Определение Московского областного суда
от 8 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-16745
Павлово-Посадский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании п. 5 ст. 28 и ч. 2 ст. 29.1 Устава городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области противоречащим требованиям федерального законодательства и их отмене. Тем же прокурором поданы два самостоятельных заявления о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области N 126/50 от 14.10.2008 г. об утверждении порядка денежных выплат депутатам Совета депутатов городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области, а также решения того же Совета депутатов N 127/50 от 14.10.2008 г. о внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Большие дворы от 30.01.2007 г. N 1/26 "О денежном содержании председателя Совета депутатов городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области (с изменениями внесенными решением Совета депутатов городского поселения Большие Дворы от 22.01.2008 г. N 94/39".
Заявления прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В обосновании заявленных требований Павлово-Посадский городской прокурор указал, что оспариваемые положения Устава и решения Совета депутатов противоречат ч. 15 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, которой расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматривается в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то не было форме средствами местного бюджета не допускается, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов; а также ч. 9 ст. 35 и ч. 2 ст. 41 Федерального закона N 131-ФЗ, которыми предусмотрено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.
Настаивает на том, что действующее законодательство предусматривает, что представительный орган муниципального образования вправе расходовать средства на оплату труда, командировочные расходы, связанные с депутатской деятельностью депутатов, осуществляющих свои полномочия только на постоянной основе. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. По мнению прокурора, увеличение расходов на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования за счет средств денежных выплат депутатам городского поселения Большие Дворы, работающим на непостоянной основе, является незаконным и нецелевым расходованием бюджетных средств, что влечет нарушение интересов муниципального образования Большие Дворы.
Председатель Совета депутатов городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области с заявлением не согласился, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Глава городского поселения Большие Дворы заявленные требования прокурора также считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 24 июня 2009 года в удовлетворения заявления отказано.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения прокурора А.P.P., судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями принятия Устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Решением Совета депутатов городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области N 2/15 от 24.05.2006 г. был принят Устав городского поселения Большие Дворы.
Решением Совета депутатов городского поселения Большие Дворы от 10.07.2008 г. N 108/5 внесены изменения в Устав городского поселения, в виде дополнения - ст. 29.1 "Социальные гарантии должностного лица местного самоуправления".
30.01.2007 г. Советом депутатов городского поселения Большие Дворы принято решение N 1/26 "О денежном содержании председателя городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области", которое решением того же Совета депутатов 22.01.2008 г. N 94/39 дополнена п. 1 в следующей редакции "Должностной оклад в кратности 3,0 к должностному окладу специалиста 2 категории в органах государственной власти Московской области (в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 07.06.2007 г. N 94-ПГ).
Решением того же Совета депутатов N 127/50 от 14.10.2008 г. было внесено изменение в решение того же Совета депутатов от 30.01.2007 г. N 1/26 (в редакции от 22.01.2008 г.) "О денежном содержании председателя городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области" в виде дополнения п. 7 следующего содержания "Выплата средней стоимости проезда и средней стоимости путевки на лечение и отдых в санаторно-курортное учреждение, установленные распоряжением Губернатора Московской области". Данное решение по своей форме является ненормативным актом муниципального образования и опубликовано не было.
Статьей 40 Закона определен статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Часть 1 ст. 40 Закона устанавливает для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления отдельные гарантии (правовые, организационные, социальные и другие) с целью обеспечить реальную независимость данных лиц.
Согласно ч. 5 ст. 40 Закона выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
В сооветствии# с ч. 5.1. ст. 40 Закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 170 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
В соответствии со ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Перечисленные законодательные нормы позволяют сделать вывод о том, что решение Совета депутатов городского поселения Большие Дворы N 126/50 от 14.10.2008 г., которым утвержден состоящий из 6-ти пунктов порядок осуществления денежных выплат депутатам Совета депутатов городского поселения Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области, работающим на непостоянной основе, принято в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 40 Закона не установлено возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатских обязанностей депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе. Принятие субъектами РФ закона по данному вопросу Федеральным законом также не предусмотрено. Таким образом, нормы прямого действия, которые возможно применить к депутатам, осуществляющим свои полномочия на не постоянной основе, отсутствуют. Однако указанные лица, осуществляющие свои полномочия депутатов, должны получать возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатских обязанностей, с целью обеспечения условий для беспрепятственного осуществления ими своих полномочий.
Согласно части 2 ст. 53 Закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Часть 2 ст. 29.1 Устава предусматривает предоставление выборному должностному лицу ежегодного отпуска продолжительностью 45 календарных дней с выплатой средней стоимости проезда и дополнительной выплатой компенсации в размере стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, предусмотренной для лиц, занимающих государственные должности Московской области, устанавливаемые Губернатором Московской области.
Статьей 40 Федерального закона социальные гарантии для выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе предоставление отпуска и его продолжительности, оплаты стоимости проезда и компенсации стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, не установлены. Принятие субъектами РФ закона по данному вопросу указанным Федеральным законом также не предусмотрено. Таким образом, нормы прямого действия, которые возможно применить именно к выборному должностному лицу, в законодательстве отсутствуют. Однако указанные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, должны иметь возможность реализовать свое право на отпуск с получением компенсационных выплат. Поэтому в отношении них правомерно в Уставе установлены социальные гарантии.
В соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Статьей 21 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена классификация расходов бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения осуществляют операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов городского поселения Большие Дворы N 138/54 от 26.12.2008 г. был утвержден бюджет городского поселения Большие Дворы на 2009 год и расходы бюджета по разделам, подразделам, статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (л.д. 236 т. 1). Согласно бюджетной смете Совета депутатов оспариваемые денежные выплаты предусмотрены в строке "Прочие выплаты" (подстатья 212) в соответствии с приказом Минфина РФ от 25.12.2008 г. N 145н (в редакции от 23.01.2009 г.) "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", что не противоречит указным нормам Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, суд правильно пришел к выводу, что заявление Павлово-Посадского городского прокурора удовлетворению не подлежит.
Доводы кассационного представления не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену решения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 24 июня 2009 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 8 октября 2009 г. по делу N 33-16745
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании