Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 17 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Муравьёв С.Е. - заместитель руководителя
Управления
Члены Комиссии: Стрельников Д.Ю. - начальник отдела контроля
за рекламной деятельностью
Крайнов Д.С. - ведущий специалист-эксперт
отдела контроля за рекламной деятельностью
рассмотрев дело N 08-21/64-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы следующего содержания: "Товарный знак КУЛИС / ООО "Кулис" - торговый представитель завода "Ост АЛКО" / (496) 614-21-03, (496) 618-39-17 / хороший АЛКОГОЛЬ /крепкие НАПИТКИ/ Выбор-раздолье! Для беседы и застолья / Покупаем в магазинах: маг. "КУМИР", ул. Добролюбова, д. 11 / маг. "КУМИР -2", ул. Ленина, д. 80 А, маг. "ЧКАЛОВСКИЙ". Ул. Суворова, д. 70 / маг. "АИСТ", ул. Окт. рев., д. 328, пом. 1 /маг. "СЛАВЯНКА", ул. Яна Грунта, д. 12, пом. 1 / маг. "ДАЧНЫЙ", ул. Дачная, д. 30 А / маг. "БОГОРОДСКИЙ", ТК "МЕРИДИАН", ул. Окт. рев., / маг. "Шустовский", ул. Астахова, д. 25 / ОЗЁРСКИИ ПР., Д.1 (БАЗА) / Мы поставим продукцию в любую торговую точку / Чрезмерное употребление алкогольных напитков вредит вашему здоровью" (далее - Реклама) размещенной на стр. 11, выпуск N 44 (715) от 14.10.2009 газеты "Афиша-Т", с участием ООО "Тираж" (место нахождения: 140408, Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 301); представитель ХХХХХХХХХХХ, действующий на основании доверенности N 39 от 15.02.2010.
ООО "Кулис", о дате, месте и времени рассмотрения дела N 08-21/64-09 извещено надлежащим образом. Представитель ООО "Кулис" на рассмотрение дела не явился, затребованные документы не представлены.
Заявитель просил рассмотреть дело 08-21/64-09 без его участия.
Установила:
Общая рекламная площадь объявления составляет 102, 96 см2; а площадь, занимаемая обязательным предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкоголя составляет 2,67 см2.
По мнению представителя ООО "Тираж" в расчёты произведены с ошибкой, так как согласно положений "Основ медиапланирования", размещённых в газете "монитор" за N 10 (19.03.2001 - 25.03.2001) рекламная площадь рассчитывается в долях печатной полосы от целой до 1/64 полосы. Также согласно определению, данному в словаре - справочнике рекламы и полиграфии под авторством СИ. Стефанова, под понятием "полоса" подразумевается печатная площадь страницы любого издания, на котором размещается набор текста. В соответствии с толкованием, размещенном в указанном словаре, "набор текста" - создание строк текста печатного издания на базе авторского текста для изготовления печатной формы и фотоформы.
По мнению ООО "Тираж" процентное соотношение предупреждения о вреде алкогольной продукции к рекламному объявлению, размещённому на стр. 11, выпуска N 44 (715) от 14.10.2009 газеты "Афиша-Т", должно рассчитываться как соотношение размера площади полосы, ограниченной "шрифтом кегля" предупреждающей надписи к размеру совокупности площадей шрифтов кегля всех надписей в рекламном объявлении, без учёта пустых пространств и изображений в данном рекламном объявлении.
Согласно объяснений ООО "Тираж", исходя из такого порядка расчёта, размер предупреждения о вреде алкогольной продукции в рекламном объявлении, размещённом на стр. 11, выпуска N 44 (715) от 14.10.2009 газеты "Афиша-Т", занимает более чем десять процентов рекламной площади (пространства). На рассмотрение дела расчёты ООО "Тираж" не представлены.
По мнению Комиссии, используемый ООО "Тираж" подход к расчетам рекламной площади (пространства) и площади, занимаемой предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя не соответствует ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
Согласно п. 3.3 договора на оказание рекламных услуг N 78В/09 от 1 июня 2009 года, заключённого между ООО "Тираж" и ООО "Кулис", площадь, занимаемая одной публикацией равна 100 квадратным сантиметрам, следовательно ООО "Тираж", при заключении договора считало площадь всего рекламного объявления, а не совокупности площадей шрифтов кегля всех надписей в рекламном объявлении, без учёта пустых пространств и изображений в данном рекламном объявлении.
Произведёнными Комиссией расчётами установлено, что предупреждению о вреде чрезмерного употребления алкоголя в Рекламе отведено менее 10% рекламной площади (пространства), а именно 2,59% от общей рекламной площади (пространства) Рекламы.
Кроме того, согласно общепринятых норм русского языка, написание текста на русском языке осуществляется горизонтально (слева - направо). По мнению Комиссии написание текста вертикально (снизу - вверх) также затрудняет восприятие текста предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя.
Согласно ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 53 от 01.07.2005 "О государственном языке Российской Федерации" текст обязательного, в силу Закона, предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, должен соответствовать нормам и правилам русского языка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"
В соответствии с договором на оказание рекламных услуг N 78В/09 от 1 июня 2009 года заказчиком изготовления, размещения и публикации на страницах еженедельной рекламно-информационной газеты "Афища-Т" является ООО "Кулис"
В материалах дела 08-1/64-09 имеется справка, подписанная директором ООО "Тираж" ХХХХХХХХХХХХХХХ, согласно которой изготовителем рекламного блока ООО "Кулис", размещённого стр. 11, выпуска N 44 (715) от 14.10.2009 газеты "Афиша-Т", является ООО "Тираж".
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
На основании изложенного, Комиссией установлено нарушение требований ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", при распространении указанной Рекламы.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать Рекламу следующего содержания: "Товарный знак КУЛИС / ООО "Кулис" - торговый представитель завода "Ост АЛКО" / (496) 614-21-03, (496) 618-39-17 / хороший АЛКОГОЛЬ /крепкие НАПИТКИ / Выбор-раздолье! Для беседы и застолья / Покупаем в магазинах: маг. "КУМИР", ул. Добролюбова, д. 11 / маг. "КУМИР-2", ул. Ленина, д. 80 А, маг. "ЧКАЛОВСКИЙ". Ул. Суворова, д. 70 / маг. "АИСТ", ул. Окт. рев., д. 328, пом. 1 / маг. "СЛАВЯНКА", ул. Яна Грунта, д. 12, пом. 1 / маг. "ДАЧНЫЙ", ул. Дачная, д. 30 А / маг. "БОГОРОДСКИЙ", ТК "МЕРИДИАН", ул. Окт. рев., / маг. "Шустовский", ул. Астахова, д. 25 / ОЗЁРСКИЙ ПР., Д.1 (БАЗА) / Мы поставим продукцию в любую торговую точку / Чрезмерное употребление алкогольных напитков вредит вашему здоровью" размещенную на стр. 11, выпуск N 44 (715) от 14.10.2009 газеты "Афиша-Т" ненадлежащей, поскольку при размещении указанной Рекламы нарушены требования ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Тираж" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. ООО "Кулис" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для принятия решения о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с установлением факта нарушения ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а также в связи с непредставлением информации, запрошенной у ООО "Кулис" (ст. 34 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Решение изготовлено в полном объёме 26 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок.
Председатель Комиссии: |
Муравьев С.Е. |
Члены Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. |
|
Крайнов Д.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.