Определение Московского областного суда
от 8 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-16057
Н. и Ш. обратились в суд с заявлением об оспаривании Решений Совета депутатов города Электрогорск Московской области от 19 декабря 2008 года N 26/5 "Об утверждении общей структуры Администрации городского округа Электрогорск", от 20 февраля 2009 года N 41/8 "О внесении изменений в Решение Совета депутатов города Электрогорск от 19 декабря 2008 года N 26/5" и от 20 февраля 2009 года N 42/8 "О ликвидации функционального органа Администрации городского округа Электрогорск Московской области "отдел по культуре, делам молодежи, спорту и туризму", в обоснование своих требований указав, что оспариваемые акты противоречат Федеральному закону "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставу городского округа Электрогорск поскольку не опубликованы в средствах массовой информации как акты, затрагивающие права граждан на труд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ следует читать "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Заявительницы пояснили суду, что указанные решения представительного органы послужили основанием для сокращения занимаемых ими должностей начальника и главного специалиста отдела по культуре, делам молодежи, спорту и туризму, в связи с чем просили суд признать Решения NN 26/5 и 41/8 недействительными в части указания момента вступления их в силу, Решение N 42/8 -в полном объеме.
Совет депутатов городского округа Электрогорск Московской области с заявлением не согласился, в его удовлетворении просил суд отказать, полагая правовые акты принятыми в пределах компетенции и закону не противоречащими.
Администрация городского округа Электрогорска Московской области заявление не поддержала, просила суд оставить его без удовлетворения, пояснив, что основанием для прекращения трудовых отношений с заявительницами послужил другой акт - Распоряжение Главы городского округа Электрогорск Московской области N 424-Р от 21 ноября 2008 года.
Решением суда от 25 июня 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
На постановленное судом решение от заявительниц поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Совета депутатов городского округа Электрогорск, заключение прокурора А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно ч. 1 ст. 44 и ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу п. 8 ст. 34 Устава городского округа Электрогорск Московской области правовые акты Совета депутатов городского округа Электрогорск вступают в силу после подписания в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов городского округа Электрогорск.
В соответствии с п.п. 9, 10 ст. 34 Устава муниципальные правовые акты городского округа Электрогорск не имеют обратной силы и вступают в действие со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования.
Н. и Ш. оспаривают Решения представительного органа N 26/5 от 19 декабря 2008 года, N 41/8 и N 42/8 от 20 февраля 2009 года, ссылаясь на их увольнение на основании данных актов.
Между тем, указанные решения, согласно их содержанию, не разрешают какие-либо вопросы, связанные с муниципальной службой в аппарате местной администрации (л.д. 5-7).
Согласно п. 10 ст. 26 Устава к полномочиям главы администрации городского округа Электрогорск относится формирование администрации городского округа Электрогорск и руководство ее деятельностью, а также назначение и освобождение от должности руководителей органов администрации.
Из материалов дела следует, что Н. с должности начальника отдела по культуре, делам молодежи, спорту и туризму, а Ш. с должности главного специалиста того же отдела уволены 29 января 2009 года в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ Распоряжением Главы городского округа Электрогорск N 20-Р и приказом по кадрам N 02-К соответственно (л.д. 45-46).
При этом локальные акты приняты на основании Распоряжения Главы городского округа Электрогорск N 424-р от 21 ноября 2008 года "О внесении изменений в штатное расписание" (л.д. 47).
Кроме того, в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, оспариваемые заявительницами решения представительного органа не являются нормативными правовыми актами в силу разрешения организационных вопросов структуры аппарата органа местного самоуправления, не затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, и не нарушают права граждан на труд, в связи с чем не обязательно их официальное опубликование (обнародование).
Данные правовые акты вступили в законную силу с момента их подписания, что не противоречит указанным выше положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава городского округа Электрогорск.
При таких обстоятельствах, дав надлежащую оценку оспариваемым ненормативным актам и применив подлежащий применению закон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии принятых представительным органом решений закону в пределах предоставленных полномочий.
Доводы кассационной жалобы были предметом оценки, нашли свое отражение в постановленном судом решении, правильность которого они не опровергают, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, отмене по доводам кассаторов не подлежащим.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 25 июня 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 8 сентября 2009 г. по делу N 33-16057
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании