\Определение Московского областного суда
от 1 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18228/2009
Е. обратился в суд заявлением, в котором просил отменить решение территориальной избирательной комиссии Воскресенского района Московской области от 07.09.2009 года N 48/6 "Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Воскресенск Воскресенского района Московской области по единому избирательному округу Е." и обязать зарегистрировать его кандидатом на должность главы городского поселения Воскресенск Воскресенского района Московской области.
В обоснование заявления Е. указал, что основанием для отказа ему в регистрации кандидатом на должность главы "Городского поселения Воскресенск" Воскресенского района послужило несоблюдение требований ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.1006 г. N 101/2006-ОЗ.
При проведении проверки подписных листов Избирательная комиссия превысила свои полномочия, закрепленные ст. 13 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.1006 г. N 101/2006-ОЗ, нарушила условия проведения проверки подписных листов, предусмотренные ст. 28 указанного закона.
Избирательная комиссия незаконно признала 1 подпись избирателя недостоверной и недействительной, чем нарушила положения ч. 7 ст. 28 указанного закона. Также считает, что избирательная комиссия в нарушение п. 44 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" признала 90 подписей избирателей недействительными, так как при осуществлении сбора подписей каких-либо нарушений порядка сбора подписей избирателей допущено не было.
Избирательная комиссия руководствовалась заключением привлеченного эксперта ЭКЦ, который в своем заключении N 541 от 03.09.2009 г. пришел лишь к предположительному выводу, и, признавая подпись недостоверной, избирательная комиссия превысила свои полномочия.
Решением территориальной избирательной комиссии Воскресенского района Московской области N 48/6 от 07.09.2009 г. Е. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы "Городского поселения Воскресенск" Воскресенского района Московской области по единому избирательному округу.
Е. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления.
Представители Е. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявления.
Представители территориальной избирательной комиссии Воскресенского района в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления указав, что подписные листы, представленные кандидатом на должность главы "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области, не соответствуют требованиям Закона, в связи с чем избирательной комиссией признаны недостоверными и недействительными.
Представитель Избирательной комиссии Московской области в судебное заседание не явился.
Решением Воскресенского городского суда от 24 сентября 2009 года в удовлетворении заявления Е. отказано.
В кассационной жалобе Е. просит отменить судебное постановление, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст. 38 Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформление подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Избирательная комиссия для проведения проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, и подписей избирателей может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов.
Подпунктом "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.п. 5 п. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "Муниципальных выборах в Московской области" установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Муниципальных выборах в Московской области" следует читать "О муниципальных выборах в Московской области"
При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или оформления подписного листа (п.п. 44 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 27 п. 5 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону.
В силу п.п. 9 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи.
В соответствии с п. 7 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 14 ст. 28 "Муниципальных выборах в Московской области", по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается о количестве подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Муниципальных выборах в Московской области" следует читать "О муниципальных выборах в Московской области"
В соответствии с п. 14 ст. 28 Закона о Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 ст. 76 Федерального Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
В соответствии с п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными подписями считаются, в том числе все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ст. 27 настоящего закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
В соответствии с п. 17 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" избирательная комиссия в течение десяти дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата и не позднее, чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 17 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области"
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из протокола заседания Территориальной избирательной комиссии Воскресенского района Московской области от 27.08.2009 года N 42 количество подписей, которые необходимо представить для регистрации кандидатом на должность главы "Городского поселения Воскресенск" Воскресенского района Московской области составляет "1116". В соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии Воскресенского района Московской области от 27.08.2009 г. N 42/6 проверке избирательной комиссии в отношении каждого кандидата подвергались 280 подписей, то есть 25% от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей. Подписи отбирались путем жеребьевки, результаты которой фиксировались в протоколе жеребьевки.
12.08.2009 года, 14.08.2009 года, 29.08.2009 года в территориальную избирательную комиссию Воскресенского района Московской области Е. представил необходимые документы, в частности уведомление о самовыдвижении кандидатом на должность главы городского поселения Воскресенск Воскресенского района Московской области, заявление на открытие специального избирательного счета, документы для регистрации его кандидатом на должность главы "Городского поселения Воскресенск" Воскресенского района Московской области, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения Е. кандидатом, содержащие 1221 подпись, что подтверждается справкой избирательной комиссии о приеме документов.
О времени, дате и месте проведения проверки Е. был надлежаще извещен избирательной комиссией, когда принимал личное участие в жеребьевке.
На заседании избирательной комиссии от 02.09.2009 года было принято решение о привлечении к проверке подписных листов специалиста - "эксперта-криминалиста".
Согласно протоколу от 04.09.2009 года об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных Е. рабочая группа избирательной комиссии "Городское поселение Воскресенск" по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных кандидатом на должность главы "Городского поселения Воскресенск" Воскресенского района Московской области провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов и по результатам проверки выявила, что кандидатом Е. заявлено и представлено 1221 подпись избирателей, проверено 280 подписей избирателей, из которых признаны недействительными и недостоверными 51 подпись, что составляет 18,2% от представленных на проверку подписей избирателей, что не соответствует требованиям п. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области". Рабочей группой по результатам проверки была составлена Ведомость проверки подписных листов, которая была вручена Е.
Решением территориальной избирательной комиссии Воскресенского муниципального района Московской области от 07.09.2009 года N 48/9 внесены изменения и дополнения в протокол об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных Е.и в ведомость проверки подписных листов.
В результате внесенных изменений всего было признано недостоверными и недействительными 92 подписи, что составляет 32,9% от представленных на проверку подписей избирателей.
Из признанных недостоверными и недействительными:
44 подписи избирателей были признаны недействительными на основании п.п. 3 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствии с которым недействительными подписями считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
2 подписи избирателей были признаны недействительными на основании п.п. 4 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствии с которым недействительными подписями считаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с Законом, так как в сведениях об избирателях отсутствует указание даты и месяца рождения.
3 подписи избирателей были признаны недействительными на основании п.п. 6 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствии с которым недействительными подписями считаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями.
11 подписей избирателей признаны недействительными на основании п.п. 7 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" и заключения специалиста N 541 от 03.09.2009 года.
2 подписи избирателей признаны недействительными на основании п.п. 8 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствии с которым недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.
29 подписей избирателей признаны недействительными на основании п.п. 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствии с которым недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ст. 27 Закона Московской области и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к Закону, так как в подписных листах отсутствуют предусмотренные Законом Московской области и приложением N 3 к нему сведения.
2 подписи были признаны недостоверными на основании п.п. 7 п. 12, п. 11 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" и заключения специалиста N 541 от 03.09.2009 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Воскресенского муниципального района Московской области N 48/6 от 07.09.2009 года на основании п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" Е. было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы "Городское поселения Воскресенск".
Оценив указанные обстоятельства в совокупности с доводами сторон и требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что решение избирательной комиссии Воскресенского района от 07.09.2009 года N 48/6 "Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы "Городского поселения Воскресенск" Воскресенского района Московской области по единому избирательному округу Е." является законным и обоснованным, и прав заявителя не нарушает.
Так, избирательной комиссией обоснованно, в соответствии с п.п. 3 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признаны недействительными 44 подписи, поскольку подписи избирателей в подписном листе не соответствуют действительности, что подтверждается сведениями отдела УФМС России по Московской области в Воскресенском районе N 52/4410/09 от 05.09.2009 года, копиями формы N 1П, адресными листками прибытия, справкам МУП ЖКХ "Нерское".
Между тем, суд в силу указанной нормы правильно признал недействительными подписи в строке 2 в подписном листе 2, подпись в строке 4 в подписном листе 9, поскольку указанные сведения о номере паспорта избирателя не соответствуют действительности, что подтверждается сведениями отдела УФМС России по Московской области в Воскресенском районе N 52/4410/09 от 05.09.2009 года.
Подписи в строке 1 и в строке 2 в подписном листе 30, подпись в строке 3 в подписном листе 31, подпись в строке 2 в подписном листе 22, правомерно признаны в силу указанной нормы недействительными, поскольку указанные сведения о сериях и номерах паспортов избирателей не соответствует действительности, что подтверждается сведениями отдела УФМС России по Московской области в Воскресенском районе N 52/4410/09 от 05.09.2009 года, копиями формы N 1П, адресными листками прибытия.
Подпись в строке 4 в подписном листе 79, подпись в строке 3 в подписном листе 10, подписи в строке 2 и в строке 3 в подписном листе 46, подпись в строке 4 в подписном листе 54, подпись в строке 3 в подписном листе 35, подпись в строке 5 в подписном листе 30, подпись в строке 4 в подписном листе 66, подпись в строке 4 в подписном листе 31, правильно признаны в силу указанной нормы недействительными, поскольку указанные сведения об адресах избирателей не соответствуют действительности, что подтверждается сведениями отдела УФМС России по Московской области в Воскресенском районе N 52/4410/09 от 05.09.2009 года, копиями формы N 1П, адресными листками.
Подпись в строке 5 в подписном листе 10, подпись в строке 5 в подписном листе 46, подпись в строке 5 в подписном листе 39 правильно признаны в силу указанной нормы недействительными, поскольку указанные сведения в данных об избирателях сведения о фамилиях, именах или отчествах избирателей не соответствует действительности, что подтверждается сведениями отдела УФМС России по Московской области в Воскресенском районе N 52/4410/09 от 05.09.2009 года, копиями формы N 1П, адресными листками.
Подпись в строке 2 в подписном листе 31, подпись в строке 4 в подписном листе 11 правильно признаны в силу указанной нормы недействительными, поскольку указанные в данных об избирателях сведения о годе рождения избирателя не соответствуют действительности, что подтверждается сведениями отдела УФМС России по Московской области в Воскресенском районе N 52/4410/09 от 05.09.2009 года, копиями формы N 1П, адресными листками.
Подпись в строке 1 в подписном листе 51, подпись в строке 5 в подписном листе 33, подпись в строке 1 в подписном листе 32, подпись в строке 2 в подписном листе 40 правильно признаны в силу указанной нормы недействительными, поскольку указанные в данных об избирателях сведения об адресах места жительства избирателей не соответствует действительности, что подтверждается сведениями отдела УФМС России по Московской области в Воскресенском районе N 52/4410/09 от 05.09.2009 года, справкам МУП ЖКХ "Нерское".
Подписи в строках 1, 2, 3, 4, 5 в подписном листе 9 правильно признаны судом в соответствии с п.п. 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", недействительными, поскольку сведения о дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей не соответствует действительности.
Между тем, суд правомерно признал подпись в строке 1 в подписном листе 46 недействительной в соответствии п.п. 6 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", поскольку подпись избирателя с исправлением в дате внесения подписи.
Кроме того, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в силу п.п. 3 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" оснований для признания подписей в строке 3 в подписном листе 40, в строке 4 в подписном листе 28, в строке 1 в подписном листе 39, в строках 2, 3, 4, 5 в подписном листе 57 недействительными не имеется, поскольку орфографическая ошибка при написании улицы в адресе места жительства не влечет несоответствия действительности сведений об избирателях.
Также, суд правильно в силу указанного закона признал необоснованным признание избирательной комиссией подписи избирателей в строках 1, 4, 5 в подписном листе 65, подписи в строках 2, 3, 4 в подписном листе 39, подпись в строке 3 в подписном листе 17, поскольку оснований, по которым указанные подписи признаны недействительными установлено не было.
Аналогично, суд правильно, в соответствии с п.п. 4 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признал необоснованным признание избирательной комиссии недействительными 2 подписи. Подпись в строке 3 в подписном листе 102 является действительной, поскольку избирателю исполнилось 19 лет и в силу указанной нормы указание даты и месяца рождения не требуется. Подпись в строке 1 в подписном листе 80 является действительной, поскольку заявителем была представлена копия паспорта избирателя.
Кроме того, суд правильно пришел к выводу о том, что избирательной комиссией обоснованно и в соответствии с п.п. 6 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" были признаны недействительными 3 подписи, (подпись в строке 3 в подписном листе 12, подпись 2 в подписном листе 14 и подпись в строке 3 в подписном листе 108) поскольку в подписях имеются исправления в датах их внесения в подписной лист.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что решением избирательной комиссии обоснованно на основании справки эксперта и в соответствии с п.п. 7 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признаны недействительными 11 подписей избирателей, поскольку выводы специалиста положенные в основу данной справки не содержат категорического утверждения, а носят вероятностный характер и как доказательство, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, данная справка не может быть положена в основу решения.
Суд, правильно в силу п.п. 8 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признал правильным вывод комиссии о признании недействительной подписи избирателя (в строке 3 в подписном листе 20), поскольку в номере паспорта избирателя содержится исправление. И правомерно признал необъективным вывод комиссии о недействительности подписи (в строке 4 в подписном листе 83) из которой не усматривается исправления в фамилии избирателя, а имеет место помарка в фамилии избирателя, которая не препятствует ее однозначному восприятию.
Также, избирательной комиссией обоснованно, в силу п.п. 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признаны недействительными подписи в строках 1, 2, 3, 4 в подписном листе 1, в строках 1, 2 в подписном листе 50, поскольку в данных о лице осуществлявшим сбор подписей избирателей отсутствует указание даты рождения указанного лица, а также номер паспорта данного лица.
Аналогично, суд правильно в силу п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, п. 5 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ пришел к выводу о том, что подписи в строках 1, 2, 3, 4, в подписном листе 15, подписи в строках 1, 2, 5 в подписном листе 36 в строках 1, 2, 3, 4, 5 в подписном листе 69, подписи 1, 4, 5 в подписном листе 107 должны быть признаны действительными, поскольку все требования, предъявляемые законом к указанию адреса регистрации лица, осуществляющего сбор подписей соблюдены.
При этом, суд правильно пришел к выводу о том, что подписи в строках 3 и 4 подписного листа 36 необоснованно признаны избирательной комиссией недействительными, поскольку данные подписи были исключены инициаторами выдвижения кандидата до представления подписных листов в избирательную комиссию и в соответствии с п. 8 ст. 28 Закона Московской области не подлежат проверке и учету. В силу п.п. 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ не могут считаться недействительными подписи в строках 1, 2, 3, 4, 5 в подписном листе 26, так как в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, указано наименование органа, выдавшего паспорт, и отсутствие указания кода подразделения этого органа не ведет к невозможности идентификации данного лица.
Так, избирательной комиссией обоснованно в силу п. 11 и п.п. 7 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", признаны 2 подписи недостоверными, поскольку подписи были выполнены от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
При этом подпись в строке 3 в подписном листе 9 была учтена избирательной комиссией при подсчете общего количества недостоверных недействительных подписей однократно, что соответствует требования закона.
Оценив установленные по делу обстоятельства судебная коллегия приходит к выводу, что 41 подпись из 280 представленных для оценки является недействительной что составляет более 14% от исследованных и при наличии указанного в силу п.п. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации" от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, п.п. 5 п. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя является объективным.
Ссылка заявителя о том, что избирательной комиссией была нарушена процедура проверки подписных листов правомерно признана судом несостоятельной, поскольку Е. лично принимал участие в выборке (жеребьевке) подписных листов для проверки, был должным образом извещен о проводимой проверке, что подтверждается копией телеграммы, присутствовал на ней лично, имел возможность высказать свое несогласие с мнением избирательной комиссии.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ, присутствие кандидата при проверке подписных листов является его правом, а не обязанностью и отсутствие кандидата или его представителей при проведении указанной проверки подписных листов не свидетельствует о нарушении процедуры данной проверки.
Ссылка заявителя о том, что избирательной комиссией была нарушена процедура принятия решения об отказе в регистрации Е. кандидатом на должность главы также является не состоятельной, поскольку избирательное законодательство не содержит запрета на внесение изменений и дополнений в Ведомость проверки подписных листов и Итоговый протокол проверки подписных листов в связи с поступившими в избирательную комиссию в установленном порядке сведениями до принятия решения об отказе в регистрации.
Ссылка заявителя и его представителей о том, что избирательной комиссией допущено нарушение избирательных прав Е., выразившееся в том, что проверка подписных листов проводилась с нарушением норм закона, а именно проверка подписных листов проводилась 04.09.2009 года, заключение специалиста получено территориальной избирательной комиссией 03.09.2009 года, сведения отдела УФМС получены 07.09.2009 года, таким образом, действия по проверке подписных листов имели место до и после вынесения рабочей группой протокола об итогах проверки подписных листов правильно признана судом несостоятельной, поскольку в силу п. 17 ст. 28 Закона о Московской области избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее, чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов, либо об отказе в регистрации.
Поскольку по результатам проверки рабочей группы территориальной избирательной комиссии Воскресенского района было выявлено более 10% недействительных и недостоверных подписей, что было отражено в протоколе от 04.09.2009 года и решением территориальной избирательной комиссии Воскресенского муниципального района Московской области от 07.09,2009 года N 48/10 были внесены изменения и дополнения в протокол об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных Е. и оно подтверждает результаты проверки подписных листов рабочей группы избирательной комиссии, следовательно проверка подписных листов избирательной комиссией проводилась в рамках срока, установленного законом для проверки подписных листов и нарушений избирательных прав Е. и в действиях избирательной комиссии не усматривается.
Доводы Е. и его представителей о том, что избирательной комиссией допущено нарушение избирательных прав Е. выразившееся в том, что на заседании избирательной комиссии от 07.09.2009 года имело место голосование о переносе вопроса о регистрации кандидата Е. на следующий день, т.е. 08.07.2009 года, однако тот же день, т.е. 07.09.2009 года избирательной комиссией сначала было принято решение об отказе в регистрации кандидатом Е., после чего были внесены изменения в протокол итогов проверки подписных листов и в ведомость, судом правильно признаны несостоятельными, поскольку согласно выписки из протокола заседания избирательной комиссии от 07.09.2009 года следует, что 07.09.2009 года избирательной комиссией сначала вынесено решение N 48/9 О внесении изменений в протокол об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, а затем принято окончательное решение об отказе в регистрации кандидатом Е.
Более того, из содержания представленных в суд подписных листов с 280 отобранными подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Е. усматривается, что в данных 279 избирателей не указаны сведения о районе их проживания, что в силу требований п. 5 ст. 2 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года и в соответствии с содержанием ч. 11 и ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" является самостоятельным основанием считать все 279 подписей данных избирателей недействительными.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Воскресенского городского суда Московской области от 24 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 1 октября 2009 г. по делу N 33-18228/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника