Определение Московского областного суда
от 1 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18043/2009
К.Ю.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить решения Избирательной комиссии городского поселения Мытищи N 13/13 от 03.09.2009 г. "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи по избирательному округу N 6 С.Е.С" и N 13/14 от 03.09.2009 г. "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи по избирательному округу N 6 О.В.В.
В обоснование требований заявитель указал, что регистрация указанных кандидатов была произведена с нарушением закона, поскольку подписные листы, представленные кандидатами С.Е.С. и О.В.В. не соответствуют требованиям п. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", в частности в подписных листах С.Е.С. и О.В.В. отсутствует полный адрес места жительства (наименования субъекта РФ и района проживания) кандидатов, сборщиков подписей, и избирателей поставивших свои подписи в поддержку выдвижения указанных кандидатов.
28 августа 2009 г. и 29 августа 2009 г. О.В.В. и С.Е.С. соответственно в порядке самовыдвижения в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи по избирательному округу N 6 представили в Избирательную комиссию городского поселения Мытищи подписные листы в поддержку их кандидатур, содержащие по 93 подписи избирателей.
03.09.2009 года Избирательной комиссией городского поселения Мытищи были приняты: решение N 13/13 о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи по многомандатному избирательному округу N 6 С.Е.С., выдвинутой в порядке самовыдвижения на основании представленных подписных листов и решение N 13/14 о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи по многомандатному избирательному округу N 6 О.В.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения на основании представленных подписных листов.
К.Ю.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления указав, что в подписных листах С.Е.С. адрес места жительства кандидата указан не полностью, а именно не указано наименование района, в адресах места жительства сборщиков подписей также не указано наименование района, в адресах места жительства избирателей, С.Е.С. не указано наименование субъекта РФ и района.
В подписных листах О.В.В. не указано наименование субъекта РФ, в адресах места жительства сборщиков подписей также не указано наименование района, в адресах места жительства избирателей, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения О.В.В. не указано наименование субъекта РФ и района, указанные обстоятельства являются основанием для признания собранных в поддержку кандидатов подписей недействительными, избирательная комиссия не должна была учитывать эти подписи и отказать С.Е.С. и О.В.В. в регистрации кандидатами.
Представитель Избирательной комиссии городского поселения Мытищи возражал против удовлетворения заявления указав, что решение о регистрации кандидатов С.Е.С. и О.В.В. принято в соответствии с законом, указанные кандидаты представили все необходимые для регистрации документы, подписные листы кандидатов были проверены рабочей группой, количество подписей в поддержку кандидатов является достаточным для регистрации, доводы заявителя об отсутствии в подписных листах полного адреса места жительства кандидатов, сборщиков подписей и избирателей, являются необоснованными, поскольку отсутствие в подписных листах наименования субъекта РФ "Московская область" и района "Мытищинский район" в адресе места жительства кандидатов, сборщиков подписей и избирателей не препятствует однозначному восприятию указанных сведений и исключает иное толкование.
Представитель Администрации городского поселения Мытищи в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указав, что при проведении проверки подписных листов кандидатов С.Е.С. и О.В.В. избирательной комиссией нарушений не выявлено, К.Ю.А. при проверке не присутствовал, член Избирательной комиссии никаких возражений при проведении проверки не высказывал, оснований для повторной проверки подписных листов не имелось.
С.Е.С. в судебном заседании, также возражала против удовлетворения заявления, указав, что ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" не содержит четких требований об обязательном указании субъекта, а также района в подписном листе, данная статья требует внесения сведений об избирателе в подписной лист в соответствии со сведениями, указанными в паспорте избирателя, членами избирательной комиссии была проведена проверка всех документов, представленных ею и О.В.В., и никаких возражений к представленным документам у избирательной комиссии не имелось.
О.В.В. в судебном заседании аналогично возражал против удовлетворения заявления, указав, что К.Ю.А. злоупотребляет своим правом, имеет место сговор представителей КПРФ, направленный на препятствование участию в выборах его и С.Е.С..
Решением Мытищинского городского суда от 21 сентября 2009 года заявление К.Ю.А. было удовлетворено.
В кассационных жалобах избирательная комиссия городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, С.Е.С., О.В.В. и в кассационном представлении и.о. городского прокурора советник юстиции М.Е.М. просят решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, не поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно п.п. 1, 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведение референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к указанному Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Из Приложения N 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", содержащего установленную форму подписного листа, следует, что в подписном листе должны быть указаны, в том числе, адрес места жительства: лица, выдвигающегося кандидатом, лица, собиравшего подписи и избирателей.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в соответствии с которым, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" основные понятия и термины, используемые в данном Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
Пунктами 1, 3, 4 ст. 1, и п. 2 ст. 2 Закона Московской области "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" установлено: наделить муниципальное образование "Мытищинский район Московской области" статусом муниципального района. Образовать в составе Мытищинского муниципального района новые муниципальные образования, наделив их соответствующим статусом: городское поселение Мытищи; городское поселение Пироговский; сельское поселение Федоскинское. Административным центром Мытищинского муниципального района является город Мытищи. Населенные пункты Мытищинского района Московской области, находящиеся в границе городского поселения Мытищи: Мытищи - город.
В соответствии со ст. 4 Устава Мытищинского муниципального района Московской области (принят решением Совета депутатов Мытищинского района МО от 23.06.2005 N 22/1) (ред. от 12.07.2007) Мытищинский район Московской области образован постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета "О составе округов и районов Московской области и их центрах" N 586 от 12 июля 1929 года. Муниципальное образование "Мытищинский район Московской области Российской Федерации" наделено статусом муниципального района Законом Московской области "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" N 198/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 года. Официальное краткое наименование муниципального образования "Мытищинский муниципальный район Московской области" - "Мытищинский муниципальный район". Мытищинский муниципальный район является правопреемником Мытищинского района. Границы муниципального образования "Мытищинский муниципальный район Московской области" и вновь образованных в его составе муниципальных образований утверждены Законом Московской области "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" N 198/2004-ОЗ от 29 декабря 2004 года. Административным центром Мытищинского муниципального района является город Мытищи. Картографическое описание границ Мытищинского муниципального района приводится в приложении N 1 к настоящему Уставу. Территория Мытищинского муниципального района входит в состав территории Московской области.
Согласно п.п. 4, 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом; все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ст. 27 указанного Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к указанному Закону.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24-26 ст. 38 названного Федерального закона.
Подпунктом "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей об общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что согласно решению избирательной комиссии городского поселения Мытищи N 13/13 от 03.09.2009 года, Протокола об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателей и их подписей, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи С.Е.С. от 31.09.2009 г. и Протокола от 18.09.2009 г. о внесении изменений в Протокол от 31.08.2009 г., следует, что С.Е.С. было представлено 93 подписи избирателей, проверено 93 подписи, в результате проверки признаны недействительными 7 подписей избирателей, действительными - 86 подписей, количество собранных подписей признано достаточным для регистрации.
Во всех подписных листах адрес места жительства кандидата - С.Е.С. указан как "зарегистрированную по адресу: город Москва, улица Русаковская, 25-57, проживающую в городе Мытищи, улица Щербакова, 1-1-2", место жительства сборщика подписей - С.В.В. указано как "Моск. обл. г. Мытищи, Щербакова 1-1-2", сборщика подписей - Х.К.С. указано как "М.О. г. Мытищи, ул. Щербакова д. 1 кор. 1 кв. 2", сборщика подписей - Г.А.И. указано как "М.О. г. Мытищи, Терешковой 11-116", сборщика подписей - А.Ю.Ю. указано как "М.О. г. Мытищи, Н-Мытищинский пр-т 52-53".
Следовательно, подписные листы были оформлены не в соответствии с приложением N 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", а именно без указания наименования субъекта Российской Федерации и района в данных о месте жительства кандидата - С.Е.С, и без указания района в данных об адресе места жительства сборщиков подписей С.В.В., Х.К.С, Г.А.И. и А.Ю.Ю. подписавших 9 из 10 подписных листов.
Кроме того, в представленных подписных листах во всех подписях избирателей в адресе места жительства избирателей отсутствует наименование района; в подписях избирателей Л.В.В. и Д.Д.Ю. в адресе места жительства отсутствуют наименования субъекта РФ, района и города, в подписи избирателя М.Г.Б. в адресе места жительства отсутствуют наименования субъекта РФ и района.
Таким образом, все подписи избирателей в подписных листах в поддержку кандидата С.Е.С, оформленных не в соответствии с приложением N 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", а именно без указания наименования субъекта Российской Федерации и района в данных о месте жительства кандидата и без указания наименования района в данных о месте жительства сборщиков подписей, а также не содержащие сведения, требуемые в соответствии с законом, а именно наименование района в сведениях об адресе места жительства избирателей, являются недействительными.
Согласно решению избирательной комиссии городского поселения Мытищи N 13/14 от 03.09.2009 года, и Протокола об итогах проверки соблюдения, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателей и их подписей, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи О.В.В. от 31.08.2009 г., следует, что О.В.В. было представлено 93 подписи избирателей, проверено 93 подписи, в результате проверки признаны недействительными 2 подписи избирателей, действительными - 91 подпись, количество собранных подписей признано достаточным для регистрации.
Во всех подписных листах адрес места жительства кандидата - О.В.В. указан как "проживающего в г. Мытищи", место жительства сборщика подписей - С.В.В. указано как "Московская область, г. Мытищи, ул. 2-я Новая, д. 21", сборщика подписей - Д.А.А. указано как "Моск. обл. г. Мытищи, ул. Юбилейная д. 40 к. 1 кв. 161".
Следовательно, подписные листы были оформлены не в соответствии с приложением N 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", а именно без указания наименования субъекта Российской Федерации, района, улицы, номера дома и квартиры, в данных о месте жительства кандидата О.В.В., и без указания района в данных об адресе места жительства сборщиков подписей С.В.В. и Д.А.А., подписавших 8 из 10 подписных листов.
Кроме того, в представленных подписных листах во всех подписях избирателей в адресе места жительства избирателей отсутствует наименование района.
Таким образом, все подписи избирателей в подписных листах в поддержку кандидата О.В.В., оформленных не в соответствии с приложением N 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", а именно без указания наименования субъекта Российской Федерации, района, улицы, номера дома и квартиры в данных о месте жительства кандидата и без указания наименования района в данных о месте жительства сборщиков подписей, а также не содержащие сведения, требуемые в соответствии с законом, а именно наименование района в сведениях об адресе места жительства избирателей, являются недействительными в соответствии с п.п. 4, 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с исследованными доказательствами, суд пришел к правильному выводу о том, что решение избирательной комиссии городского поселения Мытищи от 03.09.2009 г. N 13/13 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи С.Е.С, и решение N 13/14 от 03.09.2009 года о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи О.В.В., не соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом, суд отказывая в удовлетворении заявления, правильно исходил из того, что все подписи в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата в депутаты С.Е.С, и в поддержку выдвижения кандидата в депутаты О.В.В. являются недействительными в соответствии с п.п. 4, 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационных жалоб и кассационного представления не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Мытищинского городского суда Московской области от 21 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы и кассационное представление - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 1 октября 2009 г. по делу N 33-18043/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании