Постановление президиума Московского областного суда
от 2 марта 2011 г., N 50
(извлечение)
Дело N 44г-14\11
Прокурор г. Королева Московской области, действующий в интересах Ж., обратился в суд с заявлением к Администрации г. Королева Московской области и Министерству финансов Московской области о взыскании недополученных сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований указал, что Ж. является одиноко проживающим пенсионером, Управлением жилищных субсидий Администрации г. Королева Московской области расчет субсидии для Ж. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производился с применением норматива площади 33 кв. м и стоимости 2 522,78 руб., а в период с 01.05.2009 года по 20.09.2009 года, исходя из такого же норматива и стоимости 1 515,29 руб., что не соответствует требованиям Закона Московской области "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления компенсаций (субсидий) и оказания меры социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области".
Прокурор просил суд взыскать с Министерства финансов Московской области в пользу Ж. недополученную часть субсидии в размере 4 477,95 руб.
Ответчик исковые требования не признал.
Решением мирового судьи 86 судебного участка Королевского судебного района Московской области от 28 июня 2010 года заявление прокурора удовлетворено.
Определением Королевского городского суда Московской области от 1 октября 2010 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Министерство финансов Московской области просит отменить судебные постановления в связи с неправильным применением норм материального права.
Определением судьи Московского областного суда А. от 26 января 2011 года дело по надзорной жалобе Министерства финансов Московской области передано для рассмотрения по существу в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав заключение заместителя прокурора Московской области М. об отказе в удовлетворении надзорной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм процессуального или материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В надзорной жалобе указывается, что судом неправильно применены нормы материального права.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ж. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., и является одиноко проживающим пенсионером. Площадь указанного жилого помещения составляет 31,0 кв. м. Ж. получает субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из стандарта стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на одиноко проживающего пенсионера с применением норматива площади 33 кв. м и стоимости 2 522,78 руб., а в период времени с 1 мая 2009 года по 30 сентября 2009 года получала из стандарта для 33 кв. м и стоимости 1515,29 руб.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что расчет жилищных субсидий Ж. неправомерно производился с указанным применением нормативной площади и стоимости, что не соответствует требованиям ст. 3 Закона Московской области от 30.12.2004 г. N 213/2004-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления компенсаций /субсидий/ и оказания меры социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области" и ст. 4 Закона Московской области от 22.10.2009 г. N 120/2009-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области". Суд указал, что расчет субсидий следует производить из расчета размера занимаемой общей площади жилого помещения в пределах 42 кв. м и суммы 3 010,43 руб. и 1 728,17 руб.
См. Закон Московской области от 22 октября 2009 г. N 120/2009-ОЗ
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 30.12.2004 г. N 213/2004-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления компенсаций (субсидий) и оказания меры социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области" установлен стандарт нормативной площади жилого помещения в размере: - 33 кв. м занимаемой общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан; - 42 кв. м - на семью из двух человек; - 18 кв. м - на каждого члена семьи, состоящей из 3-х и более человек.
См. Закон Московской области от 22 октября 2009 г. N 120/2009-ОЗ
Согласно ст. 3 указанного Закона, для одиноко проживающих граждан, являющихся пенсионерами, инвалидами, детьми-сиротами, размер стандарта нормативной площади жилого помещения устанавливается, исходя из фактического размера занимаемой общей площади жилого помещения, но не более 42 кв. м общей площади жилого помещения. Данный Закон действовал до сентября 2009 года.
См. Закон Московской области от 22 октября 2009 г. N 120/2009-ОЗ
Статьей 4 Закона Московской области от 22.10.2009 г. N 120/2009-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области" установлены такие же стандарты, как и в ранее действующем законе.
Постановлением Правительства Московской области от 17.02.2009 г. N 125/6 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи в месяц для семей различной численности на 2009 год" стандарт стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на одиноко проживающего гражданина установлен для г. Королева Московской области в размере 33 кв. м в сумме 2 522,78 руб., а на одиноко проживающего пенсионера, инвалида, ребенка-сироту размер стандарта 42 кв. м в сумме 3 010,43 руб. Данные стандарты применяются с 01.01.2009 г. по 30.04.2009 г. и с 01.10.2009 г. по 31.12.2009 г. В период времени с 01.05.2009 г. по 30.09.2009 г. установлены, соответственно стандарты для 33 кв. м 1 515,29 руб., для 42 кв. м - 1 728,17 руб.
В постановлении Правительства Московской области также указывается, что стоимость стандарта в размере 42 кв. м и 3 010,43 руб. и 1 728,17 руб. применяется для одиноко проживающих граждан, являющихся пенсионерами, инвалидами, детьми-сиротами, имеющих размер занимаемой общей площади жилого помещения более 33 кв. м.
Исходя из указанного Постановления Правительства Московской области N 125/6 от 17.02.09, если у одиноко проживающего получателя субсидии, относящегося к категории пенсионеров, инвалидов и детей-сирот, общая площадь жилого помещения менее 33 кв. м, то субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с названным постановлением, рассчитывается на стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный для одиноко проживающего гражданина на 33 кв. м.
Если у одиноко проживающего получателя субсидии, относящегося к категории пенсионеров, инвалидов и детей-сирот, общая площадь жилого помещения более 33 кв. м, то субсидия рассчитывается на стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного для одиноко проживающего гражданина на 42 кв. м, что соответствует "сноске" в данном постановлении.
Данное Постановление принято Правительством Московской области в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ, пункта 21 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Утверждая стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Московской области и определяя порядок расчета субсидий, Правительство Московской области действовало в пределах полномочий, предоставленных законодателем.
Таким образом, данное Постановление не противоречит Закону Московской области от 30.12.2004 г. N 213/2004-ОЗ и Закону Московской области от 22.10.2009 г. N 120/2009-ОЗ и не ухудшает положение граждан, получающих субсидии.
См. Закон Московской области от 22 октября 2009 г. N 120/2009-ОЗ
С учетом изложенного, поскольку Ж. проживает в квартире площадью 31 кв. м, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей рассчитывается правильно на стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный на 33 кв. м.
Поэтому вывод суда об удовлетворении заявленных требований является неправомерным.
Однако при разрешении настоящего дела в надзорном порядке следует принять во внимание, что одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным доводы надзорной жалобы не могут являться основанием для отмены в порядке судебного надзора судебных постановлений по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, президиум постановил:
Решение мирового судьи 86 судебного участка Королевского судебного района Московской области от 28 июня 2010 года, определение Королевского городского суда Московской области от 1 октября 2010 года оставить без изменения, надзорную жалобу Министерства финансов Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Московского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу N 44г-14\11
Текст постановления размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании