Определение Московского областного суда
от 31 марта 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-5639
К. обратилась в суд с жалобой о признании незаконными действий командира войсковой части 03340, выразившихся в не проведении расследования и не установлению причин возгорания квартиры, не установлению виновного лица в пожаре, произошедшем 30.09.2008 г.
Свои требования заявительница мотивировала тем, что 30 сентября 2008 года в ее квартире, расположенной по адресу: 142215 г. Серпухов-15, ул. Юбилейная д. 8, кв. 73, произошел пожар, что подтверждается актом от 30 сентября 2008 года, составленным руководителем пожарной команды, входящей в состав противопожарного подразделения войсковой части 03340. В результате тушения пожара в квартире все вещи пришли в негодность из-за возгорания, воздействия высокой температуры, сильной копоти и задымления, воздействия большого количества воды при тушении. Кроме того, потребовался полный капитальный ремонт всех помещений, замена полов, установка новых дверей и окон. В результате пожара нанесен значительный материальный ущерб. Однако она лишена возможности предъявить требования о возмещении ущерба виновному лицу, так как противопожарное подразделение войсковой части 03340, принимавшее участие в пожаре, не вынесло постановления по результатам его тушения. Командир войсковой части 03340, полковник И., являясь руководителем противопожарного подразделения, которое занималось тушением пожара, а также органом дознания, в соответствии со ст. 40 УПК РФ должен назначить расследование и провести его в десятидневный срок, однако никаких действий не предпринял, кроме составления первичного акта о пожаре, в котором указано, что причиной пожара явилось замыкание электропроводки. Данный акт до сих пор не зарегистрирован, не является официальным документом и не определяет виновное лицо. Все обращения к командованию войсковой части 03340 остались без ответа. По мнению заявительницы, действия командира войсковой части 03340 умышленны, неправомерны и способствуют уходу от ответственности собственника жилья.
Представитель заинтересованного лица - командира войсковой части 03340 возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что в акте о пожаре, представленном заявительницей, указано, что причиной пожара послужило замыкание электропроводки в квартире. Приказом Минобороны N 322 определено, что командир, как начальник органа дознания обязан возбуждать уголовные дела по всем преступлениям, совершенным военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также гражданским персоналом в случае совершения преступления в связи с исполнением служебной обязанности или в расположении воинской части, начальник гарнизона - в отношении военнослужащих, не проходящих военную службу в воинских частях данного гарнизона, но совершивших преступления на территории гарнизона. Никто из проживающих в квартире К. с Министерством обороны РФ трудовыми отношениями не связанны#. Сгоревшая квартира расположена в одном из жилых зданий гарнизона, находящихся на оперативном управлении 198 КЭЧ района и к объектам в/ч 03340 не относится.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 26 января 2009 года заявление К. удовлетворено.
В кассационной жалобе войсковая часть 03340 просит отменить решение, как необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление К., суд принял во внимание требования ст. 79 Приказа Минобороны РФ от 5.10.1995 г. N 322 "Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации" предусматривающей обязанность начальника службы (военной команды, пожарного расчета) противопожарной защиты и спасательных работ воинской части докладывать командиру войсковой части о всех случаях возгораний# и пожаров, руководить действиями по ликвидации пожара и его последствий; введенный в действие приказом Акт расследования обстоятельств и причин возникновения пожара, Инструкцию о порядке статистического учета пожаров, последствий от них в Вооруженных Силах РФ; требования ст. 46 Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ", обязывающую начальника противопожарной службы гарнизона проверять противопожарное состояние жилых домов и общежитий в военных городках гарнизона, участвовать в работе комиссий по проведению расследования обстоятельств и причин возникновения пожара. С учетом положений выше указанных требований закона суд бездействие командира войсковой части 03340 в отношении произошедшего пожара в квартире К. признал незаконным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 79 Приказа Минобороны РФ от 5.10.1995 г. N 322 "Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации"
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В силу закона к объектам воинской части 03340 относятся военные объекты технологической позиции части, за которые командир части несет персональную ответственность, в том числе и за противопожарное их состояние.
Основными нормативно-правовыми документами по вопросу расследования причин по возникновению пожаров на объектах Вооруженных Сил РФ является Приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 1995 г. N 322 "Руководство по противопожарной защите и местной обороне в Вооруженных Силах РФ" и Приказ N 100 от 31.03.2008 года "Об утверждении положения о пожарной охране в ВС РФ", предусматривающие персональную ответственность командира части исключительно за противопожарное состояние объектов воинской части.
Согласно пункту 79 указанного приказа, начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ воинской части, обязан докладывать командиру воинской части и начальнику вышестоящей службы противопожарной защиты и спасательных работ о всех случаях загораний# и пожаров, а также о грубых недостатках в противопожарном состоянии объектов воинской части, могущих вызвать пожар; руководить тушением пожара.
Признавая действия командира войсковой части 03340 незаконными, суд вместе с тем не установил правовое положение квартиры, в которой произошел пожар. В материалах дела нет сведений о месте расположения квартиры, в которой произошел пожар. Нет сведений о принадлежности квартиры гарнизону, какой-либо войсковой части, либо сведений о нахождении в чьем-либо оперативном управлении, нет сведений о принадлежности квартиры к объектам в/ч 03340. При этом из материалов дела усматривается, что в Куриловском гарнизоне, кроме в/ч 03340, расположена еще и в/ч 10205, в которой также есть свой начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ.
Суд пришел к выводу, что в силу пункта 9 Инструкции о порядке статистического учета пожаров и последствий от них в ВС РФ, введенного в действие Приказом Минобороны РФ N 322 от 5.10.1995 года, командир части обязан представлять в органы подразделения противопожарной защиты Вооруженных Сил РФ необходимые материалы расследований по случившимся пожарам вне объектов воинской части.
Вместе с тем, пунктом 25 этой же Инструкции определено, что в акте о пожаре необходимо вписывать наименование воинской части, где произошел пожар. Без определения правового статуса дома N 8 г. Серпухов-15 Московской области, в котором находится квартира заявителя, не предоставляется возможным сделать вывод, что данная форма акта к# применима к данному случаю и ссылка суда первой инстанции на обязанность командира части составить такой акт не является необоснованной.
Суд первой инстанции сослался на положения статьи 46 Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ".
Вместе с тем, из содержания положений указанной статьи следует, что начальник противопожарной службы в/ч 03340, который не является начальник противопожарной службы гарнизона, организует свою работу исключительно по случаям пожара на объектах воинской части, а в случае пожара в жилом здании гарнизона может принимать участие в работе комиссий по проведению расследования обстоятельств и причин возникновения пожара.
Кроме того, не установление судом правого статуса квартиры, препятствует разрешению вопроса об определении органа, уполномоченного произвести дознание по случаю пожара.
В судебное заседание представитель органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по Серпуховскому району пояснил, что в Куриловском гарнизоне свою деятельность они не осуществляют, ввиду нахождения всех объектов г. Серпухов-15 в собственности Минобороны РФ и наличия у гарнизона статуса закрытого военного городка.
Вместе с тем, подпункт 4 пункта 3 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 820 от 21.12.2004 года определяет, что к органам государственного пожарного надзора относят отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.
Данным положением определены полномочия инспекторов закрытых административно-территориальных образований.
Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
С учетом выше указанных требований в компетенцию органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Серпуховского района входит осуществление действий по пожарному надзору жилых зданий закрытых административно-территориальных образований.
Как усматривается из материалов дела, квартира расположена в закрытом военном городке Серпухов-15, однако доказательств о месте расположения квартиры в материалах дела нет, в связи с чем суд. преждевременно пришел к выводу, что заключение, проведение расследования по установлению причин возникновения пожара и выявлению виновных лиц, допустивших возгорание лежит на командире войсковой части 03340.
Вывод суда первой инстанции о том, что командир в/ч 03340, как орган дознания, обязан проводить по случаю пожара в жилых зданиях гарнизона расследования также является преждевременным.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело возвращению в суд для нового рассмотрения, так как нарушения допущенные судом первой инстанции не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить по делу все юридически значимые обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку и вынести решение в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь абз. 3 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 26 января 2009 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 31 марта 2009 г. по делу N 33-5639
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника