Определение Московского областного суда
от 26 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17916/2009
Л. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить решение избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области от 03.09.2009 года N 92/12 "Об отказе в регистрации Л. кандидатом на должность Главы "Городское поселение им. Цюрупы".
В обоснование заявления Л. указал, что в избирательную комиссию "Городское поселение им. Цюрупы" им был сдан подписной лист с 56 подписями избирателей, оформленный на 5 листах, прошитый, пронумерованный и скрепленный его подписью, с указанием количества листов и количества подписей. Форма подписного листа была составлена в соответствии с приложением N 3 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
28 августа 2009 года рабочая группа избирательной комиссии при проверке представленных подписных листов пришла к выводу, что все подписи избирателей в подписных листах недействительны на основании п. 2 п. 5. ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", посчитав, что это не один подписной лист, а пять и их оформление не соответствует закону.
Также заявитель считает, что избирательной комиссией "Городское поселение им. Цюрупы" были нарушены его избирательные права и права избирателей избирательного округа, выдвигавших его на должность главы администрации "Городское поселение им. Цюрупы".
Л. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель Л. в судебном заседании аналогично настаивал на удовлетворении заявления, указав, что 15.08.2009 года Л. представил все необходимые документы в избирательную комиссию "Городское поселение им. Цюрупы" для регистрации его кандидатуры на должность главы администрации "Городское поселение им. Цюрупы".
Документы были приняты заместителем председателя избирательной комиссии.
28.08.2009 года решением рабочей группы все 56 подписей признаны недействительными на основании п. 2 и п. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и выдана ведомость проверки подписных листов в поддержку кандидата на выборах главы "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского района.
Согласно ведомости, в графе N 2, было отмечено, что в ведомости допущена ошибка - сдан подписной лист 1, а в ведомости указано о сдаче 5 подписных листов.
03.09.2009 года решением избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" Московской области N 92/12 Л. было отказано в регистрации на должность Главы поселения.
Л. подал письменное заявление в избирательную комиссию "Городское поселение им. Цюрупы" с просьбой разъяснить основания отказа.
07.09.2009 года избирательной комиссией "Городское поселение им. Цюрупы" были даны письменные разъяснения, из которых, кроме ссылки на определенные статьи закона, он не мог понять причину отказа. Кроме того, по его мнению некомпетентность избирательной комиссии "Городское поселение им. Цурюпы" выражается в принятии ею неправомерного решения об отказе в регистрации ему кандидатом на должность главы "Городское поселение им. Цюрупы"
Представитель избирательной комиссии в судебном заседании, возражал против удовлетворения заявления, указав, что подписные листы не соответствуют требованиям Закона, поскольку представленный подписной лист состоит из нескольких листов, не имеющих подписи лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, а также данных об этом лице.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 15 сентября 2009 года в удовлетворении заявления Л. было отказано.
В кассационной жалобе Л. просит отменить судебное постановление, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 28 Закона о Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформление подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Избирательная комиссия для проведения проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, и подписей избирателей может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов.
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24-26 ст. 38 Федерального закона.
Согласно п.п. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.п. 5 п. 22 ст. 28 Закона Московской области "Муниципальных выборах в Московской области" установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей.
При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (п.п. 44 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.20 02 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону.
В соответствии с указанной нормой закона при самовыдвижении кандидата на должность главы подписной лист должен заполняться по форме, установленной в приложении N 3.
В силу п.п. 9 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи.
В соответствии с п. 7 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 14 ст. 28 "О муниципальных выборах в Московской области", по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается о количестве подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 28 Закона Московской области уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, содержащие сведении о кандидате, но внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата не допускается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 1.1 ст. 28 Закона Московской области
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 01.01.2009 года на территории избирательного округа зарегистрировано 3604 избирателей, в связи с чем количество подписей необходимых для регистрации кандидата на должность Главы "Городское поселение им. Цюрупы" составляет 54 подписи.
15.08.2009 года в избирательную комиссию "Городское поселение им. Цюрупы" Л. были представлены необходимые документы для регистрации, которые были приняты заместителем председателя избирательной комиссии С.Т.А.
Согласно протоколу от 28.08.2009 года об итогах поверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных Ликиным В.Н. рабочая группа избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных кандидатом на Главу "Городское поселение им. Цюрупы" провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов и по результатам проверки выявила, что Л. заявлено и представлено 56 подписей избирателей, которые признаны недействительными на основании п. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Ведомость проверки подписных листов в поддержку кандидата на выборах главы "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского района была выдана заявителю.
Решением избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области от 31.08.2009 года N 65/10 внесены дополнения в протокол рабочей группы по проверке подписных листов кандидата на главу городского поселения им. Цюрупы Воскресенского муниципального района Л.
Решением избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области от 03.09.2009 года N 92/12 отказано в регистрации кандидату на должность Главы "Городское поселение им. Цюрупы" Л., на основании того, что из представленных кандидатом в поддержку выдвижения на проверку 56 подписей избирателей и проверенных в соответствии со ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признаны недостоверными в силу п.п. 9 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недостоверны признано 56 подписей.
Л. в избирательную комиссию "Городского поселение им. Цюрупы" был представлен 1 подписной лист с 56 подписями избирателей, оформленный на 5 листах, прошитый, пронумерованный и заверенный последний лист сборщиком подписей Л., однако заявителем в нарушение законов Федерального Закона N 67-ФЗ и Закона Московской области второй, третий, четвертый, пятый листы оформлены не по форме и все листы заверены им не были.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что решение избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области от 03.09.2009 года N 92/12 "Об отказе в регистрации Л. кандидатом на должность Главы "Городское поселение им. Цюрупы" является законным и обоснованным, и прав заявителя не нарушает.
При этом, суд отказывая в удовлетворении заявления, правильно исходил из того, что представленные заявителем подписные листы не соответствуют требованиям норм законодательства о выборах, поскольку на каждом листе отсутствует заверительная подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, а также отсутствуют полные сведения о нем, что в соответствии с п.п. 9 п. 12 ст. 28 Федерального Закона "О муниципальных выборах в Московской области" является основанием для признания подписей и соответственно подписных листов недействительными.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Федерального Закона "О муниципальных выборах в Московской области" следует читать "Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области"
Ссылка заявителя на то, что им представлен один подписной лист, состоящий из 5 страниц, оформленный в соответствии с законом судом правильно признана несостоятельной, поскольку представленные Л. в избирательную комиссию подписные листы не соответствуют требованиям п.п. 9 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", поскольку представленный заявителем подписной лист состоит из 5 отдельных листов, не имеющих заверительной подписи, лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, а также данных об этом лице.
Ссылка Л. на то, что закон не требует заверения подписей подписью сборщика каждого подписного листа и достаточно заверения одной подписью всех подписных листов, также правильно признана судом несостоятельной, поскольку не соответствует требованиям закона.
Кроме того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ заявителем не было представлено доказательств того, что избирателям была известна цель сбора у них подписей.
Ссылка заявителя на то, что протоколы и решения не содержат сведений о причине отказа, не даны избирательной комиссией разъяснения, правильно признана судом несостоятельной, поскольку причины признания подписей недействительными отражены в протоколах, ведомости и решениях избирательной комиссии со ссылкой на нормы закона.
Ссылка Л. на то, что ему было необоснованно отказано в предоставлении подписных списков повторно, также правильно признана судом несостоятельной, поскольку законодатель не допускает возможность внесения и уточнений в подписные листы п.п. 1.1 п. 1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", представленные на регистрацию в избирательную комиссию.
Кроме того, действия окружной избирательной комиссии по не извещению кандидата о нарушениях и отказу ему в замене подписных листов не противоречат избирательному законодательству.
Между тем, требования Л. разобраться в компетентности избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" не основаны на законе, поскольку заявителем в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств о некомпетентности указанной комиссии и обжалуемое решение избирательной комиссии соответствует требованиям закона.
Таким образом, оснований для отмены решения избирательной комиссии "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воскресенского городского суда Московской области от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 26 сентября 2009 г. по делу N 33-17916/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника