Определение Московского областного суда
от 1 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18094
Ш. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в обоснование своих требований указав, что Избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области неправомерно зарегистрировала Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Ногинск при отсутствии необходимых для регистрации документов.
Заявитель пояснил суду, что Б. в нарушение закона не представил избирательной комиссии учет поступления и расходования денежных средств, кроме того, подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения оформлены с нарушением закона - во всех листах не указано место жительства кандидата, а также неверен подстрочный текст в строке сведений о сборщике подписей, полагал невозможным регистрацию Б. при таких обстоятельствах, в связи с чем просил суд признать решение избирательной комиссии незаконным и отменить, отменить регистрацию кандидата Б.
Избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области с заявлением не согласилась, просила суд в его удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемым решением отменила решение нижестоящей избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Ногинск об отказе Б. в регистрации, указав на отсутствие надлежащего извещения кандидата об отсутствии у него необходимых документов до заседания комиссии по вопросу его регистрации, полагала, что кандидат правильно указал место жительства в подписных листах без уточнения адреса до улицы, номера дома и квартиры, поскольку понятие "место жительства" не тождественно "адресу места жительства", подлежащего указанию избирателями.
Избирательная комиссия муниципального образования городское поселение Ногинск Московской области заявление поддержала, просила суд его удовлетворить, полагая оспариваемое решение вышестоящей комиссии незаконным, пояснив, что кандидат не представил машиночитаемую версию финансового отчета и его приложения, кроме того, все подписи избирателей первоначально были признаны недействительными обоснованно в связи с несоответствием подписных листов установленной законом форме.
Б. с заявлением не согласился, в его удовлетворении просил суд отказать, пояснив, что подписные листы изготовлены и оформлены по установленной форме, учет поступления и расходования денежных средств прилагается к итоговому, но не первому финансовому отчету.
Решением суда от 23 сентября 2009 года заявление удовлетворено в полном объеме.
На постановленное судом решение Ногинским городским прокурором принесено кассационное представление, от Б. поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя избирательной комиссии, заключение прокурора, кассационное представление не поддержавшего, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационных жалобы, представления, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 06 августа 2009 года Б. обратился в Избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Ногинск Московской области с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Ногинск по одномандатному избирательному округу N 14, приложив к заявлению копии паспорта, документа об образовании, трудовой книжки.
26 августа 2009 года Б. сдал в избирательную комиссию 13 подписных листов, содержащих 57 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения, а также протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, сведения о поступлении денежных средства, справку из банка об остатке денежных средств и сведения о реквизитах специального избирательного счета.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Ногинск Московской области от 04 сентября 2009 года Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ногинск по одномандатному избирательному округу N 14.
Решением Избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области от 11 сентября 2009 года решение нижестоящей комиссии отменено и Б. зарегистрирован кандидатом.
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Вместе с заявлением должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В силу ч. 1 ст. 28 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией, организующей выборы. Кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.
Таким образом, действующее законодательство не возлагает обязанности по предоставлению кандидатами учета поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда вместе с первым финансовым учетом на этапе регистрации кандидата, в связи с чем Б. не может быть отказано в регистрации по такому основанию.
Вместе с тем, во всех представленных подписных листах местом жительства кандидата указано лишь "город Ногинск Московской области".
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Оспаривая доводы нижестоящей избирательной комиссии о неправильном заполнении данной графы, заявитель и вышестоящая избирательная комиссия ссылаются на пробел в законе в части термина "место жительства".
Действительно, действующее избирательное законодательство не раскрывает понятие "место жительства", подлежащее заполнению кандидатом в установленной Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" форме подписного листа.
При таких обстоятельствах следует применять нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" конкретизирует содержание понятия "место жительства" и устанавливает, что местом жительства являются: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, используемый в избирательном законодательстве термин "место жительства" по своему правовому смыслу тождественен понятию "адрес места жительства" и предполагает указание адреса (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
Указанные Б. в подписных листах сведения не позволяют избирателям однозначно определить его место жительства как расположенное в границах их избирательного округа, в связи с чем Избирательная комиссия муниципального образования городское поселение Ногинск Московской области обоснованно признала все подписи, содержащиеся в таких листах, недействительными.
Данное обстоятельство не позволяет произвести регистрацию, поскольку в соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах Избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области неправомерно зарегистрировала кандидата Б., нарушив гарантированное законом равенство кандидатов.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда о недействительности по самостоятельным основаниям ряда подписей избирателей и о нарушении заинтересованным лицом порядка проверки документов при рассмотрении жалобы на решение нижестоящей комиссии, находит постановленное судом решение основанным на законе и обоснованным.
Судом установлены все юридически значимые обстоятельства дела и дана правильная оценка представленным в материалах дела документам.
Доводы кассационных жалобы, представления основаны на неправильном толковании отдельных положений избирательного законодательства и законодательства о гражданском судопроизводстве, в связи с чем основаниями к отмене судебного решения не служат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 23 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационное представление Ногинского городского прокурора и кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 1 октября 2009 г. по делу N 33-18094
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании