В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Московской области от 25.10.2005 года N 766/37 "О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, постановляю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" следует читать "от 30 декабря 2003 г."
1. Утвердить Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Серпуховского муниципального района (прилагается).
2. Рекомендовать руководителям предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории Серпуховского муниципального района, независимо от их организационно-правовой формы, разработать и утвердить в установленном порядке положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций локального характера с учетом имеющихся сил и средств.
3. Постановление Главы Серпуховского района от 15.05.1998 года N 486 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Серпуховского района" считать утратившим силу.
4. Отделу информационных технологий администрации Серпуховского муниципального района (Папкова Ф.М.) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в средствам массовой информации и на официальном сайте администрации Серпуховского муниципального района в сети интернет.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района Осипова О.П.
Глава Серпуховского муниципального района |
А.В. Шестун |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Серпуховского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Положением определен общий порядок проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Серпуховского муниципального района.
1.2. В соответствии с ГОСТ Р 22.8.01-96 аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью, спасения культурных ценностей, снижения размеров ущерба окружающей среде, локализации ЧС и ее опасных факторов.
1.3. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:
- разведку в интересах проведения указанных работ;
- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
-поиск, спасение, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения;
- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
1.4. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.5. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
2. Руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ
2.1. О факте случившейся чрезвычайной ситуации на территории Серпуховского муниципального района или на объекте докладывается через единую дежурно-диспетчерскую службу (далее - ЕДДС) Серпуховского муниципального района по телефону 37-54-38 или сотовому телефону 89161144130 немедленно. Диспетчер ЕДДС Серпуховского муниципального района, получив информацию о возникновении ЧС оценивает обстановку, отдает предварительные распоряжения соответствующим службам и немедленно докладывает о возникновении ЧС председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Серпуховского муниципального района Московской области при Главе Серпуховского муниципального района (далее - КЧС и ПБ), заместителю Главы администрации Серпуховского муниципального района, курирующему вопросы безопасности, начальнику отдела ТБ, ЧС и МП администрации Серпуховского муниципального района. Глава Серпуховского муниципального района - председатель КЧС и ПБ организует сбор членов комиссии, заслушивает их предложения по обстановке и принимает решение на ликвидацию ЧС.
2.2. Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ на территории или объекте осуществляет соответствующая КЧС и ПБ.
2.3. Непосредственный руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории или объекте назначается распоряжением, главы Серпуховского муниципального района (при чрезвычайных ситуациях муниципального характера), руководителем объекта (при чрезвычайной ситуации локального характера).
Руководитель аварийно-спасательного формирования, прибывший в зоны чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, и исполняет их до прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
2.4. Руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации подчиняются все силы и средства, участвующие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, и никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя по руководству работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.
2.5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации исполняет свои обязанностей в соответствии с законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, Московской области, нормативными и правовыми актами Серпуховского муниципального района, настоящим Положением.
2.6. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несет полную ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации, безопасность людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
2.7. Задачи и решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации доводятся письменными приказами и распоряжениями (в безотлагательных случаях - устными, с последующим письменным подтверждением), которые обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в зоне чрезвычайной ситуации, а также для всех подразделений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ.
2.8. Для управления и осуществления координации действий всех сил и средств по ликвидации чрезвычайной ситуации при руководителе ликвидации чрезвычайной ситуации может создаваться оперативный штаб (оперативная группа), которые формируются из числа членов соответствующей комиссии КЧС и ПБ, сотрудников отдела ТБ, ЧС и МП администрации Серпуховского муниципального района, представителей взаимодействующих органов, с привлечением необходимых специалистов.
2.9. Оперативный штаб (оперативная группа) на период проведения аварийно-спасательных работ оснащаются необходимыми средствами связи, транспортом, средствами индивидуальной защиты, в зоне чрезвычайной ситуации разворачивается (создается) подвижный пункт управления.
2.10. Для руководства аварийно-спасательными работами на отдельных участках (секторах) решением руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации могут назначаться руководители из числа ответственных должностных лиц аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений). Назначенные руководители отвечают за организацию и проведение аварийно-спасательных работ и безопасность людей, работающих на вверенном участке (секторе).
2.11. В случаях технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации может принять решение о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
3.1. Оповещение о чрезвычайной ситуации и установление устойчивой двусторонней связи
3.1.1. С возникновением чрезвычайной ситуации немедленно через все доступные средства массовой информации проводится оповещение населения, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации о факте чрезвычайной ситуации, мерах и способах поведения, выходе (эвакуации) из опасной зоны, оказании помощи пострадавшим.
3.1.2. О чрезвычайной ситуации оповещаются оперативные и дежурно - диспетчерские службы Серпуховского муниципального района, Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МОСЧС), формирования территориального, функционального и объектового звена МОСЧС о приведении их в готовность к выполнению аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
При нехватке собственных сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ оповещаются органы командования воинских формирований, расположенных на территории Серпуховского муниципального района, в соответствии с планом взаимодействия ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.3. В случае распространения угрозы чрезвычайной ситуации на другие муниципальные образования об этом немедленно оповещаются КЧС и ПБ Московской области, главы этих муниципальных образований.
3.1.4. На период проведения аварийно-спасательных работ в районе чрезвычайной ситуации разворачивается подвижный пункт управления, обеспечивающий устойчивую двухстороннюю связь руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации с руководителями аварийно-спасательных работ на участках (секторах), с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
3.2. Разведка и обследование территорий и объектов, подвергшихся чрезвычайной ситуации
3.2.1. До ввода аварийно-спасательных формирований на территорию (объект), подвергшуюся чрезвычайной ситуации, должна быть проведена комплексная разведка, а после нее - обследование территории (объекта).
3.2.2. Комплексная разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате чрезвычайной ситуации и должна установить:
- места нахождения и количество пострадавших людей, материальных и культурных ценностей, приемы и способы их спасения;
- наличие участков (зон), опасных для работы по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения аварийно - химически опасных веществ, радиоактивного загрязнения, наличия электрических сетей и т.д.;
- необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ;
- наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе проведения аварийно-спасательных работ;
- состояние подъездных путей в зону чрезвычайной ситуации.
3.2.3. Обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, проводится в целях определения участков (секторов), объемов, видов и способов ведения аварийно-спасательных работ.
К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений).
При отсутствии времени на обследование зоны чрезвычайной ситуации Аварийно-спасательные работы начинаются по указанию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации с проведением разведки без обследования этой зоны.
3.3. Проведение аварийно-спасательных работ
3.3.1. На основании полученных данных комплексной разведки и обследований территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации разрабатывается и утверждается план проведения аварийно-спасательных работ с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил, требований безопасности и т.д.
Силы и средства аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), создаваемые в соответствии с Положением о Серпуховском районном звене Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РЗ МОСЧС) и распоряжением соответствующего руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с утвержденным планом проведения аварийно-спасательных работ.
3.3.2. Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации.
В первоочередном порядке к аварийно-спасательным работам привлекаются подразделения (смены) сил постоянной готовности функциональных и объектовых звеньев Серпуховского РЗ МОСЧС независимо от организационно-правовых форм объектов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, с последующим наращиванием их численности за счет нештатных аварийно-спасательных формирований.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее не представляется возможным, то Глава Серпуховского муниципального района обращается за помощью к вышестоящим органам государственной власти.
3.3.3. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием информации свидетелей, специально подготовленных поисковых собак, специальных поисковых приборов и инструментов прослушивания завалов и т.д.
Установление места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются весь личный состав, работающий на данном участке. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала и до полного завершения одним составом спасателей (при необходимости - по сменам). В случае невозможности выполнить это условие при посменной работе вся информацию о ходе спасательных работ передается при пере смене. Смены, по возможности, организуются поэтапно.
3.3.4. Инженерная техника для разбора завалов над установленными местами нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используются электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
3.3.5. При возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
3.3.6. Руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации организуются одновременно со спасательными работами первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения аварийно - химически опасных веществ и других вторичных поражающих факторов.
3.3.7. О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется оперативным штабом согласно табелю срочных донесений.
3.3.8. Вывод сил и средств из зоны чрезвычайной ситуации после выполнения всех аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится поэтапно и организованно по распоряжению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
4. Функциональные обязанности руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации
4.1. При подготовке и проведении аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обязан:
- организовать и провести комплексную разведку и обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, оценить обстановку на месте проведения предстоящих аварийно-спасательных работ, привлечь к обследованию руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений);
- на основе данных комплексной разведки и обследования разработать и утвердить план проведения аварийно-спасательных работ;
- определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения на них аварийно-спасательных работ, назначить (при необходимости) руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации на участках (секторах);
- поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение поставленных задач;
- развернуть подвижный пункт управления, определить порядок связи с вышестоящими органами государственной власти и управления, руководителями аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), с взаимодействующими органами управления и соседями (город, соседние муниципальные образования);
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ, принимать по ним соответствующие решения;
- при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых людей;
- назначить ответственное должностное лицо за соблюдением мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
- организовать пункты сбора пострадавших и оказания первой до врачебной помощи;
- организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения аварийно-спасательных работ до вышестоящих органов государственной власти и управления, а также населения;
- по окончании выполнения работ заслушивать доклады руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), при необходимости убедиться лично на месте в завершении работ;
- определить порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных работ сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации.
4.2. При разработке плана проведения аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации должен предусмотреть включение в него мероприятий:
- поиск и спасение людей, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
- оказание пострадавшим медицинской помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;
- проведение первоочередных мероприятий: тушение пожаров, локализация истечений аварийно - химически опасных веществ и т.д.;
- локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных работ;
- устройство проездов и проходов к местам аварий, разборка завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подача в них воздуха;
- обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность;
- развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате чрезвычайной ситуации;
- спасение материальных и культурных ценностей;
- охрана общественного порядка и организация комендантской службы;
- другие мероприятия, исходя из местных условий и сложившейся обстановки.
4.3. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации должен учитывать:
- динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению, вскрытию и разборке конструкций зданий, эвакуации людей и имущества.
4.4. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации принимает решение о их перегруппировке и доводит его до руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), указав четкий порядок их перегруппировки.
4.5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации в любых условиях обстановки обязан организовать строгий ежедневный учет людей, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации (населения, спасателей и др.), иметь при себе средства связи, поддерживать постоянную связь со всеми причастными к ликвидации чрезвычайной ситуации, а также с вышестоящими органами управления.
5. Обеспечение аварийно-спасательных работ
5.1. Обеспечение аварийно-спасательных работ организуется руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации на основании оценки обстановки, сложившейся в зоне чрезвычайной ситуации.
5.2. Транспортное и дорожное обеспечение организуется для перевозки сил и средств к объектам работ, подвоза продовольствия, воды, медикаментов, вещевого имущества и других средств в район проведения аварийно-спасательных работ, а также для вывоза эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации.
5.3. Материальное обеспечение заключается в своевременном снабжении сил и средств техникой и имуществом для выполнения аварийно-спасательных работ.
Питанием, спецодеждой, транспортом Аварийно-спасательные формирования (службы, подразделения), привлекаемые для ликвидации чрезвычайной ситуации, обеспечиваются за счет тех организаций, на базе которых они сформированы.
5.4. Техническое обеспечение включает в себя мероприятия по использованию, техническому обслуживанию и ремонту техники, а также обеспечению ее запасными частями и ремонтными материалами.
5.5. Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется в целях всестороннего учета состояния погоды, оповещения и предупреждения об опасных метеорологических явлениях, которые могут повлечь за собой резкое осложнение обстановки.
5.6. Инженерное обеспечение включает в себя инженерную разведку территорий и объектов, подвергшихся чрезвычайной ситуации, инженерное оборудование районов, занимаемых силами и пунктами управления, устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации, оборудование и содержание переправ через водные преграды, оборудование пунктов водоснабжения.
5.7. Химическое обеспечение включает радиационную и химическую разведку, обеспечение участвующих в аварийно-спасательных работах в зонах радиационной и химической опасности индивидуальными средствами защиты, поставку техники и материальных средств для дозиметрического и радиационного контроля, специальную обработку людей, техники, оборудования и местности (окружающей среды).
5.8. Медицинское обеспечение включает мероприятия по сохранению здоровья и работоспособности личного состава, привлекаемого для ликвидации чрезвычайной ситуации, разворачиванию медицинских пунктов, оказанию медицинской помощи заболевшим или получившим травмы, по прекращению эпидемических заболеваний, обеспечению этих мероприятий необходимым оборудованием, медикаментами и другими средствами.
5.9. Для обеспечения порядка в зоне чрезвычайной ситуации организуется комендантская служба, на которую возлагается регулирование движения на маршрутах выдвижения сил и средств, эвакуации населения и материальных ценностей, поддержание порядка и контроля за соблюдением аварийно-спасательными формированиями (службами, подразделениями), воинскими частями и населением установленного режима, воспрещение доступа населения в зону чрезвычайной ситуации, охрана наиболее важных дорожных сооружений, переправ и других объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вводится порядок организации аварийно-спасательных работ при возникновении в муниципальном образовании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Цели выполнения работ - спасение людей и устранение угрозы их жизни и здоровью, спасение культурных ценностей, снижение размеров ущерба окружающей среде, локализации ЧС и ее опасных факторов.
Закреплен перечень аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, выполняемых в зоне ЧС. Освещены вопросы руководства проведением указанных работ. Общее руководство осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Серпуховского района при Главе муниципального образования. Непосредственный руководитель ликвидации ЧС назначается распоряжением Главы района. Утверждены функциональные обязанности руководителя ликвидации ЧС. Для координации выполняемых действий при руководителе может быть организован оперативный штаб.
Описана процедура оповещения о ЧС и установления устойчивой двусторонней связи, разведки и обследования пострадавших территорий и объектов, проведения аварийно-спасательных работ.
Отмечены особенности организации транспортного и технического, инженерного, медицинского обеспечения и обеспечения порядка в зоне ЧС.
Постановление Главы Серпуховского муниципального района Московской области от 1 декабря 2010 г. N 2028 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Серпуховского муниципального района"
Текст постановления официально опубликован не был