Постановление президиума Московского областного суда
от 23 июня 2010 г. N 206
(извлечение)
Дело N 44у- 80/10
Г.К.А. по приговору суда признан виновным в умышленном убийстве, то есть причинении смерти другому человеку.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
31 августа 2008 года в период с 13 до 21 часа Г-ов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в квартире N д. N Наро-Фоминского района Московской области с целью лишения жизни Г.И.В., в процессе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, нанес ему кулаком и металлическим стержнем множественные удары по голове и телу, причинив телесные повреждения, в том числе, переломы ребер с 4 по 7 и с 6 по 9, грудины, разрыв легкого, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью.
Смерть потерпевшего наступила в результате тупой травмы грудной клетки с множественными переломами ребер, разрывом легкого.
В представлении поставлен вопрос об изменении приговора суда в части назначения наказания, поскольку явка с повинной Г-ва судом не признана смягчающим обстоятельством и не учтена при определении меры наказания.
В надзорной жалобе осужденный просит отменить приговор суда, полагая, что было нарушено его право на защиту, ссылается на противоречивость доказательств, положенных в основу приговора, на отсутствие у него умысла на убийство потерпевшего и неверную квалификацию его действий.
Обоснованность осуждения и правильность квалификации действий Г-ва автором надзорного представления не оспаривается.
Президиум, проверив материалы дела и доводы надзорного представления, находит, что приговор суда и кассационное определение подлежат изменению, ввиду неверного применения уголовного закона при назначении наказания.
Вывод суда о виновности осужденного является обоснованным и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств; показаниями Г-ва, данными им на предварительном следствии; свидетеля А., очевидца совершенного Г-ым преступления; показаниями свидетеля С., которому от А. стало известно об избиении Г-ым Г., показаниями свидетеля С. о том, что он видел С., А. и Г-ва, заходивших в квартиру последнего, из которой он через некоторое время слышал звуки ударов и крики; данными протокола осмотра места происшествия, а также заключением судебно-медицинской, судебно-биологической экспертизы.
Все показания Г-ва в ходе предварительного следствия, были даны им с участием защитника, в связи с чем суд обоснованно признал их допустимыми.
Показания свидетеля А., достоверность которых оспаривает осужденный, были оценены судом в совокупности со всеми исследованными доказательствами и получили оценку в приговоре в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 88 УПК РФ. Оснований для оговора осужденного свидетелем А. судом установлено не было.
Противоречий в показаниях свидетелей С. и С., которые не были бы устранены судом, не имеется.
Все исследованные доказательства обоснованно признаны судом достаточными для разрешения дела.
Как следует из материалов дела, все заявленные ходатайства в ходе судебного следствия, разрешены судом в установленном уголовно-процессуальным законом порядке.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении права на защиту Г-ва в ходе судебного разбирательства не установлено.
Множественность, характер, механизм образования, локализация наносимых Г-ым телесных повреждений потерпевшему, в том числе и с использованием металлического стержня в область жизненно-важных органов, как обоснованно установил суд, свидетельствуют о направленности умысла осужденного на причинение смерти потерпевшему.
Действиям Г-ва судом дана верная правовая оценка.
Оснований для переквалификации его действий на ст. 111 ч. 4 УК РФ не имеется.
Вместе с тем, из материалов уголовного дела следует, что Г-ов написал явку с повинной и заявление, в которых сообщил о совершенном им преступлении в отношении Г., после чего был допрошен в качестве подозреваемого, подтвердив ранее изложенные им обстоятельства совершения преступления.
Органы предварительного расследования в качестве смягчающего наказание обстоятельства сослались на явку с повинной Г-ва, которая в последующем была предметом исследования в судебном заседании. В приговоре суда при оценке доказательств, подтверждающих виновность Г-ва в совершении убийства также содержится ссылка на явку с повинной.
В соответствии с положениями ст. 61 ч. 1 п. "и" УК РФ явка с повинной является смягчающим обстоятельством и должна учитываться судом при назначении наказания.
Однако суд вопреки требованиям закона, исследовав явку с повинной, признав ее, таким образом, соответствующей требованиям ст. 142 УПК РФ, не признал ее смягчающим наказание обстоятельством.
При таких обстоятельствах, явка с повинной Г-ва признается смягчающим его наказание обстоятельством, а назначенное судом наказание подлежит снижению.
Руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, президиум постановил:
Надзорную жалобу осужденного Г.К.А. удовлетворить частично, надзорное представление первого заместителя прокурора Московской области А.Н. И-ко удовлетворить.
Приговор Наро-Фоминского городского суда Московской области от 24 марта 2009 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 8 декабря 2009 года в отношении осужденного Г.К. А. изменить.
Признать явку с повинной Г.К.А. смягчающим его наказание обстоятельством.
Снизить назначенное ему по ст. 105 ч. 1 УК РФ наказание до 9 лет 8 месяцев лишения свободы.
В остальной части приговор суда и кассационное определение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Московского областного суда от 23 июня 2010 г. по делу N 44у- 80/10
Текст постановления предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании