Определение Московского областного суда
от 5 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18395
С., зарегистрированный кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи по по# избиртельному# округу N 4, обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области о регистрации в качестве кандидата в депутаты по тому же избирательному округу К.
В обоснование заявленных требований С. указал, что зарегистрированный решением избирательной комиссии городского поселения Мытищи от 08.09.2009 г. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи по избирательному округу N 4 К. представил в избирательную комиссию подписные листы, не соответствующие требованиям п. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" и приложению 5 к указанному закону. Во всех подписных листах К. адрес места жительства кандидата указан неполно - не указано наименование субъекта - Российская Федерация и не указан район. В адресе места жительства сборщиков подписей не указано наименование района. В адресе места жительства избирателей, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения К., не указано наименование района. Полагает, что избирательная комиссия не учла указанные обстоятельства и требования пп. 3.1, 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", приняла незаконное решение о регистрации кандидата К., в связи с чем просил его отменить.
Избирательная комиссия городского поселения Мытищи с требованиями заявления не согласилась, просила суд в его удовлетворении отказать.
К. также не согласился с доводами и требованиями заявителя, просил суд в их удовлетворении С. отказать.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 25 сентября 2009 года заявление С. удовлетворено.
На постановленное судом решение избирательной комиссией городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области подана кассационная жалоба об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения К., заключение прокурор Т.В.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных отношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 7 ст. 38 указанного закона повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Судебной коллегией в полном объеме были проверины# подписные листы и признан ошибочным вывод суда первой инстанции о достаточности в подписном листе информации об адресе места жительства избирателя в том виде, в каком она представлена в паспорте, а именно - без указания на субъект РФ, в котором проживает избиратель.
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона Московской области от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Приложением 5 к Закону установлена форма подписного листа в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты, на должность другого должностного лица местного самоуправления по одномандатному избирательному округу.
Согласно форме подписной лист подлежит удостоверению лицом, собиравшим подписи, с указанием его адреса места жительства.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Между тем, во всех представленных К. подписных листах в адресе места жительства сборщика подписей, а также в адресе места жительства избирателей не указано наименование района - "Мытищинский район".
Исходя из приведенных положений закона, является несостоятельным довод избирательной комиссии городского поселения Мытищи и вывод суда о достаточности указания в подписных листах адреса места жительства избирателей и сборщика подписей так, как он указан в штампе регистрационной службы, имеющемся в паспорте.
В соответствии с п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года N 828, в паспорте производится отметка о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета. Таким образом, по смыслу указанных положений в их взаимосвязи в подписной лист необходимо вносить сведения об адресе места жительства сборщика подписей в том объеме, которое определено пунктом 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, и такие сведения должны быть подтверждены наличием отметки в паспорте гражданина Российской Федерации.
В силу п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
В соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Таким образом, указанные обстоятельства являются основанием для признания всех подписей в представленных К. подписных листах, недействительными, и решение избирательная# комиссия# о регистрации кандидата К. является незаконным и подлежит отмене.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о недействительности представленных К. подписей в связи с отсутствием в подписных листах (в "шапке" листа) указания на полное место жительства кандидата.
В соответствии с п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными являются все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ст. 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
Действительно, в подписных листах, представленных К. в избирательную комиссию городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, место жительства кандидата указано как г. Мытищи.
Вместе с тем, Приложением N 5 к Закону Московской области предусмотрено указание в верхней части подписного листа сведений о месте жительства гражданина.
Действующее избирательное законодательство (ст. 2 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ") содержит понятие "адрес места жительства" - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Следовательно, законодатель разделил понятие "адрес места жительства" и "место жительства". При этом последнее понятие как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъекта РФ, не раскрыто. Сама фабула Приложения N 5 не содержит какого-либо подстрочного текста, исходя из которого можно было бы утверждать о необходимости заполнения конкретных данных относительно места жительства кандидата в депутаты.
В этой связи указание в подписных листах в качестве места жительства кандидата К. на город Мытищи не противоречит требованиям действующего избирательного законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, поскольку избирательное законодательство не ставит пассивное избирательное право гражданина в зависимость от его места регистрации.
С учетом изложенного судебной коллегией не установлено оснований для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не существенны и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 25 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 5 октября 2009 г. по делу N 33-18395
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника