Определение Московского областного суда
от 3 ноября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-19949
П. обратился в суд с заявлениями об оспаривании бездействия администрации Раменского муниципального района Московской области в проведении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, в обоснование требований, указав, что по его заявлениям в администрацию получил отказ в рассмотрении данного вопроса. Просил суд признать незаконным отказ администрации в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков, обязать администрацию Раменского муниципального района Московской области рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков и принять решение по итогам проведения публичных слушаний.
Решением Раменского городского суда Московской области от 02 сентября 2009 года заявление П. удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация Раменского муниципального района Московской области просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не, находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, П. обратился в администрацию Раменского муниципального района с заявлениями об изменении вида разрешенного использования пяти земельных участков, принадлежащих ему на праве; собственности.
Администрация Раменского муниципального района письмами NN П-2539, П-2537, П-2542, П-2.540, П-2541 от 31.10.2008 г. сообщила П. о невозможности принятия решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков ввиду отсутствия правил землепользования и застройки сельского поселения Никоновское Раменского муниципального района Московской области.
Однако отсутствие документов территориального планирования не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса изменения вида разрешенного использования земельных участков, поскольку действующим законодательством установлена специальная процедура изменения вида решенного использования земельного участка как на переходный период до утверждения в установленном порядке правил землепользования и застройки.
Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования,-
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В виду того, что правила землепользования и застройки Раменского муниципального района, сельского поселения Никоновское не приняты, следует руководствоваться переходными положениями, установленными ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 указанного закона до принятия в установленном Градостроительном кодексом порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч.ч. 3-10 ст. 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.
В силу ч. 9 ст. 39 ГрК РФ на основании рекомендаций по результатам публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение об изменении вида разрешенного использования или об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, федеральным законодательством (на переходный период до утверждения правил землепользования и застройки) решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков отнесено к исключительной компетенции главы местной администрации; установлена обязательность проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков. При этом публичные слушания предшествуют принятию решения об изменении или об отказе в изменении вида разрешенного использования.
Обязательность проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков установлена также ст. 28 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со п. 4.1. ст. 4 Положения о публичных слушаниях в Раменском районе (утв. решением Совета депутатов Раменского р-на МО N 2/5-СД от 22.02.06 г.) инициаторами их проведения могут выступать только население Раменского района, Совет депутатов Раменского района, глава Раменского района.
Те же самые выводы вытекают в контексте ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Учитывая, что решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков отнесено к исключительной компетенции главы местной администрации, законодательно установлена обязанность проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков суд правильно пришел к выводу что процедура по рассмотрению заявлений П. об изменении вида разрешенного использования земельных участков не была соблюдена, и правильно признал требования П. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы администрации Раменского муниципального района не опровергают выводы суда и сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 02 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 3 ноября 2009 г. по делу N 33-19949
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании