Определение Московского областного суда
от 3 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18428/2009
А.В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить регистрацию кандидата на должность Главы Рузского муниципального района Московской области Я.О.А..
Решением территориальной избирательной комиссии Рузского района Московской области от 29.08.2009 года Я.О.А. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Рузского муниципального района Московской области.
В обоснование требований заявитель указал, что Я.О.А. неоднократно использовал преимущества своего должностного положения, выразившиеся в том, что он 10, 11, 17 и 18 сентября 2009 года, принимая в период избирательной компании участие в публичных мероприятиях, организованных управлением образования администрации Рузского муниципального района, проводил предвыборную агитацию, обнародовал в период избирательной кампании отчеты о проделанной работе как действующий глава, а также в данных агитационных мероприятиях участвовали лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В залах, где проходили родительские собрания раздавались агитационные материалы Я.О.А..
18.09.2009 года по утверждению заявителя Я.О.А. использовал на безвозмездной основе автомобиль "Мицубиси Паджеро", принадлежащий Правительству Московской области, на котором приехал в пос. Дорохово Рузского района Московской области для участия в родительском собрании.
А.В.И. и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявления указав, что Я.О.А. были нарушены пункты "а", "г", "ж", "з" ч. 5 ст. 40 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Представитель Я.О.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления указав, что с 09.09.2009 года Я.О.А. находится в очередном отпуске, что подтверждается распоряжением Главы Рузского муниципального района Московской области от 08.09.2009 года N 455-РЛ, и в соответствии с которым исполнение исполнительно-распорядительных функций возложено на первого заместителя Главы администрации Рузского муниципального района, а поэтому на весь период нахождения в отпуске Я.О.В. к его деятельности в качестве кандидата на должность Главы Рузского муниципального района Московской области неприменимы положения п.п. 1, 5 ст. 40 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Я.О.А. действительно присутствует на родительских собраниях, которые проводятся в течение последних трех лет ежегодно, в пос. Тучково и пос. Дорохово Рузского района Московской области в качестве гостя по приглашению представителей трудовых коллективов образовательных учреждений. Выступления Я.О.А. на данных собраниях были посвящены тематике родительских собраний "За здоровый образ жизни". При предоставлении слова на собраниях Я.О.А., ведущая собрания предоставляла Я.О.А. как гражданина, без указания занимаемой им должности и статуса кандидата. При проведении родительских собраний распространения агитационных материалов не производилось и не было отчета о проделанной работе. На родительские собрания Я.О.А. приезжал на автомобиле MITSUВISHI L200, принадлежащем ему на праве собственности.
Представитель территориальной избирательной комиссии Рузского района Московской области в судебном заседании, также возражал против удовлетворения заявления, указав, что Я.О.А. не использовал преимущества своего должностного положения, поскольку находился в отпуске, принимая участие в родительских собраниях.
Решением Рузского городского суда от 25 сентября 2009 года в удовлетворении заявления А.В.И. было отказано.
В кассационной жалобе А.В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п. 7 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, а именно: использования кандидатом, в целях достижения определенного результата, на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 1 или 1.1 ст. 56 настоящего Федерального закона; неоднократного несоблюдения кандидат ограничений, предусмотренных п. 5.2 ст. 56 настоящего Федерального закона; установления в отношении кандидата факта свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" п. 3.2 ст. 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; Установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
В соответствии с п. 1, п. 5 ст. 40 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; Использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; Использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; Использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; Сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; Доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
Агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; Обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
В соответствии с п.п. "б" п. 7 ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного п. 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Из материалов дела усматривается, что решением территориальной избирательной комиссии Рузского района Московской области от 29.08.2009 года Я.О.А. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Рузского муниципального района Московской области.
Согласно распоряжению Главы Рузского муниципального района Московской области от 08.09.2009 года N 455-РЛ Я.О.А. убыл в очередной отпуск с 09.09.2009 года продолжительностью 12 календарных дней и в отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 21 календарный день. Исполнение исполнительно-распорядительных функций было возложено на первого заместителя Главы администрации Рузского муниципального района Московской области Д.В.Г..
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на родительское собрание 18.09.2009 года Я.О.А. приезжал на автомобиле MITSUВISHI L200, принадлежащем ему на праве собственности, это было подтверждено паспортом транспортного средства исследованном в судебном заседании.
Также судом было установлено, что все родительские собрания, в том числе и проводившиеся в пос. Тучково и в пос. Дорохово Рузского района Московской области, были назначены и проходили после 18 часов, то есть не в рабочее время.
Выступление Я.О.А. на родительских собраниях в пос. Тучково и в пос. Дорохово с информацией о имеющемся в районе Дворце водных видов спорта и других спортивных сооружениях суд, при наличии установленных по делу обстоятельств, правомерно признал не имеющими отношения к предвыборной агитации.
Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с исследованными по делу доказательствами, суд пришел к правильному выводу том, что решение избирательной комиссии Рузского района от 29.08.2009 г. о регистрации кандидата на должность Главы Рузского муниципального района Московской области Я.О.А. является законным и обоснованным, и прав заявителя не нарушает.
При этом, отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из того, что заявителем в нарушение п. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что Я.О.А. неоднократно использовал преимущества своего должностного положения, принимал участие 10 и 17 сентября 2009 года в мероприятиях, организованных управлением образования администрации Рузского района Московской области в г. Рузе и в пос. Старая Руза, на которых проводил предвыборную агитацию, агитационные материалы, которые раздавались на родительских собраниях в пос. Тучково и в пос. Дорохово 11 и 18 сентября 2009 года представлено не было.
Кроме того, заявителем также не было представлено доказательств того, что участие Я.О.А. в родительских собраниях в пос. Тучково и в пос. Дорохово Рузского района Московской области имело место с использованием им преимуществ своего должностного положения.
Также заявителем не представлено доказательств того, что Я.О.А. привлекал лиц, находящихся в его подчинении или в иной служебной зависимости к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию его кандидата, а также использовал на безвозмездной основе 18.09.2009 года автомобиль, принадлежащий Правительству Московской области, марки "Мицубиси Паджеро".
Кроме того, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, заявителем также не было представлено доказательств, что в ходе проведения родительских собраний в пос. Тучково и в пос. Дорохово Рузского района Московской области по просьбе либо по приказу Я.О.А., с использованием его служебного положения начальником управления образования Б.В.А., заместителем Главы администрации Рузского района Московской области М.Е.А., либо работниками школ, присутствующими на родительских собраниях, проводилась деятельность, направленная на формирование у граждан Рузского района положительного отношения к кандидату на должность Главы Рузского муниципального района Московской области Я.О.А. и формированию отрицательного образа других кандидатов на должность Главы Рузского муниципального района Московской области.
Также заявителем не представлено объективных доказательств того, что Я.О.А. было обнародовано в период избирательной компании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчеты о проделанной им работе и того, что на родительских собраниях, состоявшихся в пос. Тучково и в пос. Дорохово, Я.О.А. проводилась предвыборная агитация.
Между тем, утверждение заявителя и его представителя в судебном заседании о распространении на родительских собраниях агитационных материалов и ведение Я.О.А. предвыборной агитации является несостоятельными и опровергаются показаниями свидетелей указавших, что 11.09.2009 года в пос. Тучково и 18.09. 2009 года в пос. Дорохово проходили родительские собрания по теме "За здоровый образ жизни", на которых, наряду с другими - выступающими, выступил Я.О.А., который говорил о здоровом образе жизни, о проблемах существующих в районе среди подростков, призывал родителей уделять больше внимания своим детям, заниматься вместе с детьми спортом, вести борьбу с алкоголизмом и наркоманией, рассказал о спортивных сооружениях, имеющихся в районе. Агитационные материалы на родительских собраниях не раздавались и никакой предвыборной агитации Я.О.А. на данных собраниях не велось. Я.О.А. только проинформировал собравшихся о предстоящих выборах, а также говорил по процедуре проведения выборов.
По ходатайству заявителя был произведен просмотр видеозаписи. Данную видеозапись суд правильно признал не доказательством ведения Я.О.А. предвыборной агитации на родительском собрании, состоявшемся в пос. Дорохово Рузского района Московской области, поскольку представленная видеозапись является копией.
Кроме того, из данной видеозаписи невозможно установить, где, когда и какое собрание проходило.
Таким образом, оснований для отмены решения избирательной комиссии Рузского района Московской области, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Рузского районного суда Московской области от 25 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А.В.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 3 октября 2009 г. по делу N 33-18428/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании