Определение Московского областного суда
от 6 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18257
Х.Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Московской области и просила: Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Московской области, выразившиеся в предъявлении в Письме N ИС-12571 от 01.11.2008 года следующих требований, требования внесения уточнений в Заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта N 411 от 01.10.2008 года выданное Администрацией Сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района; требования по предоставлению заключения о результатах публичных слушаний о согласии лиц, заинтересованных во включении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Габовский со., д. Рыбаки, общей площадью 216480 кв. м., для ведения дачного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер: 50:04:0110501:8 в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка; решения о проведении публичных слушаний, копии их публикаций в средстве массовой информации, а также протокола проведения публичных слушаний; требования по предоставлению надлежащим образом заверенной копии свидетельства о регистрации Х.Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя и о постановке на налоговый учет; ссылки на несоответствие поступивших от Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области документов с обращением о включении принадлежащего на праве собственности Х.Е.В. земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Габовский со., д. Рыбаки, в границы населенного пункта д. Рыбаки, Габовское сельское поселение, Дмитровского района Московской области и изменении вида разрешенного использования с "для ведения дачного хозяйства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства" - требованиям ст. 4.1. ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"; возврата поступивших документов.
Заявительница пояснила, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Московская область Дмитровский район, Габовский сельский округ, деревня Рыбаки, площадью 216480 кв. м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного ей для ведения дачного хозяйства.
01.10.2008 года Х.Е.В. подала заявление в Администрацию сельское поселение Габовское Дмитровского муниципального района Московской области о включении принадлежащего ей участка в границы населенного пункта дер. Рыбаки Габовского сельского поселения Дмитровского района Московской области и изменения вида разрешенного использования на вид - "для жилищного строительства".
В соответствии с письменным сообщением Администрации сельского поселения Габовское, Х.Е.В. было отказано в удовлетворении указанного заявления на основании письма Министерства имущественных отношений Московской области от 01.11.2008 года, исх. N ИС-12571.
Просила суд обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать включение принадлежащего на праве собственности гр-ке Х.Е.В. земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Габовский со., д. Рыбаки, общей площадью 216480 кв. м., для ведения дачного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер: 50:04:0110501:8, в границы населенного пункта д. Рыбаки, Габовское сельское поселение, Дмитровского района Московской области и изменение вида разрешенного использования с "для ведения дачного хозяйства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства".
Заявительница пояснила, что письмо Министерства от 01.11.2008 года считает незаконным и нарушающим её законные права как собственника земельного участка, поскольку незаконно ограничивает гарантированное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом. Требования о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих проведение публичных слушаний, являются необоснованными и противоречат закону. Предыдущие обращения Заявителя, на которые ссылается Министерство являлись предметом отдельного исследования Министерства, не имеют отношения к оспариваемому Письму и не могут быть положены в его основу, поскольку содержащиеся в них сведения уже изменены и на сегодняшний день не актуальны. Статья 30.2. Земельного кодекса РФ не может быть применена к возникшим отношениям и ссылка Министерства на комплексный характер предполагаемой застройки земельного участка не может служить основанием для отказа во включении земельного участка в границы населенного пункта. Не основано на законе и требование о предоставлении надлежащим образом заверенной копии свидетельства о её регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку по мнению Министерства, жилая застройка предполагает осуществление предпринимательской деятельности. Закон не ставит решение вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта в зависимость от правового статуса заявителя и не возлагает на физическое, лицо обязанность регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений не явился, суд рассмотрел спор в отсутствие представителя.
Суд своим решением заявление Х.Е.В. удовлетворил, признал незаконными действия Министерства имущественных отношений Московской области и обязал министерство подготовить предложение Правительству Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта д. Рыбаки, Габовского сельского округа, Дмитровского района Московской области.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит решение суда отменить.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 18 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем 30 дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
01 октября 2008 года Х.Е.В. подала заявление в администрацию сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района о включении ее земельного участка в границы населенного пункта д. Рыбаки, Габовского сельского поселения и изменении вида разрешенного использования "для жилищного строительства".
В соответствии с письменным сообщением Администрации сельского поселения Габовское, Х.Е.В. было отказано в удовлетворении указанного заявления на основании письма Министерства имущественных отношений Московской области от 01.11.2008 года, исх. N ИС-12571.
Министерством имущественных отношений на основании письма от 01.11.2008 года, исх. N ИС-12571 были возвращены документы Администрации сельского поселения Габовское, в связи с их несоответствием требованиям ст. 4.1 ФЗ #О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". В письме указано на несоответствие заключения от 01.10.2008 года N 411 представленным документам, указано на необходимость внесения уточнений в представленные документы, на необходимость представления заключения о результатах публичных слушаний о согласии лиц, заинтересованных во включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования; решения о проведении публичных слушаний, копий их публикаций в средствах; массовой информации, протокола проведения публичных слушаний. Предложено представить заверенную копию о регистрации Х.Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя и о постановке на налоговый учет, поскольку жилая застройка предполагаем осуществление предпринимательской деятельности.
Разрешая спор суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что возврат документов, поступивших от Главы Администрации сельского поселения Габовское документов с обращением о включении принадлежащего на праве собственности Х.Е.В. земельного участка в границы населенного пункта д. Рыбаки, Дмитровского района Московской области и изменения вида разрешенного использования, как не соответствующих требованиям ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", с учетом требований, указанных в Письме Министерства имущественных отношений от 01.11.2008 года, исх. N ИС-12571, является незаконным.
Требования, предъявляемые Министерством имущественных отношений в письме от 01.11.2008 года, исх. N ИС-12571 являются необоснованными и не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 5 ст. 4.1. Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", проведение публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта требуется во всех, случаях, за исключением включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования.
Включение земельного участка в границы населенного пункта испрашивалось Х.Е.В. именно для целей жилищного строительства. Следовательно, согласно п. 5 ст. 4.1. ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" для решения вопроса о включении Земельного участка в границы населенного пункта проведение публичных слушаний не требуется.
В настоящее время строительство объектов культурно-бытового назначения на земельном участке не планируется. Предыдущие обращения заявительницы, на которые ссылается Министерство, являлись предметом отдельного исследования Министерства и не имеют отношения к оспариваемому Письму, не могут быть положены в его основу, поскольку содержащиеся в них сведения уже изменены и на сегодняшний день не актуальны.
Также разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несоответствующим закону является требование, указанное в письме Министерства от 01.11.2008 года о необходимости предоставления надлежащим образом заверенной копии свидетельства о регистрации Х.Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 4 ст. 4.1. ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" лицом, заинтересованным во включении земельного участка в границы населенного пункта может быть орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо. Соответственно закон не ставит решение вопроса о включении Земельного участка в границы населенного пункта в зависимость от правового статуса заявителя и не возлагает на физическое лицо обязанность регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
По мнению судебной коллегии в данном случае оснований для возврата документов Главе сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района, не имелось, Министерство имущественных отношений Московской области должно было разрешить по существу вопрос о возможности внесения предложения о включении земельного участка в границы населенного пункта в Правительство Московской области.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений Московской области" решение вопросов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов входит в полномочия Правительства Московской области.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по установлению или изменению видов разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных законодательством.
Суд, учитывая выше указанные нормы, обязал Министерство имущественных отношений Московской области подготовить предложение Правительству Московской области по включению принадлежащего Х.Е.В. на праве собственности земельного участка для ведения дачного хозяйства в границы д. Рыбаки, Габовского сельского поселения, Дмитровского района Московской области и по изменению вида разрешенного использования данного земельного участка, при этом содержание такого предложения является компетенцией Министерства, а непосредственное решение о включении земельного участка в границы населенного пункта, может быть принято Правительством Московской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит необоснованными, они не опровергают выводы суда и не подтверждаются материалами дела, суд установил по делу все юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Электростальского городского суда от 04 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 6 октября 2009 г. по делу N 33-18257
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании