии КПРФ в депутаты Совета депутатов городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района по избирательному округу N 14, к заявлению приложив копии паспорта, документа об образовании, трудовой книжки и справку с места работы.
Решением избирательной комиссии от 04 сентября 2009 года К. отказано в регистрации кандидатом в связи с отсутствием первого финансового отчета.
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии решения политической партии. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
Таким образом, указанные в законе документы, в том числе первый финансовый отчет, на регистрацию кандидатом на предстоящих выборах 11 октября 2009 года должны были быть представлены в избирательную комиссию не позднее 18 часов 00 минут 29 августа 2009 года.
Согласно п. 3 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 Закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 23 Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Между тем, закон не возлагает на избирательную комиссию обязанности уведомлять об отсутствии необходимых для регистрации документов. Избирательное законодательство не предусматривает и обязанности избирательной комиссии консультировать кандидатов по вопросу количества и вида предоставляемых таких документов, что согласуется с п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах избирательная комиссия правомерно отказала заявителю в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района по избирательному округу N 14.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается довод заявителя о нарушении избирательной комиссии срока рассмотрения вопроса о такой регистрации.
Так, документы для регистрации приняты избирательной комиссией у заявителя 20 августа 2009 года, а оспариваемое решение принято лишь 04 сентября 2009 года.
Между тем, в силу ч. 17 ст. 28 Закона избирательная комиссия в течение десяти дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее, чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации.
Однако такое нарушение избирательной комиссией установленного законом порядка не имеет существенного правового значения, так как само по себе не свидетельствует о незаконности принятого решения.
На основании изложенного судебная коллегия вывод суда об отказе в удовлетворении заявления находит правильным, а постановленное им решение - законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений избирательного законодательства и направлены на установление обстоятельств, не предусмотренных законом в качестве оснований для отмены оспариваемого решения заинтересованного лица.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 18 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 25 сентября 2009 г. по делу N 33-17798
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника