Определение Московского областного суда
от 22 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17441
Решением ТИК Раменского района Московской области N 46/29 от 03.09.2009 года Я. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Быково Раменского муниципального района по одномандатному избирательному округу N 2.
Я. обратился в суд с заявлением, которым просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Раменского района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Быково Раменского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 2.
Решением суда от 14 сентября 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
На постановленное судом решение от Я. поступила кассационная жалоба, в которой он просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора К.Г.Б., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, решением территориальной избирательной комиссии Раменского района от 31.07.2009 года N 38/1 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Быково на 11 октября 2009 года.
Согласно решению Совета депутатов городского поселения Быково от 25.06.2009 года N 12/1 была утверждена схема одномандатных избирательных округов. Количество избирателей, проживающих на территории одномандатного избирательного округа N 2, составляет 690 человек, для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Быково по одномандатному избирательному округу N 2 необходимо представить не менее 11 подписей избирателей.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представленных подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.
Я. представлено 14 подписей избирателей.
Частью 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выбора в Московской области" предусмотрено, что подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона "О муниципальных выборах в Московской области" основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
В соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 28 Закона "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
В подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Я. в графе "адрес места жительства" не содержится сведений о субъекте РФ - Московская область и Раменский район, что влечет недействительность подписей 12 избирателей по основанию, указанному в п. 4 ч. 12 ст. 28 Закона "О муниципальных выборах в Московской области". Данное обстоятельство нашло свое отражение в ведомости проверки подписных листов и протоколе об итогах проверки подписных листов (л.д. 104-105).
В силу п. "д" ч. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Аналогичная норма содержится в Законе Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованным решение территориальной избирательной комиссии Раменского района от 03.09.2009 года N 46/29 об отказе Я. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Быково по одномандатному избирательному округу N 2.
Разрешая дело, суд правильно указал на то, что в соответствии с ч. 14 и ч. 17 ст. 28 Закона "О муниципальных выборах в Московской области", а также с п. 18 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действующее законодательство ограничивает проведение проверки подписных листов кандидата лишь определенным сроком и не связывает его с составлением протокола об окончании такой проверки.
Из материалов дела следует, что срок проведения проверки ТИК Раменского района был соблюден.
Кроме того, действующее законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми избирательная комиссия обязана планировать сроки проведения проверки подписей с учетом возможного отказа в регистрации кандидата по основаниям, указанным в п. 5 ч. 22 или п. 4 ч. 23 ст. 28 Закона "О муниципальных выборах в Московской области", а также не содержит запрета проведения проверки подписных листов кандидата на заседании комиссии, на котором рассматривается вопрос о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата.
Суд правомерно пришел к выводу о том, что нарушение сроков передачи кандидату итогового протокола о результатах проверки подписных листов не влечет отмену решения избирательной комиссии, так как данное нарушение не имеет существенного правового значения и не повлияло на результаты проверки подписных листов, учитывая, что Я. не имел права на внесение каких-либо изменений в подписные листы, уже сданные в избирательную комиссию.
Избирательное законодательство не предусматривает обязанности избирательной комиссии консультировать кандидатов по вопросу количества и вида представляемых документов. Такой вывод согласуется с п. 3 ст. 20 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что говорит о несостоятельности довода заявителя о том, что избирательная комиссия не оказывает практической помощи простым людям, которым сложно самостоятельно разобраться в избирательном законодательстве.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к отмене решения не имеется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда и не содержат оснований для отмены решения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Раменского гродского# суда Московской области от 14 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 22 сентября 2009 г. по делу N 33-17441
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника