Для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и обеспечения их полноценного развития Совет депутатов муниципального района решил:
1. Утвердить прилагаемую Программу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста "Здоровячок" Серебряно-Прудского муниципального района Московской области.
2. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в газете "Серебряно-Прудский вестник".
Глава муниципального района |
А.К. Таскин |
Председатель Совета депутатов муниципального района |
В.И. Крохина |
Программа
по физическому воспитанию детей дошкольного возраста "Здоровячок" Серебряно-Прудского муниципального района Московской области на 2010-2014 г.г.
(утв. решением Совета депутатов муниципального района
от 12 июля 2010 г. N 592/38)
Пояснительная записка
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений проекта "Образования".
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы дошкольных учреждений нашего района.
Для выработки эффективного плана действий составлена программа "Здоровячок", которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий педагогических коллективов к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.
Программа разработана на исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- Анализ управленческой системы (кадровый состав, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, районные объединения педагогов, работа в инновационном режиме);
- Научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации);
- Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудования);
- Комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
- Анализ результатов физической подготовленности детей;
- Характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу "Здоровячок", мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, а решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Программа "Здоровячок" - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного. Эта программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами дошкольных учреждений содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Цель программы
Сохранения и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы
1. Сохранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
4. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).
5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
6. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях, умениях и мотивациях физических упражнений.
7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
8. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
9. Обеспечить квалификационную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ "Об образовании".
2. Конвенция ООН "О правах ребенка".
3. "Семейный кодекс РФ".
4. Конституция РФ ст. 38, 41, 42, 43.
5. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года (с изменениями от 28 июля 2000 г.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "с изменениями от 28 июля 2000 г." следует читать "с изменениями от 20 июля 2000 г."
6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666.
7. "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ СанПиН 2.4.1.1249-03".
СанПиН 2.4.1.1249-03 утратили силу с момента введения в действие СанПиН 2.4.1.2660-10
8. Приказ Минздрава РФ "Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений" N 139 от 4 апреля 2003 г.
9. Инструктивно-методическое письмо МО РФ "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" N 65/23-16 от 14 марта 2000 г.
10. Устав ДОУ.
Методическое обеспечение программы:
Комплексные программы:
1. Программа "Детство". Авторы: Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина.
Раздел "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными".
2. Программа "Радуга". Автор: Л.Д. Гусарова.
Разделы: "Формируем привычку к здоровому образу жизни", "физическая культура".
3. Программа "Истоки". Автор: М.А. Рунова.
Раздел: "Физическое развитие".
4. Программа "Преемственность". Авторы: В.Г. Большенков, В.К. Бальсевич.
Раздел: "Здоровье и физическая культура".
Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию
(программы физкультурно-оздоровительного направления):
1. Программа "Физическая культура - дошкольникам". Автор: Л.Д. Глазырина.
2. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. Автор: В.Т. Кудрявцев.
3. Программа "Здоровье". Автор: В.Г. Алямовская.
4. Программа "Театр физического воспитания дошкольников". Автор: Н.Н. Ефименко.
5. Программа "Физкультура от 3 до 17 лет". Автор: В.П. Щербаков.
Программы валеологического направления:
1. Программа "Здоровье с детства". Автор: Т.С. Казаковцева.
2. Программа" Здравствуй". Автор: М.Л. Лазарев.
Узкоспециализированные программы:
1. Программа "Старт". Авторы: Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, Л.К. Михайлова.
2. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике "СА-ФИ-ДАНСЕ". Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.
3. Социально-оздоровительная технология "Здоровый дошкольник". Автор: Ю.Ф. Змановский.
Объекты программы
- Дети ДОУ;
- Педагогический коллектив;
- Родители детей, посещающих ДОУ;
- Программа рассчитана на четыре года.
Основные направления программы
- Воспитательно-оздоровительное;
- Лечебно-профилактическое;
- Коррекционно-педагогическое.
Ожидаемые результаты программы
1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний (ОРЗ и ОРВИ).
3. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
4. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
6. Уменьшение количества пропусков детей по болезни с 8,3 детодней до 7,5 детодней.
7. Повышение интереса к физкультуре и спорту, как у детей, так и у родителей.
8. Оборудование физкультурных залов в детских садах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Оборудование спортивных площадок на территории дошкольных учреждений.
11. Организация занятий по группам здоровья, с учетом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.
12. Оснащение физкультурных залов, групп современным спортивным инвентарем в достаточном количестве.
13. Открытие санаторной группы для часто болеющих детей.
Программа реализуется по следующим направлениям
- Укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений.
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, инструкторами по физическому воспитанию, психологами, музыкальными руководителями. Она включает в себя 10 разделов.
1. Адаптация
Организация адаптационной площадки в детских садах на базе работы I младшей группы (посещение, прогулки родителей с детьми).
2. Диагностика
- медицинские работники, изучая анамнез развития ребенка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- завхоз анализирует выполнение норм по продуктам питания, калорийности и качество блюд;
- воспитатели диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни;
- педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы;
- инструктор по физической культуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности;
- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.
3. Полноценное питание
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- гигиена приема пищи;
- ежедневное соблюдение норм продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- индивидуальный подход к детям во время питания.
4. Физкультурно-оздоровительная работа
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
- продолжение закаливающих процедур в семье.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
- воздушные ванны;
- босохождение по дорожкам здоровья;
- обливание стоп в летний период;
- соблюдение температурного режима в течение дня в игровых и спальных помещениях;
- правильная организация прогулки и её длительность;
- во время прогулок одежда должна соответствовать погодным условиям с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в помещении;
- дыхательная гимнастика после сна;
- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);
- полоскание рта лечебными настоями прохладной водой;
- комплекс контрастных закаливающих процедур по "дорожке здоровья".
Методы оздоровления:
- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
- контрастное обливание ног (летом);
- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;
- хождение босиком по спортивной площадке (летом);
- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;
- корригирующие упражнения на осанку.
5. Организация рациональной двигательной активности
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
- научности;
- доступности;
- физическая нагрузка соответствует возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости (занятия стоить# с учетом группы здоровья - подгрупповые);
- медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявления нарушений в состоянии здоровья;
- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки;
- индивидуальный подход.
Формы организации физического воспитания:
- физкультурные занятия;
- зимние, летние спартакиады;
- катание на лыжах;
- катание на велосипедах;
- туризм (прогулки-походы);
- дозированная ходьба;
- оздоровительный бег;
- физкультминутки;
- физкультурные досуги, праздники, "Дни здоровья";
- утренняя гимнастика;
- мероприятия с родителями;
- индивидуальная работа с детьми.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию:
- традиционные;
- игровые, в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
- сюжетно-игровые, дающее более эмоциональные впечатления, например, "Путешествие в весенний лес" и др.;
- тематические занятия;
- занятия-тренировки, закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
- занятия-зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год);
- занятия-походы;
- музыкальные путешествия - тесная интеграция музыки и движений;
- занятия с учетом полоролевой# социализации отдельно для девочек и мальчиков.
6. Создание условий для организации оздоровительных режимов
- Выполнение требований СанПиН 2 в оформлении развивающей среды с учетом возраста детей (мебель, t режим, санитарно-гигиенические условия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"
СанПиН 2.4.1.1249-03 утратили силу с момента введения в действие СанПиН 2.4.1.2660-10
- Полная реализация оптимальной двигательной активности детей, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями.
7. Создание представлений о здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- Формирование представлений об окружающей среде;
- Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
8. Лечебно-профилактическая работа
Лечебно-профилактическую работу осуществляют медицинские работники, воспитатели. Она в себя включает:
- ежемесячный контроль врачом за состоянием здоровья детей;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
14. дополнительные физкультурные занятия;
15. физкультурные занятия босиком;
16. подвижные игры и физические упражнения на улице;
17. утреннюю зарядку на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями;
18. хождение на лыжах;
19. дыхательную гимнастику после сна;
20. спортивные игры и соревнования;
21. интенсивное закаливание стоп;
22. элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми
- Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к формированию нарушения осанки;
- Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения;
- Отбор в индивидуальные подгруппы;
- Составление перспективных планов воспитателей индивидуальной и фронтальной работы.
10. Летние оздоровительные мероприятия
Формы организации оздоровительной работы:
- Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, ходьба босиком;
- Физкультурные занятия в природных условиях (в парках, спортивной площадке);
- Туризм;
- Физкультурные досуги и развлечения;
- Интенсивное закаливание стоп;
- Утренняя гимнастика на воздухе;
- Витаминизация: соки, фрукты, ягоды, овощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 12 июля 2010 г. N 592/38 "Об утверждении Программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста "Здоровячок" Серебряно-Прудского муниципального района Московской области"
Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования в газете "Серебряно-Прудский вестник"
Текст решения официально опубликован не был