Определение Московского областного суда
от 6 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18507
А. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области С.. Пояснил, что 02.09. 2009 года решением N 78 избирательной комиссии сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области С. зарегистрирован кандидатом на должность Главы сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области.
Заявитель считает, что регистрация кандидата С. подлежит отмене. В настоящее время кандидат С. занимает должность Главы сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области. На период избирательной компании кандидат С. не ушел в отпуск и находится при исполнении своих должностных обязанностей. С. неоднократно использовал преимущества должностного положения. Членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенным кандидатом С., является Б., который является советником Главы муниципального образования с/п Успенское С. По мнению заявителя Б. в свое рабочее время представляет интересы кандидата С. в избирательной комиссии. Соответственно кандидат С. привлек лицо, находящееся в подчинении, муниципального служащего к осуществлению в служебное время деятельности способствующей выдвижению и избранию кандидата.
Также заявитель указал, что 29.08.2009 года в п. Горки-10 состоялся праздник, посвященный дню поселения. На данном празднике С. выступил с обращением, проводил предвыборную агитацию, дарил избирателям подарки (цветы). По мнению заявителя, вручение цветов избирателям на празднике - это подкуп избирателей.
Представитель избирательной комиссии - требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. В обоснование своей позиции пояснил суду следующее. Представитель пояснил, что Б. является членом Избирательной комиссии сельского поселения Успенское с правом совещательного голоса, что подтверждается решением Избирательной комиссии сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области от 31.08.2009 года. При назначении Б. членом Избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидатом на должность Главы сельского поселения Успенское С. были предоставлены в Избирательную комиссию сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района распоряжение от 28.08.2009 года "О предоставлении отпуска сотрудникам администрации". Б. предоставлен отпуск за свой счет в период с 31.08.2009 по 12.10.2009 года. Таким образом, Б. осуществляет полномочия члена Избирательной комиссии сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области во вне служебное время. В Избирательной комиссии сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области отсутствует какая-либо информация о том, что 29.09.2009 года кандидатом на должность Главы сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области С. в п. Горки-10 проводилась предвыборная агитация. Никаких заявлений, обращений, жалоб в Избирательную комиссию, подтверждающих факт проведения С. предвыборной агитации 29.08.2009 года, до настоящего времени не поступало. Представитель избирательной комиссии считал, что доводы А. о неоднократном использовании кандидатом С. преимуществ своего должностного положения являются необоснованными и подлежат отклонению.
Представитель заинтересованного лица зарегистрированного кандидата на должность Главы сельского поселения Успенское С. требования не признал. Пояснил, что распоряжением Главы сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области от 28.08.2009 г. N 47-р "О предоставлении отпуска сотрудникам администрации" Б. предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания на период с 31.08.2009 г. по 12.10.2009 г. Соответственно Б. в период осуществления им полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса находился в отпуске и осуществлял указанные полномочия не в служебное время. В связи с этим кандидат С., назначая Б. членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, не использовал преимущества должностного или служебного положения. Доводы заявителя о том, что С. использовал преимущества должностного или служебного положения посредством агитационного выступления при проведении публичного мероприятия, организуемого муниципальными органами, являются, по мнению представителя необоснованными. Представитель пояснил, что действительно, 29.08.2009 г. в поселке Горки-10 состоялся праздник - день поселка. С., осуществляя полномочия Главы сельского поселения Успенское (в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" кандидат, замещающий выборную муниципальную должность, не обязан уходить в отпуск), обращался к жителям поселка. Предвыборная агитация на указанном празднике не проводилась, агитационные материалы не распространялись и не размещались. В выступлении С. также отсутствовали признаки предвыборной агитации. Доводы заявителя о том, что выступление С. рассказывал о своих достижениях, не соответствуют действительности.
Решением суда от 02 октября 2009 года было отказано А. в удовлетворении заявленных требований.
На постановленное судом решение поступила кассационная жалоба А..
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 40 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
В соответствии с п. 5 подп. "а" вышеуказанной статьи под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума.
Судом первой инстанции было установлено, что Б., советнику Главы сельского поселения Успенское был предоставлен отпуск за свой счет с 31.08.09 г. по 12.10.09 г. на основании распоряжения администрации сельского поселения Успенское N 47-р от 28.08.09 года. Б. является членом избирательной комиссии сельского поселения Успенское с правом совещательного голоса на основании Решения избирательной комиссии N 73 от 31.08.09 года.
Соответственно, Б. в период осуществления им полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса находился в отпуске и осуществлял указанные полномочия не в служебное время. Соответственно кандидат С., назначая Б. членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, не использовал преимущества должностного или служебного положения.
Судом также было установлено, 29.08.2009 года в поселке Горки-10 проводился праздник - день поселка. С. является действующим Главой сельского поселения Успенское и осуществляя полномочия Главы выступал перед жителя поселка от имени администрации поселка в связи с проводимым праздником. День поселка проводится ежегодно, его проведение не связано с избирательной кампанией, это заранее запланированное мероприятие.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем не было представлено доказательств того, что 29.08.09 года С. на указанном празднике проводилась предвыборная агитация, агитационные материалы не распространялись и не размещались.
Как следует из п. 4 ст. 2 и п. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" распространяемая информация может быть признана предвыборной агитацией исключительно в случае упоминания лица, в пользу которого осуществляется агитация, в качестве кандидата на выборную должность. Суду не было представлено доказательств того, что на указанном празднике указывалось, что С. является кандидатом на должность Главы сельского поселения Успенское.
В соответствии с подп. "д" п. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией признается распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей.
Распространение информации, связанной с исполнением кандидатом своих служебных или должностных обязанностей, не может быть признана предвыборной агитацией. С. участвовал в празднике в качестве главы сельского поселения, исполняя свои должностные обязанности. Также суду не представлено доказательств, что в избирательную комиссию поступили жалобы, были составлены протоколы об административном правонарушении или иные документы, свидетельствующие об использовании кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление А. удовлетворению не подлежит.
Поэтому судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит необоснованными, они не опровергают выводы суда и не подтверждаются материалами дела, суд установил по делу все юридически значимые обстоятельства, необходимы для разрешения спора, и дал им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Одинцовского городского суда от 02 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 6 октября 2009 г. по делу N 33-18507
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании