Определение Московского областного суда
от 23 июля 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-11926
Муниципальное образование "Городское поселение Зарайск" администрации г. Зарайска обратилось в суд с иском, в котором, с учетом уточненных исковых требований просило восстановить положение, существовавшее до нарушения права; обязать Совет депутатов Зарайского района внести соответствующие изменения в решение "О бюджете Зарайского муниципального района на 2008 год" N 53/3 от 20.12.2007 года, а именно, восстановить бюджетные ассигнования по смете городского поселения Зарайск по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", подраздел благоустройство увеличенные на сумму 1000 тысяч рублей и разделу "Общегосударственные вопросы" аппарата органов местного самоуправления в сумме увеличенные на 1000 тысяч рублей за счет дополнительных налоговых и неналоговых поступлений; в порядке возмещения нарушенных материальных благ обязать Администрацию Зарайского муниципального района осуществить полное финансирование по смете городского поселения Зарайск в полном объеме на 2008 год по статье "руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления" и статье "благоустройство" (т.е. возместить убытки, понесенные Администрацией города Зарайск).
В обоснование требований муниципальное образование указало, что 11.07.2007 года Советом депутатов Зарайского муниципального района Московской области принято решение N 47/3 "О перераспределении бюджетных средств", которое опубликовано в газете "За новую жизнь" от 07.08.2007 года N 60 (12978).
Данный правовой акт предусматривает изъятие части бюджетных ассигнований, предназначенных муниципальному образованию "Городское поселение Зарайск" Зарайского муниципального района Московской области бюджетом, утвержденным решением Совета депутатов Зарайского муниципального района от 15.12.2006 года N 38/3, на сумму экономии, сложившейся по смете городского поселения за 1 полугодие 2007 года, в сумме 2000 тысяч рублей, и направление данных средств на расходы районной администрации.
При принятии решения Советом депутатов Зарайского муниципального района нарушены нормы БК РФ, Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ и Закона Московской области "О порядке решения вопросов местного значения в переходный период" от 02.11.2005 года N 231/2005-ОЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ следует читать "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", название Закона Московской области от 02.11.2005 года N 231/2005-ОЗ следует читать "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период"
Так, Совет депутатов Зарайского муниципального района оспариваемым решением направил изъятые из сметы муниципального образования "Городское поселение Зарайск" Зарайского района Московской области средства Администрации Зарайского муниципального района на решение вопросов благоустройства территорий поселения, не отнесенных законами к полномочиям муниципального района, создав тем самым предпосылки для нецелевого использования бюджетных средств.
Оспариваемым нормативно-правовым актом, по мнению истца, была нарушена компетенция органов местного самоуправления муниципального образования "Городское поселение Зарайск" Администрации города Зарайска в области самостоятельного решения вопросов местного значения.
Основываясь на решении Совета депутатов, Зарайское финансовое управление Министерства финансов Московской области изъяло из сметы городского поселения Зарайск 2000 тысяч рублей, в том числе по статье "благоустройство" 1000 тысяч рублей и 1000 тысяч рублей по статье "руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления", а Администрация Зарайского муниципального района использовала вышеназванные денежные средства в своих расходах, тем самым, нарушив материальное права Муниципального образования "Городское поселение Зарайск" Администрации города Зарайска, использовав чужие денежные средства.
Представитель Совета депутатов Зарайского муниципального района и Администрации Зарайского муниципального района возражала против удовлетворения иска, указав, что перераспределение бюджетных средств было произведено органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии с ч. 1 ст. 9 БК РФ.
Представитель Финансового управления Министерства финансов Московской области в судебное заседание не явился.
Решением Зарайского городского суда от 15 декабря 2008 года отказано в удовлетворении искового заявления муниципального образования "Городское поселение Зарайск" администрации г. Зарайска к Совету депутатов Зарайского муниципального района, Администрации Зарайского муниципального района об оспаривании муниципального правового акта.
13 января 2009 года судом постановлено по делу дополнительное решение о взыскании с истца госпошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с указанными решениями, муниципальное образование "Городское поселение Зарайск" администрация г. Зарайска подало на них кассационные жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Зарайского муниципального района N 38/3 от 15 декабря 2006 года "Об утверждении бюджета Зарайского муниципального района на 2007 год" принят бюджет муниципального района на указанный выше период. Данное решение было опубликовано в газете "За новую жизнь" 26.12.2006 года, и вступило в силу с 01.01.2007 года.
Решением Совета депутатов Зарайского муниципального района N 53/3 от 20 декабря 2007 года "О бюджете Зарайского муниципального района на 2008 год" был принят бюджет Зарайского муниципального района на 2008 год. Это решение было опубликовано в районной газете "За новую жизнь" N 100 от 25.12.2007 года и вступило в силу с 01.01.2008 года.
Данным решением были признаны утратившим силу решение Совета депутатов Зарайского муниципального района N 38/3 от 15.12.2006 года в редакции решений Совета депутатов N 42/2 от 25.01.07 года, N 44/8 от 29.03.07 года, N 45/4, N 45/12 от 26.04.07 года, N 46/9 от 29.05.07 года, N 47/3, 47/7 от 11.07.07 года, N 48/2, N 48/3 от 07.09.07 года, N 50/2 от 11.10.07 года, N 51/2 от 27.11.07 года.
Истец, предъявляя требования к Совету депутатов Зарайского муниципального района, Администрации Зарайского района, избрал такой способ защиты своего нарушенного права, как восстановление положения, существовавшего до его нарушения.
Суд, при разрешении данного спора, пришел к правильному выводу о том, что такие требования муниципального образования удовлетворению не подлежат, поскольку решение Совета депутатов Зарайского муниципального района N 38/3 от 15.12.2006 года "О бюджете Зарайского муниципального района на 2007 год", на котором основано право истца на получение бюджетных средств в 2007 году, прекратило свое действие в связи с истечением финансового года.
Также, суд правомерно отказал муниципальному образованию в удовлетворении требований об обязании Совета депутатов Зарайского района внести соответствующие изменения в решение "О бюджете Зарайского муниципального района на 2008 год" N 53/3 от 20.12.2007 года, поскольку ст. 12 ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права.
Муниципальное образование "Городское поселение Зарайск" администрации г. Зарайска просило суд обязать Администрацию Зарайского муниципального района возместить убытки, понесенные Администрацией г. Зарайска.
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. При этом положения указанной нормы применяются в совокупности с положениями статей 1069-1071 ГК РФ.
Так, в силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В настоящее время круг органов, действующих от имени публично-правовых образований при предъявлении к ним требований о возмещении убытков, определяется письмом Минфина России от 11 июля 1997 г. N 3-А2-03, соответствии с которым надлежащими ответчиками являются Минфин России, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, управление финансов субъекта РФ, если вред возмещается за счет казны субъекта РФ, финансовый отдел субъекта муниципального образования, если вред возмещается за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
В этой связи, суд правомерно отказал муниципальному образованию в удовлетворении требований о возмещении убытков, поскольку такие требования истцом были предъявлены к администрации Зарайского муниципального района, но при этом в качестве правового акта, нарушившего права, муниципальное образование указывает правовой акт, принятый Советом депутатов Зарайского муниципального района.
Между тем, суд, взыскивая с муниципального образования судебные расходы в виде государственной пошлины не учел, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований муниципального образования "Городское поселение Зарайск" администрации г. Зарайска к Совету депутатов Зарайского муниципального района, Администрации Зарайского муниципального района об оспаривании муниципального правового акта, является законным и обоснованным, а дополнительное решение о взыскании с истца судебных расходов подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
Решение Зарайского городского суда от 15 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Городское поселение Зарайск" администрации г. Зарайска - без удовлетворения.
Дополнительное решение Зарайского городского суда Московской области от 13 января 2009 года отменить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 23 июля 2009 г. по делу N 33-11926
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника