Определение Московского областного суда
от 7 мая 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-7828
В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной Регистрационной службы по Московской области в регистрации права собственности.
В обоснование требований заявительница указала, что 05.11.2008 года между ней и администрацией Сергиево-Посадского района заключен договор мены квартир, по которому в ее собственность поступила принадлежащая Сергиево-Посадскому муниципальному району квартира по адресу: г. Сергиев Посад ул. Кирпичная, д. 31, кв. 125, а в собственность Сергиево-Посадского муниципального района поступила 61/100 доли квартиры N 95 дома 29 по ул. Валовой г. Сергиева-Посада, принадлежавшая ей ранее по праву собственности. 12 ноября 2008 г она обратилась в Сергиево-Посадский отдел Управления Федеральной Регистрационной Службы по Московской области с заявлением о регистрации договора мены и перехода права собственности, внесении записи в ЕГРП и выдаче свидетельства о государственной регистрации. 11.01.2009 г. ГУ ФРС по МО направило в ее адрес отказы в государственной регистрации перехода права собственности от N 05/080/2008-267, N 05/080/2008-268, N 05/080/2008-269. По мнению ГУ ФРС, регистрация права собственности не могла быть произведена, поскольку представленный на регистрацию договор не соответствует требованиям закона. ГУ ФРС указало, что имущество, находящееся в собственности Сергиево-Посадского муниципального района, в том числе квартира по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кирпичная, д. 31, кв. 125, может быть передано в собственность только в порядке бесплатной приватизации.
Считает отказ в регистрации перехода права незаконным, поскольку он противоречит требованиям ст.ст. 209, 215, 218 ГК РФ и ст. 51 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует читать "N 131-ФЗ"
Просила суд признать незаконными отказы УФРС по Московской области от 11.01.2009 г N 05/080/2008-267, N 05/080/2008-268, N 05/080/2008-269 в регистрации права собственности на квартиру N 125 дома 31 по ул. Кирпичной г. Сергиева-Посада Московской области, просила обязать УФРС по Московской области зарегистрировать ее право собственности на однокомнатную квартиру N 125 общей площадью 47,4 кв. м. расположенную по адресу. Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Кирпичная, д. 31.
Представитель ГУ ФРС по Московской области возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что 12.11.2008 г. В. обратилась в Сергиево-Посадский отдел Управления с заявлением о государственной регистрации сделки, перехода права собственности по договору мены квартиры на долю квартиры от 05.11.2008 г., заключенному с Сергиево-Посадским муниципальным районом МО. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации была проведена правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов. По результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации было принято решение от 04.12.2008 года о приостановлении государственной регистрации права, а 11.01.2009 г были приняты решения N 05/080/2008-267, N 05/080/2008-268, N 05/080/2008-269 об отказе в государственной регистрации права в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию не соответствовали требованию действующего законодательства. Также, представитель указала, что в соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Представитель ГУ ФРС по Московской области полагала, что заключение договора мены между В. и администрацией Сергиево-Посадского района противоречит данному требованию закона. Указанное жилое помещение, относящееся к муниципальному жилищному фонду, могло быть предоставлено в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также указала, что цена квартиры, указанная в договоре мены от 05.11.2008 г. - 1 890 000 руб., является заниженной, поскольку исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади по Московской области 43 600 руб., установленной приказом Минрегионразвития РФ от 18.09.2008 г. N 168, стоимость квартиры составляет не менее 2 066 640 руб.
Представитель заинтересованного лица администрации Сергиево-Посадского поддержал заявленные требования и пояснил, что в соответствии со статьей 130, 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 38 Устава Муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области", органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Считал необоснованными ссылки представителя ГУ ФРС по Московской области на отсутствие у администрации района полномочий по распоряжению жилыми помещениями по договорам купли-продажи, мены, и на возможность предоставления жилых помещений лишь по договорам социального найма, поскольку право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, в том числе жилыми помещениями, закреплено в ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ. В соответствии со ст. 183 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и в соответствии с Законом Московской области от 28.09.2006 г N 157/2006-ОЗ "Об изменении перечня вопросов местного значения городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района" с 01.01.2007 г. муниципальный фонд Сергиево-Посадского района, находящийся на территории городского поселения Сергиев Посад, перешел в собственность городского поселения Сергиев Посад на основании Закона Московской области от 28.12.2006 года N 252/2006-ОЗ. С 01.01.2007 г. городское поселение Сергиев Посад ведет учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и решает вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договорам социального найма, а администрация Сергиево-Посадского района такими полномочиями не обладает. Постановлением главы Сергиево-Посадского муниципального района от 28.10.2008 года N 1419 разрешена мена однокомнатной квартиры N 125 находящейся по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Кирпичная д. 31, на комнату в двухкомнатной коммунальной квартире N 95, находящуюся по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Валовая, д. 29, указанное постановление никем не оспорено, не признано недействительным. Полагал, что органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, и совершенный по договору мены от 05.11.2008 г. обмен одной квартиры на другую не противоречит закону.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Ст. 183 в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствует
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 марта 2009 года заявление В. оставлено без удовлетворения.
В кассационных жалобах В. и администрация Сергиево-Посадского муниципального района просит отменить решение суда, ссылаясь на его необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что, поскольку предметом договора мены от 05.11.2008 года является квартира, принадлежащая на праве собственности муниципальному образованию, то распоряжение указанным имуществом должно производится в соответствиями с нормами Жилищного кодекса РФ, а именно в собственности муниципального образования может находиться жилищный фонд социального назначения, который может быть предоставлен только нуждающимся в жилых помещениях малоимущим гражданам по договорам социального найма.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела усматривается, что квартира по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кирпичная, д. 31, кв. 125 является собственностью Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU50512104-8 от 26.03.2008 г., контракта на строительство 9-ти этажных жилых домов по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Кирпичная от 31.10.2003 года N 229/05-03, дополнительного соглашения от 29.07.2008 г. к контракту N 229/05-03 от 31.10.2003 г. акта от 28.07.2008 г. о результатах реализации инвестиционного контракта на строительство (реконструкцию) объема (объектов) недвижимости жилищного назначения на территории Московской области от 31.10.2003 года N 229/05-03, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.10.2008 г.
05 ноября 2008 г. между В. и Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области заключен договор мены, по которому стороны произвели обмен принадлежащего им имущества - квартиры N 125 дома 31 по ул. Кирпичной г. Сергиево-Посада Московской области, принадлежащей по праву собственности Сергиево-Посадскому муниципальному району Московской области и 61/100 доли квартиры N 95 дома 29 по ул. Валовой г. Сергиево- Посада Московской области, принадлежащей В.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Поскольку спорная квартира находилась в собственности муниципального образования - администрации Сергиево-Посадского муниципального района, то администрация, в соответствии со ст. 209 ГК РФ, вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В соответствии с основополагающим принципом правового государства, закрепленного в Конституции РФ, а именно свободное владение, пользование, распоряжение своим имуществом, муниципальное образование "Сергиево-Посадский муниципальный район, Московской области" вправе совершить сделку по отчуждению, принадлежащего муниципальному образованию на праве собственности имущества, способом, не противоречащим законодательству.
Суд, при рассмотрении дела, не учел указанного обстоятельства, надлежащей правовой оценки ему не дал.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению, на новое рассмотрение в тот же суд.
Судебная коллегия лишена возможности принять новое решение, по заявленным требованиям. Как усматривается из жалобы, В. просила признать незаконными отказы Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, однако, указав только в части регистрации ее права собственности на вновь приобретаемую квартиру. В ходе проведения досудебной подготовки указанные недостатки жалобы не были устранены, вместе с тем в заседании судебной коллегии В. настаивала на признании незаконными всех отказов, так как защита ее прав не возможна без признании незаконным отказ в регистрации договора мены.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить по делу все юридически значимые обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку и вынести решение в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь абз. 3 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 марта 2009 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 7 мая 2009 г. по делу N 33-7828
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании