Определение Московского областного суда
от 19 февраля 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-3236
О. обратился в суд с заявлением об оспаривании Решения ТИК Коломенского муниципального района от 23 января 2009 года о регистрации М. кандидатом на должность Главы Коломенского муниципального района Московской области, считая решение незаконным.
Заявитель в обоснование своих требований указал, что М. в заявлении о согласии баллотироваться не обязалась прекратить деятельность, несовместимую со статусом выборной должности, в платежных документах отсутствуют сведения о жертвователях, в связи с чем, пожертвования должны быть признаны анонимными и не могут быть включены в избирательный залог, кроме того, избирательный залог внесен с нарушением срока.
Заявитель просил суд решение избирательной комиссии о регистрации М. кандидатом на должность Главы муниципального района отменить.
Территориальная избирательная комиссия Коломенского муниципального района Московской области требования не поддержала, разрешение дела оставила на усмотрение суда.
М. с заявленными требованиями не согласилась, просила суд в их удовлетворении отказать.
Решением суда от 11 февраля 2009 года заявление удовлетворено.
На постановленное судом решение поступила кассационная жалоба от М.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Т., полагавшей решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене.
Судом установлено, что 14 января 2009 года М. обратилась в ТИК Коломенского муниципального района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального района, указав в заявлении, что работает генеральным директором ООО ЧОП "Охранное агентство Арес"
15 января 2009 года М. в ТИК представлена справка формы N 187, подтверждающая внесение избирательного залога на счет комиссии.
Решением ТИК от 23 января 2009 года М. зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального района.
Разрешая настоящее дело, суд исходил из следующего.
В приобщенных к материалам дела приходных кассовых ордерах, подтверждающих внесение добровольных пожертвований гражданами, указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, адрес места жительства, информация о гражданстве жертвователей. Ордера заверены печатью структурного подразделения Сберегательного банка РФ.
Согласно выпискам со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата 25 граждан внесли добровольные пожертвования. Необходимые сведения о жертвователях указаны также.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что оснований для признания пожертвований анонимными не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" N 101/2006-ОЗ от 11 июля 2006 года избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата единовременно и в полном объеме на специальный счет избирательной комиссии не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Согласно извещению формы N 187 сумма избирательного залога М. перечислена на счет избирательной комиссии 14 января 2009 года, то есть за 45 дней до дня голосования, назначенного Решением Совета депутатов от 05 декабря 2008 года N 419/43СД на 01 марта 2009 года.
Суд правильно указал на то, что представление в ТИК справки днем позже при таких обстоятельствах не означает, что сам избирательный залог был перечислен тоже 15 января 2009 года - меньше чем за 45 дней до дня голосования.
Между тем, принимая решение по делу, суд согласился с доводом заявителя о том, что М. не взято на себя обязательство прекратить деятельность, несовместимую с выборной должностью, в связи с чем, решение о ее регистрации кандидатом вынесено в нарушение закона, а поэтому подлежит отмене.
Однако такой вывод суда не основан на законе.
В постановленном решении суд первой инстанции ссылается на ст. 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02 марта 2007 года как на подтверждение наличия запрета муниципальному служащему быть членом органа управления коммерческой организации.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1 примененного судом Закона лица, замещающие муниципальные должности, в числе которых выборные должности местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Аналогичное положение содержит ст. 1 Закона Московской области "О муниципальной службе в Московской области" N 137/2007-ОЗ от 24 июля 2007 года.
Таким образом, судом применен закон, не подлежащий применению к данным правоотношениям, поскольку вышеуказанные законодательные акты не определяют статус лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные должности, и не регулируют отношения по осуществлению ими своих полномочий.
Ограничения, связанные с занимаемой выборной должностью в Коломенском муниципальном районе, определены Уставом Коломенского муниципального района, принятого решением Совета депутатов от 14 апреля 2006 года N 166/23СД.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 5 ст. 32 Устава Глава муниципального района не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
В силу п. 13 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 64-ФЗ от 12 июня 2002 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года следует читать "N 67-ФЗ"
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п/п. в.1 и (или) п/п. в.2 п. 24, п/п. б.1 и (или) п/п. б.2 п. 25, п/п. з и (или) п/п. и п. 26 ст. 38 Федерального закона.
Судом установлено, что при подаче заявления о согласии баллотироваться М. указала, что местом ее работы является хозяйственное общество, где она состоит членом управления, о чем приложена копия трудовой книжки.
Заявление избирательная комиссия вместе с приложенными документами приняла, недостатков в них не выявила и М. в установленный срок до принятия решения об их наличии либо отсутствии не уведомляла.
Таким образом, избирательная комиссия, уведомив М. о времени и месте проведения заседания по вопросу ее регистрации кандидатом, при этом, не известив ее о каких-либо недостатках представленных документов, не имела оснований принимать решение об отказе в регистрации.
При таких обстоятельствах регистрацию М. кандидатом на должность Главы муниципального района судебная коллегия находит правомерной. Правовых оснований к ее отмене не имеется.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права привели к неправильному разрешению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым принятое судом незаконное решение отменить и, поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления О. отказать.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Коломенского городского суда Московской области от 11 февраля 2009 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым заявление об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Коломенского муниципального района Московской области N 240 от 23 января 2009 года о регистрации М. кандидатом на должность Главы Коломенского муниципального района Московской области оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 19 февраля 2009 г. по делу N 33-3236
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании