Определение Московского областного суда
от 19 марта 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-4377
Одинцовский городской прокурор в порядке главы 24 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 3.3.1, 3.3.5, 3.11, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.8, 3.5.1, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.1.15, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3; 3.2.4 Положения о территориальном управлении по городскому поселению Лесной Городок Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного постановлением Главы Одинцовского муниципального района N 6-ПГл от 17.01.2008.
В обоснование заявления указал, что городской прокуратурой проведена проверка обращения Главы администрации городского поселения Лесной Городок Х.В.И. о неправомерных действиях Главы Одинцовского муниципального района. В результате проверки установлено, что постановлением Главы Одинцовского муниципального района от 17.01.2008 N 6-ПГл утверждено Положение о территориальном управлении по городскому поселению Лесной Городок. Данным Положением ряд полномочий, закрепленных за территориальным управлением, ранее coглашением N 1/5 "О передаче полномочий по решению вопросов местного значение городскому поселению Лесной Городок Одинцовского муниципального района Московской области от муниципального района "Одинцовский муниципальный район Московской области", а также соглашением N 2\5 от 29.0.9.2006 "О порядке совместного решения вопросов местного значения между городским (сельским) поселением Лесной Городок Одинцовского муниципального района Московской области и муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" были переданы городскому поселению Лесной городок, а именно: полномочия, закрепленные в оспариваемых пунктах 3.3.1, 3.3.5, 3.3.11, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 18, 3.5.1, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.1.15, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 указанного выше Положения.
По мнению прокурора, оспариваемые положения нормативного акта приняты в нарушение статей 130, 131, 132 Конституции РФ, закрепляющих самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Глава городского поселения Лесной Городок Х.В.И. и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные прокурором требования по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 130-133), указав, что изданием оспариваемого Положения Глава района на территории городского поселения Лесной Городок фактически создал иной орган местного самоуправления и наделил его собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Дублирование территориальным управлением целого ряда полномочий городского поселения ущемляет законные права органов местного самоуправления городского поселения Лесной городок, нарушает конституционные права местного населения на реализацию местного самоуправления, создает систему двоевластия в границах поселения.
Представитель Главы Одинцовского муниципального района в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, указав, что оспариваемый прокурором акт не является нормативным, опубликован не был, оспариваемые пункты Положения о территориальном управлении по городскому поселению Лесной Городок Администрации Одцнцовского муниципального района Московской области не нарушают прав граждан и Главы городского поселения Лесной Городок, обладающего собственными, закрепленными в законе, полномочиями.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 04 декабря 2008 года в удовлетворении заявления Одинцовского городского прокурора отказано.
В кассационном представлении старший помощник прокурора, участвовавший в рассмотрении дела судом первой инстанции, просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия установила следующее.
Постановлением Главы Одинцовского муниципального района N 6-ПГл от 17.01.2008 утверждено Положение о территориальном управлении по городскому поселению Лесной Городок Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в новей редакции (л.д. 11).
Указанным Положением (л.д. 12-25) закреплены полномочия, права и обязанности обособленного территориального органа Администраций Одинцовского муниципального района Московской области, являющегося юридическим лицом, - Территориального управления по городскому поселению Лесной Городок; следовательно, данный акт содержит в себе правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Прокурор обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПK РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого, акта противоречащим закону полностью или в части. При этом согласно ч. 6 данной правовой нормы к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
В ходе судебного разбирательства представителем Главы Одинцовского муниципального района не отрицалось то обстоятельство, что оспариваемое прокурором Положение в установленном порядке не опубликовывалось. Данный факт представитель Главы Одинцовского муниципального района подтвердил и суду кассационной инстанции, одновременно пояснив, что постановлением Главы Одинцовского муниципального района от 22.01.2009 N 9-ПГл постановление того же органа N 6-ПГл от 17.01.2008, оспариваемое прокурором в рамках настоящего гражданского дела, признано утратившим силу. Одновременно на сегодняшний день территориальное управление по городскому поселению Лесной Городок Администрации Одинцовского муниципального района ликвидировано.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
Следовательно не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верловного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, в числе прочего, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшим, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других, лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решение, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте (прокурор таким правом по смыслу ч. 1 ст. 254 ITIK РФ не наделен), либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора-данного нормативного правового акта или его части.
Суд первой инстанции, принимая заявление прокурора к производству и рассмотрев возникший спор по существу в порядке главы 24 ГПК РФ, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем вынесенное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
Отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия руководствуясь ст. 365 ГПК РФ, считает возможным разрешить вопрос по существу, прекратив производство по делу по заявлению Одинцовского городского прокурора Московской области о признании недействующими пунктов 3.3.1, 3.3.5, 3.3.11, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.8, 3.5.1, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.1.15, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 Положения о территориальном управлении по городскому поселению Лесной Городок Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного постановлением Главы Одинцовского муниципального района Московской области.
Руководствуясь ст.ст. 220, 365, 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 04 декабря 2008 года отменить.
Производство по делу по заявлению Одинцовского городского прокурора о признании недействующими пунктов 3.3.1, 3.3.5, 3.3.11, 3,4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.8, 3.5.1, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.1.15, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 Положения о территориальном управлении по городскому поселению Лесной городок Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного постановлением Главы Одинцовского муниципального района Московской области N 6-ПГл от 17.01.2008 - прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 19 марта 2009 г. по делу N 33-4377
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании