Определение Московского областного суда
от 24 ноября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-20981
Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия (бездействия) Управления здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившееся в не предоставлении и (или) сокрытие сведений, документов и материалов, затрагивающих права на социальную защиту, обязании предоставить сведения и документы по вопросам указанным в заявлении от 13.07.2009 года по обеспечению необходимыми лекарственными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с заключением Одинцовской ЦРБ, как страдающий хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии, находится на регулярном гемодиализе и ему необходима для поддержания жизни поддерживающая медикаментозная терапия. В связи с неудовлетворительным обеспечением жизненно необходимыми лекарствами, вынужден их приобретать за собственные и заемные средства. Для установления причин неудовлетворительного обеспечения необходимыми лекарственными средствами 14.07.2009 г. обратился в Управление здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении сведений о периодичности формирования и предоставления заявок в министерство здравоохранения Московской области для обеспечения граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами; о заявлении лекарственных средств поликлиникой N 1 ОЦРБ для его обеспечения в период с 01.01.2009 года по 31.07.2009 года, об утверждении заявок в части лекарственных средств для его лечения; о нормативно-правовых документах по внесению ограничений в программное обеспечение по выписке льготного рецепта. Поскольку получил только ответ на вопрос о периодичности формирования и предоставления заявок, просил удовлетворить его заявление.
Представители Управления здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района Московской области Р., В. против удовлетворения заявления Л. возражали, пояснив, что ответ дан на все вопросы. Заявки, предоставляемые Управлением в Министерство здравоохранения Московской области на ассортимент и перечень необходимых, в том числе и заявителю, лекарственных средств не поименные и в соответствии со ст. 31 Основ законодательства "Об охране здоровья граждан" данная информация не является обязательной к предоставлению гражданам.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 24 сентября 2009 года в удовлетворении требований по заявлению Л. отказано.
В кассационной жалобе Л. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, 14.07.2009 г. Л. обратился в Управление здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении сведений о периодичности формирования и предоставления заявок в министерство здравоохранения Московской области для обеспечения граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами; о заявлении лекарственных средств поликлиникой N 1 ОЦРБ для его обеспечения в период с 01.01.2009 года по 31.07.2009 года, об утверждении заявок в части лекарственных средств для его лечения; о нормативно-правовых документах по внесению ограничений в программное обеспечение по выписке льготного рецепта.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
В силу статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что по существу обращения от 13 июля 2009 года ответ дан Управлением здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района письмом от 10.08.2009 года о порядке формирования и предоставления в министерство здравоохранения Московской области плановых заявок и срочных заявок для обеспечения отдельных категорий граждан на необходимые лекарственные средства. В ответе указано, что указаний на ограничение выписки рецептов на лекарственные средства министерство здравоохранения Московской области не направляло. По вопросам работы программного обеспечения "Корвет" рекомендовано обратиться к фирме разработчику ООО "СофтЛайн". Получение указанного письма не оспаривается Л.
В ответе также указано, что информация о наименованиях, количественных показателях заявленных Управлением здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района и утвержденных министерством здравоохранения Московской области лекарственных средств, не является информацией, обязательной к предоставлению гражданам со ссылкой на ст. 61 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" N 5487-1 от 22.07.1993 г.
В соответствии с п. 9 ст. 30 Основ законодательства "Об охране здоровья граждан" пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Согласно ст. 31 Основ, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 151-ФЗ). Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
В силу ст. 69 Основ законодательства "Об охране здоровья граждан" действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные настоящими Основами, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 254 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку информация, которую просит предоставить заявитель не является обязательной к предоставлению, то ее не представление не нарушает права Л. на получение информации, гарантированные ст. 31 Основ законодательства "Об охране здоровья граждан" и права на социальную защиту.
Материалами дела, таким образом, не доказан факт бездействия Управления здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
При указанных обстоятельствах заявление Л. о признании незаконным бездействия Управления здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района Московской области не подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы Л. не опровергают выводы суда, поскольку направлены на иную, нежели у суда первой инстанции, оценку фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 24 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 24 ноября 2009 г. по делу N 33-20981
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании