Определение Московского областного суда
от 8 декабря 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-21898
Г. обратилась в суд с заявлением (с учетом имевшего место уточнения и дополнения заявленных требований) о признании вопроса, выносимого на голосование по преобразованию муниципального образования соответствующим требованиям закона; обязании ТИК Балашихинского района зарегистрировать инициативную группу мкр. Салтыковка по проведению голосования (референдума), провести работу по подготовке и проведению голосования в мкр. Салтыковка; признании незаконными решения ТИК Балашихинского района от 06.08.2009 и решения Совета депутатов городского округа Балашиха от 02.07.2009.
В обоснование заявления указала, что решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 02.07.2009 N 6\46 вопрос, выносимый на голосование инициативной группой, председателем которой является она, Г., а именно: "Согласны ли Вы с созданием муниципального образования "сельское поселение Салтыковка" путем выделения мкр. Салтыковка из состава городского округа Балашиха и возвращением статусов дачного поселка Салтыковка и село Никольско-Архангельское", признан не соответствующим требованиям федерального законодательства и законодательства субъекта РФ.
Решением от 06.08.2009 ТИК Балашихинского района отказала инициативной группе в регистрации в связи с принятием Советом депутатов городского округа Балашиха указанного выше решения.
Основания отказа в регистрации инициативной группы заявительница полагала не основанными на законе и противоречащими вступившим в законную силу решениям Балашихинского городского суда Московской области от 15.04.2008 и от 07.05.2008. Кроме того, указывала на нарушение ТИК сроков рассмотрения обращения инициативной группы.
В судебном заседании Г. и ее представитель поддержали доводы заявления, просили требования удовлетворить.
Председатель ТИК Балашихинского района в судебном заседании не согласился с заявлением, суду пояснил, что 09.06.2009 в избирательную комиссию был представлен пакет документов с ходатайством о регистрации инициативной группы мкр. Салтыковка по проведению голосования (референдума). В установленный законом 15-дневный срок комиссия рассмотрела представленное ходатайство и направила решение ТИК и документы инициативной группы в Совет депутатов городского округа Балашиха для решения вопроса о соответствии выносимого на референдум вопроса требованиям действующего законодательства.
После того, как 05.08.2009 в ТИК поступило решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 06.07.2009 о признании вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям закона и не относящимся к вопросам местного значения, 06.08.2009 комиссия, руководствуясь п. 11 ст. 36 ФЗ РФ 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", отказала инициативной группе в регистрации.
Представитель Совета депутатов г.о. Балашиха в судебном заседании поддержал позицию представителя ТИК, указав на несоответствие вопроса, выдвигаемого инициативной группой на референдум, требованиям, предъявляемым действующим законодательством.
Участвующий в деле прокурор полагал заявление подлежащим отклонению.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 23 октября 2009 года в удовлетворении заявления Г. отказано.
Не согласившись с указанным решением, Г. обжалует его в кассационном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что 16.01.2009 на собрании инициативной группы в составе 12 человек жителей микрорайона г. Балашиха - Салтыковки было принято решение инициировать проведение референдума по вопросу преобразования муниципального образования; Г. избрана председателем инициативной группы.
09.06.2009 в ТИК Балашихинского района был представлен пакет документов с ходатайством о регистрации инициативной группы мкр. Салтыковка по проведению референдума в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с действующим законодательством комиссия рассмотрела представленное ходатайство и приложенные к нему документы и направила их вместе с решением ТИК в Совет депутатов г.о. Балашиха.
02.07.2009 Совет депутатов г.о. Балашиха вынес решение за N 6/46 о признании вопроса, предлагаемого для вынесения на голосование, не соответствующим требованиям ст. 12 Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Московской власти N 20/2006-ОЗ, поскольку вопрос, выносимый на референдум, не относится к вопросам местного значения.
Решением от 06.08.2009 ТИК Балашихинского района отказала инициативной группе в регистрации в связи с принятием Советом депутатов городского округа Балашиха указанного выше решения.
В соответствии со ст. 36 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяющей порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
В течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума избирательная комиссия соответствующего уровня обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять или решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, или решение об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования в течение 20 дней со дня поступления ходатайства и документов обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 12 указанного выше Федерального закона на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
При этом в силу п. 7 ст. 12 вопрос референдума должен быть сформулирован так, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
В случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
В случае же, если выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, соответствующая комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Анализируя вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на референдум, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения Совета депутатов г.о. Балашиха и ТИК Балашихинского района, поскольку, вопрос, предложенный инициативной группой, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом: вопрос, выносимый на референдум, не относится к вопросам местного значения, поскольку микрорайон Салтыковка - часть города Балашиха, то есть населенным пунктом не является; выделение микрорайона с присвоением ему статуса поселка по своей сути является образованием нового населенного пункта, что в соответствии с законом Московской области от 17.01.2001 N 12/2001-ОЗ отнесено к полномочиям Губернатора Московской области, так как затрагивает вопрос административно-территориального устройства.
Кроме того, предлагаемый инициативной группой на референдум вопрос не исключает возможность его множественного толкования, - он фактически содержит в себе два самостоятельных вопроса: "Согласны ли Вы с созданием муниципального образования "сельское поселение Салтыковка" путем выделения мкр. Салтыковка из состава городского округа Балашиха?" и "Согласны ли Вы с возвращением статусов дачного поселка Салтыковка и село Никольско-Архангельское?", ответы на которые могут быть различны.
Поскольку вопрос инициативной группы не исключает возможность его множественного толкования, что бесспорно нарушает требования п. 7 ст. 12 ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", он не мог быть вынесен на референдум.
Таким образом, поскольку Совет депутатов г.о. Балашиха обоснованно признал вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на референдум, не соответствующим требованиям ст. 12 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", комиссия референдума решением N 121\1 от 06.08.2009 правильно отказала инициативной группе в ее регистрации.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Г. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям правовых норм.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 23 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 8 декабря 2009 г. по делу N 33-21898 Решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения, поскольку вопрос, выносимый на референдум, не относится к вопросам местного значения, так как оспариваемый микрорайон населенным пунктом не является; выделение микрорайона с присвоением ему статуса поселка отнесено к полномочиям Губернатора Московской области. Кроме того, предлагаемый инициативной группой на референдум вопрос не исключает возможности его множественного толкования. Доводы кассационной жалобы сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и правовых норм, подлежащих применению к возникшим правоотношениям (извлечение)
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании