Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Результаты реализации полномочий Правительства Московской области в сфере бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов
1) разработка основных направлений бюджетной, финансовой, кредитной политики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Московской области от 16.12.2010 N 1116/59 "О проекте закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области" одобрен проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области", предусматривающий изменения, связанные с созданием органа государственного финансового контроля Московской области - Контрольно-счетной палаты Московской области, а также в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в частности из перечня документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона о бюджете Московской области, исключен проект программы предоставления бюджетных кредитов.
С учетом изменений, внесенных в бюджетное законодательство Российской Федерации, разработано и принято постановление Правительства Московской области от 29.04.2010 N 289/17 "О порядке составления проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана Московской области на очередной финансовый год и плановый период" (далее - Порядок).
Указанный Порядок содержит положение о доведении субъектам бюджетного планирования Московской области проектировок предельных объемов расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год, в рамках которых будет осуществляться формирование проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год, а также положений, касающихся формирования государственных заданий бюджетным и автономным учреждениям Московской области на оказание государственных услуг. Кроме того, уточнен состав показателей, необходимых для осуществления расчетов по доходам и расходам прогноза бюджета на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 46.1 Закона Московской области N 129/2009-ОЗ "О бюджете Московской области на 2010 год" принято постановление Правительства Московской области от 24.02.2010 N 91/8 "Об утверждении Положения о реструктуризации в 2010 году задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных районов Московской области и бюджетам городских округов Московской области в 2009 году, а также о дополнительном предоставлении в 2010 году отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных районов Московской области и бюджетам городских округов Московской области в 2008 году".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" приняты четыре постановления Правительства Московской области о заключении в 2010 году соглашений между Правительством Московской области и Министерством финансов Российской Федерации об условиях предоставления бюджету Московской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации.
2) разработка прогноза консолидированного бюджета Московской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)
В соответствии с полномочиями Правительства Московской области в сфере бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов разработан прогноз консолидированного бюджета Московской области на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.
3) разработка для представления Губернатором Московской области в Московскую областную Думу проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), обеспечение его исполнения, подготовка отчета об исполнении бюджета Московской области
Проведенные в Московской области в 2009 году мероприятия по оптимизации расходов бюджета Московской области и обеспечению сбалансированности бюджета позволили сформировать сбалансированный бюджет Московской области на 2010 год, учитывающий реальные возможности наполняемости его доходной базы.
Исполнение бюджета Московской области в 2010 году осуществлялось в условиях постепенного восстановления экономики и характеризовалось ростом собственных доходов и сокращением на 40,0 процента (или 22,0 миллиарда рублей) поддержки из федерального бюджета.
Постепенное восстановление динамики основных экономических показателей Московской области в 2010 году позволило внести изменения в бюджет Московской области на 2010 год, увеличив его доходы и расходы до фактического уровня 2009 года.
Были подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2010 год" по увеличению расходов с учетом положительной динамики доходов, в том числе на погашение кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2010, по сокращению расходов на обслуживание государственного долга Московской области, по уточнению поступлений из федерального бюджета и других безвозмездных поступлений.
В результате указанной работы было принято десять законов Московской области по внесению изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2010 год".
Бюджет Московской области за 2010 год исполнен в объеме 239,3 миллиарда рублей, или 102,2 процента к утвержденному плану на год. Прирост бюджета Московской области к 2009 году составил 2,5 миллиарда рублей, или 1,0 процента.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Московской области составили 204,8 миллиарда рублей, или 104,3 процента к утвержденному плану на год. По сравнению с 2009 годом объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 29,0 миллиарда рублей, или на 16,5 процента.
В общем объеме доходов бюджета Московской области налоговые и неналоговые поступления составили 85,6 процента.
Рост поступлений налога на прибыль подтверждается положительной динамикой показателей социально-экономического развития региона: прибыль организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2010 году выросла на 28,2 процента к уровню 2009 года.
На 01.01.2011 года расходы бюджета Московской области составили 223,3 миллиарда рублей, или 91,7 процента от плановых назначений на год. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы бюджета уменьшились на 28,1 миллиарда рублей, или на 11,2 процента.
Расходы на социально-культурную сферу (с учетом межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Московской области на социальные цели) в 2010 году составили 142,7 миллиарда рублей, с приростом к уровню 2009 года на 0,6 миллиарда рублей. Их удельный вес в общем объеме расходов бюджета составил 63,9 процента, в 2009 году - 57,0 процента.
В 2010 году впервые за 10 лет бюджет Московской области был исполнен с профицитом, который составил 15,9 миллиарда рублей.
Это позволило не только выполнить все запланированные на год мероприятия, но и значительно погасить задолженность бюджета Московской области за прошлые периоды.
Вопрос о сокращении кредиторской задолженности бюджета Московской области находился под постоянным контролем. В 2010 году была проведена инвентаризация кредиторской задолженности в разрезе заключенных контрактов (договоров) по каждому подведомственному учреждению.
В результате проведенной работы просроченная кредиторская задолженность бюджета Московской области в 2010 году сократилась более чем на 80 процентов - с 5 533,9 миллиона рублей по состоянию на 01.01.2010 до 858,7 миллиона рублей по состоянию на 01.01.2011. На начало 2011 года отсутствовала задолженность по социально-значимым расходам: по выплате заработной платы, по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Позитивные тенденции в экономике, произошедшие в текущем году, прогнозируемый стабильный рост валового регионального продукта в 2011 году, а также комплекс проведенных Правительством Московской области антикризисных мер по оптимизации бюджета Московской области и сокращению его расходов в 2009-2010 годах позволили сформировать бюджет Московской области на 2011 год с превышением доходов над расходами.
Бюджет Московской области на 2011 год был принят Законом Московской области от N 142/2010-ОЗ "О бюджете Московской области на 2011 год".
Доходы бюджета Московской области на 2011 год запланированы в объеме 238,1 миллиарда рублей, что на 1,9 процента, или на 4,5 миллиарда рублей выше уровня, планируемого на 2010 год.
Расходы бюджета Московской области предусмотрены в объеме 228,3 миллиарда рублей, что ниже плана на 2010 год на 6,1 процента, или на 15,0 миллиарда рублей.
Профицит бюджета Московской области, который составит 9,8 миллиарда рублей, предполагается направить на сокращение долговых обязательств Московской области.
4) подготовка предложений по формированию межбюджетных отношений на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в том числе по нормативам отчислений в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
В 2010 году продолжалась работа по совершенствованию межбюджетных отношений между бюджетом Московской области и бюджетами муниципальных образований Московской области с целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области. Из бюджета Московской области муниципальным образованиям Московской области предоставлена в 2010 году финансовая помощь на реализацию вопросов местного значения на общую сумму свыше 30 миллиарда рублей.
Во многом благодаря поддержке из бюджета Московской области, в 2010 году кредиторская задолженность бюджетов муниципальных образований Московской области сократилась на 2,1 миллиарда рублей, а также на 742,0 миллиона рублей сократился объем муниципального долга.
В 2010 году из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на погашение обязательств прошлых лет было выделено 4,3 миллиарда рублей. Эти средства позволили муниципальным образованиям Московской области решить проблему по оплате сложившейся в прошлые годы задолженности по уличному освещению, по подготовке к зиме, строительству объектов спорта и здравоохранения.
С целью создания условий для более совершенной, экономически обоснованной организации межбюджетных отношений в Московской области принят Закон Московской области N 123/2010-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Московской области", который:
уточняет формы представления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям из бюджета Московской области;
уточняет структуру прогнозных показателей по доходам и расходам бюджетов муниципальных образований Московской области, используемых для определения объемов дотаций местным бюджетам из бюджета Московской области на очередной финансовый год;
предусматривает установление законами Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год критериев выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности бюджетов городских и сельских поселений Московской области (за исключением городских округов Московской области), выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов (городских округов) Московской области для повышения механизма прозрачности определения объемов дотации бюджетам муниципальных образований Московской области на выравнивание их бюджетной обеспеченности;
уточняет цели, условия и критерии предоставления отдельных субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области.
5) обеспечение осуществления контроля за эффективным и целевым использованием средств бюджета Московской области
В целях осуществления последующего контроля за целевым использованием средств бюджета Московской области и усиления финансовой дисциплины проведены проверки в:
9 муниципальных районах Московской области (Чеховский, Павлово-Посадский, Орехово-Зуевский, Егорьевский, Воскресенский, Коломенский, Серпуховский, Шатурский, Волоколамский);
3 городских округах Московской области (Бронницы, Орехово-Зуево, Жуковский);
7 территориальных отделах Управления исполнения бюджета Министерства финансов Московской области (Коломенский, Серпуховской, Жуковский, Рузский, Наро-Фоминский, Клинский, Каширский);
государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Московской области "Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей и детей, оставшихся без попечения родителей";
государственном учреждении здравоохранения Московской области "Психиатрическая больница им. В.И. Яковенко";
государственном учреждении Московской области "Комплекс "Сатурн";
государственном унитарном предприятии Московской области по развитию Московской области совместно с Главным контрольным управлением Московской области;
государственном унитарном предприятии Московской области "Управление регионального капитального строительства" совместно с Главным контрольным управлением Московской области.
В ходе проверок установлено финансовых нарушений на сумму 960,0 миллиона рублей, из которых устранено - на сумму 870,4 миллиона рублей, восстановлено в бюджет Московской области 734,5 тысячи рублей.
В целях осуществления контроля за выполнением муниципальными образованиями Московской области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации ежеквартально осуществлялся мониторинг соблюдения муниципальными образованиями Московской области требований бюджетного законодательства при составлении и исполнении местных бюджетов.
В адрес глав муниципальных районов и городских округов Московской области направлены рекомендации по устранению нарушений бюджетного законодательства и повышению эффективности бюджетного процесса в муниципальных образованиях Московской области.
Осуществлялся контроль за отражением плановых и отчетных назначений по бюджетам муниципальных образований Московской области в ходе рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области за 2009 год и ежемесячных оперативных отчетов в 2010 году.
Осуществлялся контроль за погашением бюджетных кредитов и поступлением процентов за пользование ими, принимались меры по взысканию в бюджет Московской области просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
Кроме того, проведены проверки:
правильности начисления и выплаты заработной платы в 59 государственных образовательных учреждениях Московской области, 4 органах опеки и попечительства Московской области;
в 12 муниципальных образовательных учреждениях Московской области, финансирование отдельных расходов которых осуществлялось за счет субвенции из бюджета Московской области на обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений Московской области, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), расходов на ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
6) разработка для представления Губернатором Московской области в Московскую областную Думу проектов законов Московской области по установлению, изменению или отмене региональных налогов и сборов, предоставлению льгот по уплате налогов и сборов в бюджет Московской области либо их отмене
В сфере налогообложения в Московской области в 2010 году были приняты четыре закона Московской области.
В рамках приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в Закон Московской области N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" были внесены соответствующие изменения.
В Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" были внесены следующие изменения:
для оказания помощи гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году, дополнен статьей 26.6 "Льготы, предоставляемые гражданам, на которых распространяется действие Закона Московской области "О мерах социальной поддержки и возмещения ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году", которой предусмотрено освобождение пострадавших от уплаты транспортного налога за 2009 и 2010 годы;
в целях развития и государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области, по дополнительному профессиональному образованию специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)" дополнен статьей 26.7 "Льготы, предоставляемые негосударственным образовательным организациям, осуществляющим деятельность по дополнительному профессиональному образованию, и организациям, обеспечивающим функционирование негосударственных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по дополнительному профессиональному образованию", которой налогоплательщикам - негосударственным образовательным организациям, осуществляющим деятельность по дополнительному профессиональному образованию специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)" и организациям, обеспечивающим функционирование вышеуказанных негосударственных образовательных организаций, предоставлены налоговые преференции в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога.
7) предоставление от имени Московской области государственных гарантий Московской области, установление предельных объемов выпуска государственных ценных бумаг Московской области, осуществление государственных внутренних и внешних заимствований Московской области, обеспечение управления государственным долгом Московской области
Государственный долг Московской области по состоянию на 01.01.2011 сокращен по сравнению с 01.01.2010 на 16,9 миллиарда рублей, или на 10,3 процента и составил 146,9 миллиарда рублей.
В результате уровень государственного долга Московской области к соответствующим доходам бюджета Московской области снизился с 93 процентов по состоянию на 01.01.2010 до 71,7 процента по состоянию на 01.01.2011. Если в начале 2010 года Московская область возглавляла список субъектов Российской Федерации по этому показателю, то на 01.12.2010 Московская область является уже шестой.
В 2010 году большинство субъектов Российской Федерации продолжали увеличивать объем государственного долга. На 01.12.2010 только у 25 субъектов Российской Федерации объем государственного долга снизился на общую сумму 38,4 миллиарда рублей, при этом почти половину этого снижения обеспечила Московская область.
Московской областью продолжена работа по снижению процентных ставок по заемным средствам, в результате средневзвешенная ставка за 2010 год снижена на 2,84 процентных пункта, расходы бюджета Московской области на обслуживание государственного долга сократились по сравнению с 2009 годом на 2,7 миллиарда рублей, или на 16,4 процента, и составили 13,8 миллиарда рублей.
Деятельность Правительства Московской области по снижению объема государственного долга и усилению финансовой дисциплины была положительно отмечена международным рейтинговым агентством Moody's, которым 15.12.2010 кредитный рейтинг Московской области был повышен с В3 (негативный) на В1 (прогноз стабильный).
В целях привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета принято десять постановлений Правительства Московской области о заключении соответствующих соглашений между Правительством Московской области и Министерством финансов Российской Федерации.
В 2010 году продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы Московской области в части управления государственным долгом Московской области и приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Московской области от 31.12.2010 N 1242/61 "О проекте закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О долге Московской области";
постановление Правительства Московской области от 31.12.2010 N 1246/61 "Об организации размещения заказов на оказание услуг по финансовому посредничеству для государственных нужд Московской области";
постановление Правительства Московской области от 04.10.2010 N 854/47 "О признании утратившими силу постановлений Правительства Московской области по вопросу порядка ведения Долговой книги Московской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.