Определение Московского областного суда
от 6 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18538/2009
К.И.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил с учетом уточненных требований отменить регистрацию кандидата от 04.09.2009 г. на должность главы городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области Ч.А.Ю.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он является зарегистрированным кандидатом на должность главы городского поселения Ступино.
Решением Территориальной избирательной комиссии Ступинского района от 04.09.2009 г. кандидатом на должность главы городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области был зарегистрирован Ч.А.Ю.
Указанное решение о регистрации Ч.А.Ю. по мнению заявителя было принято без учета вновь открывшихся обстоятельств, а именно Ч.А.Ю. не было представлено решение Конференции местного отделения политической партии "Справедливая Россия" о выдвижении кандидата на должность главы городского поселения Ступино Ступинского района Ч.А.Ю., в нарушение п. 2 ст. 25 Закона РФ "О политических партиях" и ФЗ РФ N - 67. Согласно представленным в избирательную комиссию заявлениям участников Конференции Г.А.В., Г.В.В., Б.Г.В. мероприятие, заявленное в избирательной комиссии, как Конференция Местного отделения политической партии "Справедливая Россия" в Ступинском муниципальном районе, было неправомочно и не может считаться Конференцией ввиду того, что собрания в первичных партийных организациях не проводились, делегаты от первичных партийных организациях на указанную Конференцию не были избраны и не имели никаких полномочий, подписи их участников были сфальсифицированы. Следовательно, по мнению заявителя решение Конференции недействительно и не имеет юридической силы, поскольку является нелегитимным и неправомочным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 25 Федерального закона "О политических партиях"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ФЗ N 67-ФЗ
Представитель территориальной избирательной комиссии в судебное заседание не явился.
Представители Ч.А.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, указав, что Конференция по выдвижению кандидатов была проведена с учетом Устава партии и действующего законодательства РФ.
Решением Ступинского городского суда от 29 сентября 2009 года в удовлетворении заявления К.И.Н. было отказано.
В кассационной жалобе К.И.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В силу п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований п. 2 ст. 35 настоящего Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иным законом; наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
Положения подпункта "е" пункта 24 в редакции Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункта "е" пункта 24 статьи 38
Сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии в п. 2.1 ст. 33 настоящего Федерального закона; несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата; использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных п. 1 или 1.1 ст. 56 настоящего Федерального закона; неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов; утратил силу - Федеральный закон от 09.02.2009 N 3-ФЗ; установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
В силу ст. 76 Указанного Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.п. "б", п. 7 ст. 76 Федерального закона РФ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
В силу п. 1 и п. 2 ст. 36 Федерального закона РФ N 95 от 11.07.2001 г. "О политических партиях" (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ) политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 11.07.2001 г. "О политических партиях" следует читать "N 95-ФЗ"
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.
На основании ст. 25 указанного Закона решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В силу ст. 21 вышеуказанного Закона политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Из материалов дела усматривается, что решением территориальной избирательной комиссии Ступинского района N 76/781 от 04.09.2009 г. Ч.А.Ю. был зарегистрирован кандидатом на должность главы городского поселения Ступинское Ступинского муниципального района, на основании решения Местного отделения Политической партии "Справедливая Россия" в Ступинском муниципальном районе.
Решением территориальной избирательной комиссии Ступинского района N 76/780 от 04.09.2009 г. К.И.Н. был зарегистрирован кандидатом на должность главы городского поселения Ступино Ступинского муниципального района.
Уполномоченным представителем избирательного объединения "Местное отделение Политической Партии Справедливая Россия" в Ступинском муниципальном районе Московской области в избирательной комиссии Ступинского района были представлены, как общие документы, так и документы по выдвижению списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области по единому избирательному округу и документы по Ч.А.Ю.
Избирательная комиссия недостатков в представленных Ч.А.Ю. документах не выявила, 26.08.2009 года приняла документы и зарегистрировала Ч.А.Ю. кандидатом на должность Главы городского поселения Ступино.
На территории Ступинского района числится 565 членов партии "Справедливая Россия", всего было избрано делегатов Конференции местного отделения партии "Справедливая Россия" 23 члена. Норма представительства: 1 делегат от 20 членов партии. Конференция местного отделения партии считается правомочной, если в ее работе принимают участие не менее 12 делегатов. Число зарегистрированных делегатов, принявших участие в работе Конференции местного отделения партии 11.08.2009 года - 15. Число голосов делегатов Конференции местного отделения партии, необходимое для принятия решений - 8.
На указанной конференции тайным голосованием были выдвинуты кандидаты на должность Глав городских поселений Ступино, Жилево, Малино и сельских поселений Аксиньинское, Семеновское Ступинского муниципального района Московской области.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации местное отделение партии "Справедливая Россия" вправе участвовать в выборах 11 октября 2009 года.
При этом наряду с федеральными законами оно обязано выполнять положения Устава политической партии "Справедливая Россия"
Согласно Устава партии деятельность партии основывается, в том числе, на принципах равноправия, законности и гласности, что соответствует положениям ст. 8 Федерального закона "О политических партиях".
На основании ст. 44 Устава Политической партии "Справедливая Россия", - Конференция (Общее собрание) местного отделения - высший руководящий выборный коллегиальный орган местного отделения.
Участниками Общего собрания местного отделения являются члены партии, состоящие на учете в данном местном отделении, а в случае создания местного отделения - проживающие на территории деятельности данного местного отделения.
Конференция (Общее собрание) местного отделения созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в два года Советом местного отделения.
Делегаты на Конференцию местного отделения избираются тайным голосованием Конференциями (Общими собраниями) первичных отделений Партии входящих в состав данного местного отделения, из числа Партии, состоящих на учете в данном региональном отделении и собраниями членов Партии, состоящих на учете в данном местном отделении и не учитываемых в составе первичных отделений партии, из числа членов Партии, состоящих на учете в данном местном отделении, по норме представительства, установленной Советом местного отделения.
Конференция местного отделения считается правомочной, если в ее работе принимают участие более половины избранных на нее делегатов. При этом количество избранных делегатов Конференции местного отделения определяется как общее количество всех делегатов, решения об избрании которых приняты в порядке, установленном настоящим Уставом на состоявшихся правомочных Общих собраниях первичных отделений партии, входящих в состав данного местного отделения, и правомочных собраниях членов Партии, состоящих на учете непосредственно в данном местном отделении и не учитываемых в составе первичных отделений Партии.
Общее собрание местного отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, состоящих на учёте в данном местном отделении, а в случаях создания местного отделения - проживающих на территории деятельности местного отделения.
Решения Конференции (Общего собрания) местного отделения принимаются ее делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной Конференции (Общем собрании) местного отделения ее делегатов (его участников).
14.09.2009 года Б.Г.В., Г.В.В., Г.А.В. обратились в избирательную комиссию Ступинского района с заявлением о том, что в конференции избирательного объединения Ступинского отделение партии "Справедливая Россия", на которой были принято решение об участии в выборах на выборные должности Ступинского муниципального района, была неправомочна принимать решение о выдвижении кандидатов и списков кандидатов, поскольку собрания в первичных партийных организациях Ступинского отделения парии "Справедливая Россия" по вопросу назначения конференции не проводилось, а подписи их участников сфальсифицированы, и документы являются подложными. Делегаты от первичных партийных организаций на указанной конференции не были избраны и не имели полномочий голосовать на конференции, принимать решения.
Указанная Конференция только по мнению названных лиц была нелегитимна и неправомочна.
В работе конференции приняли участие 15 зарегистрированных делегатов, в том числе и Г.А.В., всего было избрано 23 делегата, без учета первичных партийных отделений: Ступино-11 и Ступино-Акри, что подтверждается протоколом Конференции.
Первичных отделений местного отделения Партии "Справедливая Россия" 18.
Г.А.В. и Г.В.В. были приглашены на указанную конференцию, Б.Г.В. в работе конференции не участвовала, поскольку находилась на излечении в больнице г. Жуковского.
Оценив установленные по настоящему делу обстоятельства в совокупности с исследованными по делу доказательствами, суд пришел к правильному выводу о том, что решение избирательной комиссии Ступинского района от 04.09.2009 г. N 76/781 "О регистрации Ч.А.Ю. кандидатом на должность Главы городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области" является законным и обоснованным, и прав заявителя не нарушает.
При этом, суд отказывая в удовлетворении заявления, правильно исходил из того, что территориальная избирательная комиссия Ступинского района приняла все предусмотренные избирательным законодательством документы, в том числе решение Конференции от 11.08.2009 года и каких-либо нарушений при этом избирательная комиссия не установила.
Кроме того, заявителем в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что во всех первичных отделениях парии не проводились собрания, по выдвижению кандидатов на конференцию, а подписи их участников сфальсифицированы представлено не было.
Доводы представителей Ч.А.Ю. о том, что заявленные требования не нарушают прав и законных интересов заявителя, и он не вправе обращаться в суд с данными требованиями, правильно признаны судом несостоятельными, поскольку в силу ст. 259 ГПК РФ, К.И.Н., как зарегистрированный кандидат на должность главы городского поселения Ступино обладает правом обращаться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы городского поселения Ступино Ч.А.Ю.
Ссылка представителя К.И.Н. на то, что судом исследованы не все существенные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения спора, также правильно признана судом несостоятельной, поскольку приведенные заявителем и его представителем доводы, не являются вновь открывшимися обстоятельствами и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, оснований для отмены решения избирательной комиссии Ступинского района, о регистрации кандидатуры Ч.А.Ю. для участия в выборах в органы муниципального самоуправления не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Ступинского городского суда Московской области от 29 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.И.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 6 октября 2009 г. по делу N 33-18538/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника