В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", Законом Московской области от 10.06.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", Постановлением Губернатора Московской области от 02.03.2010 N 21-ПГ "Об учете и регистрации информационных систем Московской области", Уставом городского округа Краснознаменск Московской области для организации муниципальной информационной системы городского округа Краснознаменск Московской области в стандартах федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" Совет депутатов городского округа Краснознаменск Московской области решил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации" следует читать "от 10.07.2009"
1. Утвердить "Концепцию информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области" (прилагается).
2. Создать рабочую группу для разработки "Программы информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области" в составе: Агеева Ю.Д., Павлова С.А., Кондраштина А.И., Лисунова Ю.Г.
3. Рабочей группе до 30 октября 2010 года разработать и представить в Совет депутатов проект "Программы информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области".
4. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
5. Настоящее решение опубликовать в общественно-политической городской газете "Новости Краснознаменска" и разместить на официальном информационном сайте органов местного самоуправления городского округа Краснознаменск Московской области (адрес сайта: http://www.krasnoznamensk.com).
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на депутатов А.Н. Черникова, И.Н. Андреева.
Глава городского округа |
А.Г. Тришин |
Концепция
информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области
(утв. решением Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области
от 19 октября 2010 г. N 374/20)
Введение
Концепция информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", Законом Московской области от 10.06.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", Постановлением Губернатора Московской области от 02.03.2010 N 21-ПГ "Об учете и регистрации информационных систем Московской области", Уставом городского округа Краснознаменск Московской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации" следует читать "от 10.07.2009"
Концепция информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области (далее - Концепция) - это система представлений о стратегических целях и приоритетах информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по переходу к устойчивому социально-экономическому развитию городского округа на основе единого информационного пространства.
В Концепции определяются:
сущность Концепции;
основные цели и направления информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области;
стратегия и тактика проведения работ по информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области с учетом мероприятий ФЦП "Электронная Россия", имеющихся в России наработок в этом направлении, с привлечением для решения проблемы научных и производственных коллективов;
основные направления по развитию инфраструктуры единого информационного пространства городского округа Краснознаменск Московской области с учетом современного состояния средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
основные этапы реализации Концепции.
Концепция ориентирована на формирование общей стратегии информатизации городского округа, на координацию со стратегией создания единого информационного пространства Российской Федерации, задаваемой федеральной целевой программой (ФЦП) "Электронная Россия", на применение единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий.
1. Предпосылки создания Концепции
Во второй половине XX века человечество начало переход от индустриального общества к информационному обществу. Этот переход в различных странах и разных регионах начался в разное время и происходит с разными темпами. Необходимость перехода к информационному обществу обусловлена тем, что в настоящее время известен и практически осуществляется один способ кардинального повышения человеческого интеллекта до уровня, достаточного для решения стратегической задачи выживания и развития цивилизации на гуманистической основе. Таким способом является информатизация.
Информатизация - это глобальный процесс, связанный с кардинальным изменением структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена.
Глобальной целью информатизации, фактически сущностью концепции, является обеспечение требуемого уровня информированности населения.
Этот уровень определяется полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью предоставления информации, необходимой каждому человеку в процессе выполнения им всех общественно значимых видов деятельности. Требования к уровню информированности вытекают из целей социально-экономического развития.
Особую роль в процессе информатизации играет информатизация сферы управления, так как она не только повышает эффективность управления на всех его уровнях, но и позволяет увеличить эффективность целенаправленной деятельности человека в других сферах. Информатизация процессов управления на любом уровне территориальных, отраслевых и межотраслевых структур позволяет более полно учитывать как интересы региона, области, города, территорий, отдельных предприятий и отраслей, так и интересы страны в целом как единого народно-хозяйственного и социально-политического образования.
Основной целью информатизации управления является повышение его эффективности и оперативности за счет обеспечения возможности использования более полной, достоверной, точной и своевременной информации при выработке и принятии решений по управлению и осуществлению оперативного и всеохватывающего контроля за ходом выполнения решений и результатами управления.
Это достигается автоматизацией информационных процессов в сфере управления.
Внедрение в работу законодательных (представительных) и исполнительных органов власти новых информационных технологий и средств приведет к качественному изменению процессов управления. Это позволит, в частности, депутатам быстрее и объективнее реагировать на проблемы их избирателей, достаточно компетентно и обоснованно выступать с новыми инициативами, лучше контролировать деятельность подотчетных органов, создать условия для независимой экспертизы, более оперативно анализировать, обобщать и учитывать общественные настроения, действовать быстрее в чрезвычайных ситуациях, использовать в своей работе прогностические модели и т.д.
Информатизация управления будет способствовать реализации принципов экономической самостоятельности, укреплению авторитета и действительной передачи власти органам местного самоуправления, обеспечению сбалансированности планов и пропорций социально-экономического развития, учету региональных и местных особенностей этого развития.
В городском округе Краснознаменск Московской области одним из ключевых объектов информатизации является городское хозяйство, которое включает как экономические, так и социальные объекты. Информатизация городского хозяйства представляет собой специальную и достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что городское хозяйство характеризуют достаточно большие масштабы, разнообразие и многочисленность входящих в него объектов, а также отсутствие прямой зависимости между оценкой работы городского хозяйства в целом и степенью удовлетворения потребностей населения.
К основным проблемам городского хозяйства городского округа, как и для большинства городов Московской области, относятся:
увеличивающийся разрыв между потребностями населения города в услугах и удовлетворением их предприятиями и учреждениями городского хозяйства;
несовершенство механизма экономического, организационного и правового регулирования деятельности предприятий и учреждений городского хозяйства;
низкая эффективность управления городским хозяйством из-за принятия недостаточно обоснованных управленческих решений вследствие неполного и несвоевременного информирования руководителей, обусловленного несовершенством существующего информационного обеспечения процесса принятия решений;
постоянно растущие трудозатраты на информационное обеспечение функционирования городского хозяйства из-за непрерывного роста документооборота и как следствие высокие темпы роста численности административно-управленческого аппарата.
Информатизация городского хозяйства является необходимым условием успешного решения городских проблем и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию.
Многообразие объектов городского хозяйства и сфер деятельности органов местного самоуправления требует, чтобы в информатизации были задействованы разнообразные по своей природе данные и процессы их обработки. Оптимальное решение всех задач невозможно, если не учитывать данные в динамике за предшествующие периоды. Вместе с тем есть опасность, что эти объективные предпосылки приведут к появлению информационного хаоса, усиленного мощью современных информационных технологий.
Необходима единая концептуальная основа информатизации и орган, координирующий деятельность по информатизации органов местного самоуправления городского округа Краснознаменск Московской области и удерживающий ее в рамках единой концепции. Мощным толчком для создания концептуальной основы является федеральная целевая программа "Электронная Россия", определившая для Российской Федерации в целом и ее регионам единую концепцию информатизации.
2. Основные термины и понятия, используемые в Концепции
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы - отдельные данные и массивы данных в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация о гражданах - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информационное пространство - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
База данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях.
Банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
Геоинформационная система (ГИС) - автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.
3. Характеристика объекта информатизации
Муниципальное образование городской округ Краснознаменск Московской области является закрытым административно-территориальным образованием, расположен на 41 км федеральной автодороги М1 "Беларусь" на пересечении границ Одинцовского и Наро-Фоминского районов Московской области.
Приоритетным направлением развития городского округа Краснознаменск Московской области является решение государственных вопросов по испытаниям и управлению космическими аппаратами научного, народнохозяйственного и военного значения. В городском округе Краснознаменск расположен дважды орденоносный Главный испытательный центр (испытаний и управления космическими средствами) имени Г.С. Титова.
Территория города - 583 га, из них 153 га приходится на селитебную часть.
Численность населения на 1 января 2010 года составила 33 778 человек, за 2007-2009 года она выросла на 11,3%, по сравнению с предыдущими тремя годами, общий прирост составил 3 440 человек.
Плотность населения с 2007 года увеличилась на 11,1% и на 01.01.10 г. составила 21,6 тыс. человек на 1 кв. км.
Средний возраст жителей городского округа составляет около 36 лет. Доля детей в возрасте от 0 до 6 лет включительно составляла на 1 января 2010 года 6,6% от общей численности населения, а детей в возрасте от 7 до 17 лет - 10,2%.
На 1 января 2010 года в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Росстата по городу Краснознаменску 951 юридическое лицо и 944 индивидуальных предпринимателя. За отчетный год прошли регистрацию и получили коды статистики 78 новых предприятий и 73 индивидуальных предпринимателя.
Численность занятых на предприятиях города составляла в 2009 году 8,3 тыс. человек (в малом бизнесе 1 610 чел# и 1 066 индивидуальных предпринимателей).
Средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям работника города за прошлый год выросла на 12,9% и составила 19 775 рублей, по муниципальным предприятиям соответственно на 4,4% и составила соответственно 18 905 рублей.
В отчетном году муниципальными заказчиками города заключены 1 488 контрактов и сделок, в том числе 1 222 - составили закупки малого объема. Общая стоимость контрактов и сделок 306,3 млн. рублей.
В сфере капитального строительства администрацией городского округа Краснознаменск Московской области освоены 117,3 млн. руб., что составило 85% от утвержденного на 2009 год объема работ - 138,6 млн. руб.
На территории городского округа Краснознаменск в 2009 году введены 5 многоэтажных жилых дома общей площадью 81 856 кв. м. на 1 235 квартир.
В общеобразовательных учреждениях города обучается более 3 000 человек.
В настоящее время в системе дошкольного образования функционируют 7 дошкольных образовательных учреждений, которые имеют статус центров развития ребенка. Всего в дошкольных учреждениях 1 336 воспитанников.
В муниципальной системе функционируют в режиме развития 3 учреждения дополнительного образования детей: Детско-юношеская спортивная школа, Детская музыкальная школа, Центр развития творчества детей и юношества, в которых занимается 3 817 человек.
Основными преимуществами городского округа Краснознаменск Московской области, которые могут укрепить его положение и способствовать социально-экономическому развитию, являются:
высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения городского округа;
хороший технологический и кадровый потенциал ряда предприятий и учреждений городского округа;
привлекательность городского округа в качестве центра образования, культуры, науки;
относительно развитая структура административных учреждений федерального и регионального уровня.
4. Основные цели и задачи информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области
Информатизация муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области должна осуществляться с учетом федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Основными целями информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области являются:
- повышение эффективности управления всеми звеньями городского хозяйства;
- привлечение дополнительных доходов в бюджет города;
- совершенствование системы информирования и предоставления услуг населению органами местного самоуправления.
Достижение основных целей должен обеспечить своевременный анализ обстановки и прогнозирование развития города, принятие эффективных решений и контроль их выполнения, повышение информационной открытости органов местного самоуправления, анализ эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества предоставляемых ими услуг.
Главными задачами, решение которых необходимо для достижения основных целей, являются:
- создание единого информационного пространства (далее - ЕИП) города;
- создание единой городской информационной магистрали (далее - ЕГИМ) для функционирования ЕИП;
- создание программных комплексов приложений (расчетных, аналитических и т.д.) по соответствующим направлениям деятельности, функционирующих в среде ЕИП;
- обеспечение защиты, управления и развития ЕИП.
Для целенаправленного развития и координации процессов информатизации муниципального образования при решении главных задач необходимо обеспечить:
- формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом направлений и мероприятий, определенных федеральной целевой программой "Электронная Россия" и современного уровня развития информационных технологий;
- организацию инфраструктуры управления процессами информатизации;
- разработку нормативных правовых актов по вопросам информатизации органов местного самоуправления;
- разработку и внедрение механизмов реализации кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в том числе долевого финансирования информационных проектов;
- создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство;
- разработку технических заданий по созданию информационных систем и сетей телекоммуникаций;
- реорганизацию системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающей функционирование и развитие информационных технологий на основе современных тенденций развития средств телекоммуникаций и методов обучения.
5. Основные направления информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области
Основными направлениями информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области являются:
5.1. Информатизация организационно-правовой деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ):
- информационные технологии поддержки нормативного и правового обеспечения муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области;
- информационные технологии, обеспечивающие процесс подготовки, ведения базы данных нормативных и правовых актов муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области и контроля их исполнения;
- информационные технологии, обеспечивающие делопроизводство муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области - развитие систем документооборота, в том числе контроль обращений граждан в муниципальном образовании городской округ Краснознаменск Московской области;
- информационные технологии, обеспечивающие эффективность принятия управленческих решений должностными лицами ОМСУ городского округа Краснознаменск Московской области.
5.2. Информатизация финансово-кредитной деятельности муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области:
- информационные технологии формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств;
- информационные технологии для обеспечения эффективного налогообложения юридических и физических лиц;
- информационные технологии эффективного использования финансовых ресурсов;
- информационные технологии подготовки и ведения планов социально-экономического развития городского округа Краснознаменск Московской области;
- информационные технологии формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения.
5.3. Информационная поддержка управления муниципальным имуществом:
- информационные технологии ведения реестра предприятий и учреждений;
- информационные технологии ведения договоров аренды муниципального имущества;
- информационные технологии разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации.
5.4. Информационная поддержка управления потребительским рынком городского округа:
- информационные технологии расчета минимального потребительского бюджета населения;
- информационные технологии формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта города;
- информационные технологии ведения баз данных по ценам на товары и услуги;
- информационные технологии учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсов;
- информационные технологии оперативного выявления спроса на товары и услуги.
5.5. Информатизация процессов социального развития территории городского округа:
- информационные технологии ведения базы данных о малообеспеченных слоях населения;
- информационные технологии учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населения;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам системы образования;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам системы здравоохранения;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам культуры;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам физической культуры и спорта.
5.6. Информатизация процессов градостроительства и землепользования:
- геоинформационные технологии поддержки системы ведения городских кадастров;
- геоинформационные технологии ведения Генерального плана (схемы развития) городского округа;
- геоинформационные технологии планирования капитального строительства и контроля исполнения;
- геоинформационные технологии предоставления земельных участков;
- геоинформационные технологии ведения земельных кадастров;
- геоинформационные технологии ведения базы данных по использованию земельных ресурсов городского округа;
- геоинформационные технологии разработки планов оптимального использования земельных ресурсов.
5.7. Информационная поддержка управления городским жилищным и коммунальным хозяйством:
- информационные технологии управления системой жилищно-коммунального хозяйства городского округа, включая систему обеспечения расчетов за коммунальные услуги;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фонда;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства городского округа.
5.8. Информационная поддержка управления городским транспортом и благоустройством:
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на перевозку пассажиров и организации контроля его исполнения;
- геоинформационные технологии формирования и организации контроля исполнения комплексной экологической программы территории городского округа;
- геоинформационные технологии ведения картографической базы данных природоохранных и экологически вредных объектов.
5.9. Основные направления информатизации в части создания автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП):
5.9.1. Диспетчеризация жилищно-коммунального хозяйства города:
- регистрация аварийных ситуаций;
- отработка системы защиты при авариях;
- контроль и учет потребления тепла, воды, электроэнергии;
- контроль функционирования лифтового хозяйства;
- контроль затопляемости подвалов;
- контроль блокировки чердаков и подвалов;
- соблюдение графиков нагрузок.
5.9.2. Контроль и управление дорожным движением.
5.9.3. Контроль и управление графиком движения общественного транспорта.
5.9.4. Контроль и управление водоснабжением городского округа (магистрали).
5.9.5. Контроль и управление канализацией и очистными сооружениями городского округа.
5.9.6. Контроль и управление работой котельных.
5.9.7. Экологический мониторинг.
6. Основные принципы информатизации ОМСУ
6.1. Координация с федеральной целевой программой "Электронная Россия".
6.2. Концентрация усилий на основных направлениях информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области, позволяющих создать основу единого информационного пространства городского округа.
6.3. Централизация финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств всех муниципальных структур на основе муниципального фонда программ и баз данных.
6.4. Проведение единой политики информатизации муниципального образования городского округа Краснознаменск Московской области. Координация может быть обеспечена при условии:
- создания иерархии управления в сфере информатизации с возложением оперативного руководства подразделениями информатизации администрации городского округа, муниципальных предприятий и учреждений по вопросам телекоммуникаций и информатизации;
- наличие специального муниципального подразделения (либо информационного центра), целенаправленно занимающегося информатизацией ОМСУ;
- соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при их разработке.
6.5. В целях обеспечения условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворения информационных потребностей органов власти и хозяйствующих субъектов необходимо создавать и развивать системы общедоступных информационных ресурсов (WWW-серверов и т.п.) на базе как уже действующих, так и внедряемых информационных систем.
7. Основные этапы реализации Концепции
Первый этап (2010-2011 г.г.) - подготовка к интеграции, определение структуры единого информационного пространства муниципального образования и отладка телекоммуникационной среды:
- создание муниципально-правовой базы информатизации;
- инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся информационных ресурсов и систем;
- определение локально обусловленных правил реализации информационных процессов и рекомендаций по взаимодействию участвующих субъектов;
- создание телекоммуникационной среды городского округа Краснознаменск Московской области как компонента Единой Государственной системы управления и передачи данных (ЕГС УПД);
- формирование инфраструктуры управления процессом информатизации ОМСУ.
Результатом работы на первом этапе должны стать:
Комплект документов (нормативных, аналитических), а также Техническое задание на разработку и внедрение системы информатизации органов местного самоуправления городского округа Краснознаменск Московской области, определяющее детальные объемы, сроки выполнения работ и затраты на последующих этапах
Инфраструктура управления процессом информатизации ОМСУ.
Телекоммуникационная среда городского округа Краснознаменск Московской области (как компонент Единой Государственной системы управления и передачи данных (ЕГС УПД).
Второй этап (2011-2012 г.г.) - создание в городском округе Краснознаменск Московской области интегрированной информационной среды городского округа на базе единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей.
Третий этап (2012-2015 г.г.) - построение развитой информационной инфраструктуры.
8. Информационная безопасность и защита информации
Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство городского округа индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, входящего в это пространство. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве городского округа наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:
- предотвращение утечки, утраты и подделки информации;
- предотвращение угрозы информационной безопасности государства, городского округа, общества, личности;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию доступа к информации;
- предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности;
- защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение секретности, конфиденциальности документированной информации;
- обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- подготовку кадров и их обучение для создания служб информационной безопасности информационных систем.
Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законодательства, сохранение государственной и коммерческой тайны. Для этого необходимо разработать и утвердить на уровне ОМСУ пакет документов, регламентирующих взаимодействие субъектов информационного обмена в вопросах информационной безопасности и защиты информации. Данный пакет документов должен содержать как перечень и регламент организационных мероприятий, так и конкретный набор типовых технических решений для эффективной реализации перечисленных выше организационных и технических мер защиты информации.
Аппаратно-программные средства в едином информационном пространстве должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приема-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации должны соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другими компетентными органами государственной власти.
9. Нормативно-правовая база
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности единого информационного пространства городского округа является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации. Формирование электронных информационных массивов данных требует разработки решений, обеспечивающих правовую совместимость взаимодействия как разработчиков, так и различных категорий пользователей. В первую очередь, это принятие правовых актов, определяющих правовой статус баз данных, электронных документов, получаемых непосредственно с компьютера по каналам связи (придание им юридического статуса подлинника), а также правовых актов, регламентирующих взаимоотношения локальных сетей между собой.
Важнейшим элементом правовых отношений в области взаимодействия отдельных субъектов единого информационного пространства городского округа должны быть соглашения о регламенте права собственности на обмениваемую информацию, информационные услуги, программную продукцию.
Нормативно-правовое обеспечение работ по информатизации требует разработки и принятия пакета дополнительных нормативных правовых актов о правах субъектов и регулировании отношений, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защите информации. Наибольшую актуальность имеет разработка следующих нормативных правовых актов:
- о Координационном совете по информатизации ОМСУ городского округа Краснознаменск Московской области;
- о владении, распоряжении и пользовании муниципальными информационными ресурсами;
- о муниципальном фонде алгоритмов и программ;
- о едином информационном обеспечении ОМСУ городского округа Краснознаменск Московской области;
- о правилах формирования и ведения баз и банков данных, информационных ресурсов;
- об аттестации прикладного программного обеспечения, информационных систем и баз данных;
- о регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов;
- о ГИС-стандартах городского округа;
- о статусе, порядке разработки, утверждения и регистрации общегородских классификаторов;
- о ведении и актуализации городских кадастров;
- о регламенте информационного обмена;
- об информационной безопасности и защите информации;
- об аттестации специалистов информационных служб.
Для организации единого информационного пространства большое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование городской системы классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения городских классификаторов, регистров и справочников.
Нормативно-правовое обеспечение работ по информатизации должно стать основой, регламентирующей все отношения субъектов, действующих в области информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области.
10. Кадровая поддержка
Эффективность применения новых информационных технологий в муниципальном управлении существенно зависит от интеллектуального потенциала научно-технических работников, обеспечивающих внедрение, сопровождение и развитие информационных систем, а также от навыков работников ОМСУ городского округа Краснознаменск Московской области, использующих новые информационные технологии в практической деятельности.
Целенаправленная и плановая подготовка и переподготовка кадров должна проводиться по следующим группам специалистов:
- специалисты по программно-аппаратным средствам новых информационных технологий;
- специалисты по новым информационным технологиям, способные сопровождать и развивать конкретные приложения;
- сотрудники аппарата управления.
Наиболее существенным фактором кадровой поддержки процесса информатизации ОМСУ является переподготовка и повышение квалификации сотрудников аппарата управления. Подготовка сотрудников аппарата управления должна осуществляться специальным муниципальным подразделением по информатизации с использованием различных методик обучения, включая индивидуальные занятия на рабочих местах, обучение в специально оборудованном классе, дистанционное обучение.
Основными целями таких занятий являются:
- получение теоретических и практических знаний по основным направлениям использования средств вычислительной техники (далее - СВТ) в деятельности органов местного самоуправления;
- снятие психологической боязни и приобретение практических навыков работы на СВТ;
- ориентация пользователей по вопросам практического использования СВТ на своем рабочем месте.
Для обеспечения процесса подготовки сотрудников аппарата управления необходима разработка методических и дидактических материалов, проведение тестирования специалистов структурных подразделений ОМСУ городского округа на владение технологией работы на персональном компьютере.
Очевидно, что перечисленные виды кадровой поддержки должны быть реализованы в программе подготовки и повышения квалификации специалистов структурных подразделений ОМСУ по этому направлению деятельности.
11. Социально-экономическая эффективность
При анализе вопросов эффективности использования новых информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления необходимо выделить следующие факторы:
- формирование отдельного вида муниципальной собственности - муниципальных информационных ресурсов (МИР), привлечение дополнительных доходов в бюджет городского округа за счет продажи или предоставления в аренду МИР;
- повышение производительности и качества труда в сфере управления за счет использования средств вычислительной техники, банков данных и банков знаний;
- повышение эффективности производственной деятельности субъектов хозяйствования за счет подготовки и принятия оптимальных решений.
Количественные параметры экономической эффективности можно выразить через повышение производительности труда в сфере управления, снижение себестоимости производства (за счет сокращения накладных расходов), повышение доходов, ускорение оборачиваемости денежных средств.
Социальный эффект проявляется в изменении функций человека в процессе управления, сокращении времени на предварительную обработку информации, повышении творческого компонента управленческого труда, комфортности условий труда. Основные качественные параметры оценки социального эффекта от внедрения информационных технологий - доступность ресурсов информационной системы ОМСУ для внутренних пользователей, повышенное качество представления и отображения информации, улучшение коммуникаций.
Основной экономический эффект от создания отдельной предметной базы данных достигается за счет совершенствования технологии работы с информацией при замене ручных процедур (например, ведение картотек, формирование деловых документов) на автоматизированную обработку информации. Источниками получения экономии при подготовке первичных документов на персональном компьютере являются:
- устранение повторного заполнения одной и той же информации;
- ликвидация набора постоянной (не изменяющейся) информации;
- автоматическая подготовка любого количества документов при однократном наборе информации;
- корректировка текста документа без полного повторного набора.
Создание баз данных обеспечивает возможность сокращения затрат в результате автоматизации процессов получения агрегированных данных и формирования статистической отчетности, а также процессов подготовки различных списков. Создание автоматизированных систем на основе предметных баз данных экономически более эффективно по сравнению с проектированием таких систем на основе функционального подхода, когда разрабатываются отдельные задачи и подсистемы с независимыми файлами. Объединение автономно функционирующих предметных баз данных в систему баз данных общего пользования позволит получить дополнительный экономический эффект за счет следующих факторов:
- исключение излишнего дублирования хранимой в различных базах данных информации дает возможность сократить затраты на актуализацию и хранение избыточных копий данных;
- реализация однократного ручного ввода новых данных в одной из баз данных тематической сети с последующей их передачей по каналам связи или на машинных носителях дает возможность сократить затраты на актуализацию информации;
- сокращение затрат на создание новых баз данных за счет получения части данных об объектах по каналам связи из имеющихся баз данных, где отображены эти объекты.
Создание единого информационного пространства муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области обеспечит применение эффективных информационных технологий, способствующих экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, организации выработки согласованных решений в режиме реального времени территориально удаленными участниками переговоров, доступа широкого круга пользователей к удаленным источникам информации в сфере их профессиональной деятельности, образования, науки, культуры, права.
Процесс информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области является наукоемким, трудоемким, фондоемким, требует вовлечения большого количества физических и юридических лиц, поэтому вопросы соотношения "затраты - окупаемость" должны ставиться и анализироваться постоянно.
Глава городского округа |
А.Г. Тришин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области от 19 октября 2010 г. N 374/20 "Об утверждении "Концепции информатизации муниципального образования городской округ Краснознаменск Московской области"
Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст решения опубликован на сайте www.krasnoznamensk.com