Определение Московского областного суда
от 30 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18062
В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии г. Краснознаменск Московской области от 03.09.09 г. N 68/344 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области по избирательному округу N 1 В." и обязать территориальную избирательную комиссию г. Краснознаменск Московской области зарегистрировать его кандидатом.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований, полагая, что подписные листы не содержат каких-либо исправлений. В. не оспаривает тот факт, что на листе 2 стр. 9, 10, 11 отсутствует полное название улицы "Генерала Шлыкова".
Представитель В. просил заявление удовлетворить, указав, что избирательная комиссия, в нарушение п. 6 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 6 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", не известила В. о соответствующей проверке подписей, сданных им в ТИК, а также не известила о рассмотрении вопроса о регистрации или отказе в регистрации.
Представитель ТИК г. Краснознаменск Московской области возражал против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемое решение избирательной комиссии является законным и обоснованным. Представитель ТИК указал, что практически во всех подписных листах не указаны улица, номер дома и номер квартиры; имеются не оговоренные исправления. Также представитель избирательной комиссии указал на нарушение В. формы оформления подписного листа: в подписном листе не должно быть указано "приложение 5", каждая страница подписного листа должна быть удостоверена кандидатом, не должно быть указаний, что подписной лист изготовлен по заказу и за счёт средств избирательного фонда кандидата, в 6 графе между подпись, дата её составления должна быть указана буква "и". А, кроме того, кандидатом не представлены заявление о выдвижении на регистрацию, банковская справка о финансовом отчете.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 21 сентября 2009 года в удовлетворении заявления В. отказано.
В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подп. "д", п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона, п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 4, 8 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области недействительными считаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Согласно п/п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, Законом установлены специальные требования к порядку и условиям оформления подписных листов, несоблюдение которых является основанием для признания подписей избирателей в подписных листах недостоверными или недействительными.
Из материалов дела усматривается, что 25 августа 2009 года В. были сданы в избирательную комиссию 2 подписных листа с 24 подписями избирателей в его поддержку как кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области по избирательному округу N 1.
Решением избирательной комиссии от 03 сентября 2009 года на основании протокола рабочей группы от 01 сентября 2009 года В. отказано в регистрации кандидатом в связи с недостаточным количеством действительных и достоверных подписей избирателей, представленных в его поддержку.
Согласно представленным в дело копиям подписных листов, в подписях избирателей N 9, 10, 11 на листе 2 не полностью указан адрес места жительства избирателей, в частности, указана улица "Шлыкова", однако улица имеет название "имени Генерала Шлыкова"; на листе 1 строка 6 в слове "войсковая" имеется исправление, которое не оговорено ни избирателем, ни сборщиком подписей, также имеются исправления в стр. 11 листе 1 графа 4 - адрес места жительства и в слове "часть"; на листе 2 стр.3 имеется три исправления в отчестве заявителя, в наименовании населенного пункта и в слове "войсковая"; на листе 2 в строке 4 имеется исправление в фамилии избирателя.
Таким образом, наличие таких нарушений, как указание неполного адреса места жительства избирателей, исправления в сведениях об избирателе, специально не оговоренных, является в силу ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" основанием для признания подписей недействительными.
Следовательно, с учетом того, что для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области необходима 21 подпись избирателей, а В. представлено 24 подписи, 6 из которых являются недействительными, суд пришел к правильному выводу о том, что В. представил недостаточное количество действительных и достоверных подписей для его регистрации кандидатом.
В этой связи оспариваемое решение избирательной комиссии является законным и обоснованным.
Не извещение заявителя о проверке подписных листов, несвоевременное вручение решения об отказе в регистрации, не извещение по вопросу принятия решения о регистрации или отказе в регистрации является нарушением ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", однако не является основанием для признания незаконным решения избирательной комиссии.
Следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления В. является правомерным, а постановленное решение - законным и обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 21 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 30 сентября 2009 г. по делу N 33-18062
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании