Определение Московского областного суда
от 18 июня 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-10682
Т.С.В. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать действие начальника Шереметьевской таможни неправомерным и обязать выдать антикварное оружие без предъявления лицензии и иных разрешительных документов МВД.
В обоснование требований заявитель указал, что 17 июля 2008 года им ввезены из США культурные ценности в виде антикварного холодного оружия, задекларированные в таможенной декларации. В выдаче ввезенного им имущества было отказано и разъяснено, что груз может быть выдан только при предъявлении лицензии МВД РФ. Заявитель считает данные действия неправомерными, поскольку имеется заключение дежурного эксперта Россвязьохранкультуры с указанием на то, что ввезенные предметы являются культурными ценностями, порядок ввоза которых не подпадает под действие ФЗ "Об оружии".
Т.С.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель Шереметьевской таможни в судебное заседание не явился.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 18 февраля 2009 года заявление Т.С.В. удовлетворено.
В кассационной жалобе Шереметьевская таможня просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая данный спор, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку лицензия МВД РФ для ввоза антикварного холодного оружия, имеющего культурную ценность, не требуется. Также суд указал, что Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации порядок ввоза антикварного холодного оружия, имеющего культурную ценность, не регламентируется.
Однако с данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 21 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" порядок предоставления права вывоза и ввоза различных видов оружия, имеющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, регулируется данным Законом и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Так, к иным законодательным актам Российской Федерации можно отнести: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"; Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814; Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденную Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", и др.
Согласно п. 41 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 юридическим и физическим лицам запрещается коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии.
Исходя из смысла п. 56 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, являющихся культурными ценностями, является разрешение МВД России на ввоз и/или вывоз, выдаваемое физическим или юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на коллекционирование оружия и патронов, согласованную с Минкультуры России.
Согласно п. 59 Инструкции владелец конструктивно сходных с оружием изделий для их ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации представляет по месту регистрации в МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УРО МВД России: заявление о согласовании списка указанных изделий; два экземпляра списка конструктивно сходных с оружием изделий с указанием сведений о проведенной сертификации. Для конструктивно сходных с оружием изделий, являющихся культурными ценностями, в списках указываются сведения о прохождении историко-культурной и искусствоведческой экспертиз; заверенные копии сертификатов соответствия, заключений ЭКЦ МВД России или актов культурных и историко-искусствоведческих экспертиз.
После проверки подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений на списке конструктивно сходных с оружием изделий ставится отметка "Согласовано", которая заверяется одним из руководителей органа внутренних дел, которому предоставлено право подписи лицензий, с указанием даты, фамилии и инициалов должностного лица. Данные записи скрепляются печатью органа внутренних дел.
Оформленный . список. представляется владельцем конструктивно сходных с оружием изделий в таможенные органы для перемещения указанных в нем изделий через таможенную границу Российской Федерации.
Анализ приведенных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что при таможенном оформлении для ввоза антикварного холодного оружия, имеющего культурную ценность, требуется ряд разрешительных документов, лицензия МВД РФ.
Из материалов дела усматривается, что 17 июля 2008 года Т.С.В., прилетев из США, подал таможенному инспектору таможенного поста Аэропорта Шереметьево таможенную декларацию, в которой задекларировал антикварное холодное оружие в количестве 28 единиц, ввезенное им для личных нужд.
Дежурным экспертом Россвязьохранкультуры 17.07.2008 года выдано экспертное заключение, в котором указано, что ввезенные Т.С.В. 28 предметов антикварного холодного оружия (кинжалы, шашки) являются культурными ценностями.
Данное заключение зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, о чем имеется соответствующий штамп.
Однако заявитель, в нарушение указанных выше норм действующего законодательства, не представил в таможенные органы необходимые разрешительные документы МВД РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия начальника таможенного поста Шереметьевской таможни по требованию о предоставлении Т.С.В. лицензии, выданной органом МВД РФ, на антикварное холодное оружие, имеющего культурную ценность, являются правомерными, поскольку законом предусмотрено предоставление соответствующих разрешительных документов, что заявителем сделано не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда об удовлетворении заявления Т.С.В. подлежит отмене. С учетом того, что все обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены, по делу следует вынести новое решение, которым отказать Т.С.В. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 18 февраля 2009 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать Т.С.В. в удовлетворении заявления об оспаривании действий заместителя начальника таможни, начальника таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Г.А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 18 июня 2009 г. по делу N 33-10682
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании