В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Московской области Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года.
2. Министерству по делам печати и информации Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области Седова К.В.
Губернатор |
Б.В. Громов |
Программа
действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года
(утв. постановлением Правительства Московской области
от 30 июня 2011 г. N 616/23)
Паспорт
Программы действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года
Наименование Программы |
Программа действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Поручение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 (пункт 21) о разработке и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации, поручения Губернатора Московской области от 26.06.2010, от 28.08.2010 о разработке Программы с учетом положений Модельной программы улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации Центрального федерального округа |
Координатор Программы |
Министерство экономики Московской области |
Разработчики Программы |
Министерство экономики Московской области Министерство внешнеэкономических связей Московской области Министерство финансов Московской области Министерство промышленности и науки Московской области Министерство информационных технологий и связи Московской области Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области Министерство строительного комплекса Московской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области Министерство экологии и природопользования Московской области Министерство транспорта Московской области Министерство потребительского рынка и услуг Московской области Министерство культуры Московской области Министерство по делам печати и информации Московской области Топливно-энергетический комитет Московской области Комитет по труду и занятости населения Московской области |
Цели Программы |
Развитие инвестиционной деятельности в Московской области. Повышение инвестиционной привлекательности Московской области, способствующее росту как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику Московской области; увеличение доли высокотехнологичных и наукоемких производств. Достижение устойчивого социально-экономического развития Московской области. |
Задачи Программы |
Формирование механизмов административной, инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиций; снижение административных барьеров; формирование механизмов спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств; формирование благоприятных налоговых условий реализации инвестиций; формирование механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств; формирование благоприятных условий для внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством; формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса. |
Сроки реализации Программы |
2011-2013 годы |
Исполнители Программы |
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках средств, предусмотренных на реализацию мероприятий соответствующих долгосрочных целевых программ Московской области, ведомственных целевых программ, и за счет внебюджетных источников (средств организаций, российских и иностранных инвестиций). |
Планируемые целевые показатели реализации Программы |
Увеличение производительности труда (отношение роста валового регионального продукта к росту численности занятого населения) в 2013 году не менее чем на 15 процентов к уровню 2010 года; увеличение средней заработной платы; увеличение численности занятых в экономике Московской области; рост объемов производства товаров (работ, услуг); увеличение валового регионального продукта, производимого на территории Московской области; увеличение доходов консолидированного бюджета Московской области. Результативность реализации Программы оценивается путем регулярного расчета и анализа динамики указанных целевых показателей. Количественные и качественные показатели эффективности реализации мероприятий Программы, входящие в состав долгосрочных целевых программ Московской области и ведомственных целевых программ, определяются в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ Московской области и ведомственных целевых программ. |
Контроль за реализацией Программы |
Правительство Московской области, координатор Программы. |
1. Характеристика проблемы
В Московской области сосредоточен мощный экономический, финансовый и социальный потенциал, который сформировался благодаря выгодному экономико-географическому положению вблизи столицы, хорошо развитой транспортной сети, наличию высококвалифицированных трудовых ресурсов и эффективной экономической политике, проводимой Правительством Московской области.
Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность Московской области, являются:
выгодное географическое положение (через Московскую область проходят и обслуживаются практически все основные транзитные линии России);
развитая транспортная инфраструктура;
значительный промышленный, сельскохозяйственный и научно-технический потенциал;
наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность;
наличие квалифицированных трудовых ресурсов (высокий профессионализм научно-промышленных кадров и уровень образованности населения);
благоприятные природно-климатические условия, наличие рекреационных ресурсов.
По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2009-2010 годов, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", Московская область отнесена к регионам с высоким инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По инвестиционной привлекательности Московская область занимает 3 место после Москвы и Санкт-Петербурга (по итогам предыдущего рейтинга - 2 место после Москвы). Московской области удалось добиться существенного снижения инвестиционных рисков, переместившись с 31-го на 26-е место.
Восстановление положительной динамики экономического роста в Московской области началось со второй половины 2009 года.
По показателям своего развития Московская область входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации.
Общеэкономический оборот в 2010 году вырос на 20,7 процента и достиг почти 6 триллионов рублей.
Валовой региональный продукт по предварительной оценке вырос на 2,8 процента и превысил 2 триллиона рублей.
Индекс промышленного производства составил в 2010 году 111,9 процента, объем отгруженной продукции составил 1,4 триллиона рублей.
За 2010 год сальдо прибылей и убытков выросло на 24,8 процента к уровню 2009 года. Прибыль предприятий выросла на 28,2 процента и составила 248,4 млрд. рублей.
Объем работ и услуг по виду деятельности "строительство" увеличился на 8,9 процента.
На территории Московской области за 2010 год построено 7,9 миллиона квадратных метров жилья. По вводу жилья Московская область занимает первое место в Российской Федерации, что подтверждает инвестиционную привлекательность Московской области в сфере недвижимости.
Оборот оптовой торговли вырос в 2010 году на 32,1 процента и достиг 3,4 триллиона рублей.
Увеличился розничный товарооборот более чем на 7 процентов, объем которого в 2010 году превысил 1 триллион рублей.
Среднемесячная заработная плата за год выросла более чем на 9 процентов и в декабре 2010 года превысила 32 тысячи рублей.
Реальные доходы населения выросли на 4,2 процента.
Уровень зарегистрированной безработицы не превысил 1 процента.
Консолидированный бюджет Московской области в 2010 году исполнен в объеме 334 млрд. рублей (без доходов от предпринимательской деятельности), что на 19,2 млрд. рублей или на 6,1 процента больше, чем в 2009 году. Впервые за 10 лет консолидированный бюджет исполнен с профицитом, который составил 20,6 млрд. рублей.
Объем госдолга сократился на 16,9 млрд. рублей.
По объемам вложенных в экономику инвестиций Московская область занимает в Российской Федерации 5 место и 2 место в Центральном федеральном округе.
Активизации инвестиционной деятельности способствует повышение кредитного рейтинга. В декабре 2010 года Международным рейтинговым агентством Moody's прогноз по рейтингу Московской области был повышен с "негативного" на "стабильный". Повышение рейтинга обусловлено усилиями Правительства Московской области по проведению эффективной налоговой политики, сокращению долговой нагрузки и восстановлению ключевых секторов экономики после кризиса.
Инвестиционная активность является важным фактором инновационного развития и успешной модернизации экономики региона.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2006-2008 годах поступательно росли. Наибольший объем инвестиций в основной капитал поступил в 2008 году и достиг 481,6 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило 164,9 процента. Объем поступивших в 2008 году иностранных инвестиций возрос по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза и составил 6,7 млрд. долларов США. В результате активизации инвестиционной деятельности ускорилось обновление основных средств: коэффициент обновления основных фондов увеличился с 13,7 процента в 2005 году до 16,5 процента в 2008 году.
Однако, начиная с 2009 года, инвестиционная активность в Московской области резко снизилась. Мировой финансовый кризис серьезно отразился на динамике поступлений инвестиций в экономику Московской области. Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 37 процентов и составил 327,0 млрд. рублей. Иностранные инвестиции, поступившие в Московскую область за этот период, снизились на 32,3 процента и составили 4,5 млрд. долларов США. В результате снижения инвестиционной активности замедлилось обновление основных средств: коэффициент обновления основных фондов снизился с 16,5 процента в 2008 году до 12,3 процента в 2009 году.
За 2006-2009 годы в структуре инвестиций в основной капитал Московской области произошел ряд позитивных изменений. Возросло обеспечение инвестиционными ресурсами таких видов экономической деятельности, как транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оптовая и розничная торговля.
Так, доля инвестиций в основной капитал в транспорт и связь составляла 14,7 процента от общего объема инвестиций в экономику в 2005 году, в 2009 году инвестиции в основной капитал в транспорт и связь достигли 19,7 процента, что является важным для ускорения экономического роста, диверсификации структуры экономики области и развития информационно-коммуникационных технологий и услуг.
Наряду с этим, удельный вес вложений в основной капитал в обрабатывающие производства снижался, с 42,6 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2009 году.
Отличительной особенностью периода с 2006 по 2009 годы стало поддержание опережающих темпов роста инвестиций в основной капитал относительно динамики валового регионального продукта (далее - ВРП). Среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал за этот период составили 6,2 процента и превысили среднегодовые темпы прироста ВРП на 2,6 пункта. В предыдущем периоде с 2001 по 2005 годы среднегодовые темпы прироста инвестиций составляли 10,7 процента и превышали среднегодовые темпы прироста ВРП на 1,1 пункта.
Вместе с тем, доля инвестиций в основной капитал в ВРП за этот период значительно снизилась, с 25,6 процента в 2005 году до 19,8 процента в 2009 году. По данному показателю Московская область отстает от среднероссийского уровня на 0,7 процентных пункта и уступает ряду областей Центрального федерального округа - Белгородской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Смоленской, Тамбовской областям.
Реальный успех модернизации и инноваций требует формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего их выгодность бизнесу. Прямым следствием модернизации является рост производительности труда.
В 2009 году производительность труда в Московской области сократилась на 11 процентов, в целом по России - на 5,2 процента, при этом производительность труда в России отстает от мирового уровня в среднем от 3 до 5 раз. Низкий уровень производительности труда обусловлен использованием малоэффективных и устаревших технологий.
На конец 2009 года степень износа основных фондов в целом по экономике Московской области составила 38,6 процента, в оптовой и розничной торговле - 46,7 процента, в транспорте и связи - 40 процентов, в обрабатывающих производствах - 41,2 процента (из них: в металлургическом производстве - 54,6 процента, в производстве транспортных средств и оборудования - 45,9 процента, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 43,2 процента).
В 2010 году инвестиционная активность в Московской области продолжала снижаться, однако темпы снижения стали замедляться. По итогам 2010 года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по сравнению с соответствующим периодом 2009 года снизились на 13,4 процента и составили 345,3 млрд. рублей. Однако для решения структурных проблем экономики сложившийся уровень вложения инвестиций на развитие экономики и социальной сферы Московской области является недостаточным.
Основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность в Московской области (по данным выборочного обследования Росстата), являлись: недостаток собственных финансовых средств (на это указали 50 процентов руководителей организаций); высокий процент коммерческого кредита (33 процента); неопределенность экономической ситуации в стране (31 процент); инвестиционные риски (16 процентов).
Иностранные инвестиции, поступившие в Московскую область, возросли по сравнению с 2009 годом на 37,1 процента и составили 6,2 млрд. долларов США. По этому показателю Московская область заняла 2-е место среди субъектов Российской Федерации.
Однако докризисный уровень привлечения иностранных инвестиций не был достигнут. По сравнению с 2008 годом иностранные инвестиции снизились на 7,2 процента.
Общая величина прямых инвестиций составила 2,2 млрд. долларов США, или 35,5 процента от общего объема привлеченных иностранных инвестиций. По сравнению с 2009 годом иностранные инвестиции от прямых инвесторов возросли на 2,9 процента и снизились по сравнению с 2008 годом на 1,9 процента.
Основная причина невысокой инвестиционной активности - недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это объясняется наличием следующих проблем:
невысокие международные инвестиционные рейтинги Российской Федерации в целом;
последствия мирового экономического кризиса;
отсутствие федеральных и областных налоговых льгот для инвесторов в промышленных округах, технологических кластерах;
длительность и сложность согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов;
высокие риски проектов по производству инновационной продукции;
отсутствие стимулов для превращения инновационного сектора экономики в привлекательный для иностранных инвесторов;
высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;
отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Московской области;
высокая степень износа производственных фондов.
Правительство Московской области проводит целенаправленную работу по формированию привлекательного инвестиционного климата в Московской области.
В частности, регулярно принимается участие в российских и международных инвестиционных и экономических форумах, выставках и конференциях; на территории Московской области создаются промышленные округа, транспортно-логистические системы; технопарки; прорабатывается возможность создания кластеров на территории Московской области; осуществляется разработка нормативной правовой базы, позволяющей создать благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций.
Действующим законодательством Московской области предусмотрены различные формы государственной поддержки для инвесторов.
В рамках нормативного правового регулирования инвестиционного процесса в Московской области действуют законы, направленные на стимулирование инвестиционной активности путем создания благоприятных условий для инвестирования в регион и обеспечения инвесторов государственными гарантиями Московской области, правовой защитой и определения условий и порядка предоставления налоговых льгот:
Закон Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области N 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области";
Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области";
Закон Московской области N 159/2008-ОЗ "О долге Московской области".
Для создания мотивации инвестиционной деятельности приняты законы Московской области:
Закон Московской области N 15/2011-ОЗ "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Закон Московской области N 80/2011-ОЗ "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве".
В целях осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Московской области созданы и действуют Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Московской области, некоммерческая организация "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства", некоммерческая организация "Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства", некоммерческая организация "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Московской области".
В Московской области создана региональная система управления инвестиционным процессом, базирующаяся на рыночных методах и механизмах регулирования инвестиционной деятельностью.
Основой регулирования экономических и социальных отношений в Московской области является программно-целевой метод, модернизированный в соответствии с накопленным опытом, требованиями федерального законодательства, решениями Президента и Правительства Российской Федерации.
Долгосрочные целевые программы Московской области разрабатываются в целях достижения макроэкономических целей развития Московской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Московской области до 2020 года.
На территории Московской области утверждены и реализуются такие долгосрочные целевые программы Московской области (далее - ДЦП Московской области), как:
ДЦП Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 27.03.2009 N 241/12 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы";
ДЦП Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.12.2008 N 1185/50 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы";
ДЦП Московской области "Дороги Подмосковья на период 2009-2011 годов", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 30.06.2009 N 524/26 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Дороги Подмосковья на период 2009-2011 годов";
ДЦП Московской области "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 09.09.2008 N 795/33 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов".
Правительство Московской области считает важнейшим условием успешного развития экономики региона переход к инновационной модели развития.
В целях привлечения инвестиций в реализацию инновационных проектов в Московской области реализуется проект создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории г. Дубны Московской области (далее - ОЭЗ), решение о создании которой принято Правительством Российской Федерации 21 декабря 2005 года.
На территории особой экономической зоны планируется развивать информационные технологии, ядерно-физические и нанотехнологии, биотехнологии, проектирование сложных технических систем.
В настоящее время на территории особой экономической зоны зарегистрировано 75 организаций резидентов, реализующих проекты в области информационных технологий, ядерно-физических, медицинских, биотехнологий, проектирования сложных технических систем.
Всего на территории особой экономической зоны может быть создано до 13 тысяч рабочих мест.
В целях предоставления равного доступа на рынок производителей товаров и услуг, создания здоровой конкурентной среды на ключевых рынках Московской области принята Программа по развитию конкуренции в Московской области в 2010-2012 годах.
Реализация мероприятий Программы, в том числе, позволит сократить административные барьеры, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности.
В целях формирования благоприятных условий для повышения конкурентоспособности и развития экономики Московской области с учетом изменения мировой экономической конъюнктуры в 2009 году принята Программа действий по обеспечению конкурентоспособности и развития экономики Московской области, переобучению и трудоустройству населения, сокращению издержек в бюджетном секторе, включая поддержку мер по энергосбережению и ускоренную реализацию проектов модернизации коммунальных сетей.
Для формирования благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, привлечения финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства в Московской области реализуется долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 N 71/2 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы".
Сегодня Московская область занимает одно из доминирующих положений в общей картине развития предпринимательства в стране. По количеству малых предприятий с численностью работающих до ста человек и с оборотом менее 400 млн. рублей область занимает третье место в стране. По количеству работающих на предприятиях малого бизнеса также третье место. По привлечению инвестиций в основной капитал малыми предприятиями второе место, уступая только Краснодарскому краю, где идет строительство олимпийских объектов к Олимпиаде 2014 года.
Для обеспечения максимальной доступности всех предусмотренных указанной Программой форм прямой адресной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области действует государственная и муниципальная инфраструктура развития предпринимательства, включающая 26 территориальных торгово-промышленных палат, 18 муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 28 консультационно-информационных центров развития предпринимательства, 9 бизнес-инкубаторов, 9 территориальных центров подготовки кадров для малого предпринимательства, Государственное учреждение Московской области "Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства", Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Московской области, некоммерческая организация "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства", некоммерческая организация "Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства", некоммерческая организация "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Московской области" и более 70 организаций, представляющих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области.
В Московской области реализуется или предполагается к реализации ряд инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства, среди них проекты по строительству автомобильных дорог с использованием их на платной основе:
автодорога МКАД - Ногинск - Орехово-Зуево;
строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург;
реконструкция автомагистрали М-4 "Дон" (км 21 - км 117);
строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск (Северный обход г. Одинцово);
проект по строительству, реконструкции и обустройству Центральной кольцевой автомобильной дороги и другие.
С целью привлечения иностранных инвестиций Правительство Московской области проводит активную политику по развитию внешнеэкономических связей.
В настоящее время действуют 20 совместных документов, заключенных Правительством Московской области с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами исполнительной власти зарубежных государств.
Обеспечение высокого уровня эффективности и объема иностранных инвестиций способствует повышению конкурентных преимуществ региона и формированию его положительного имиджа как субъекта Российской Федерации со стабильной социально-политической обстановкой и благоприятным инвестиционным климатом.
Привлечение иностранных инвестиций для создания новых производств, а также развития и модернизации уже существующих, является одним из важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на динамику и стабильность развития экономики Московской области.
В настоящее время в условиях конкуренции между регионами Российской Федерации за привлечение инвесторов на свои территории возникла необходимость принятия данной Программы, предусматривающей комплекс мер для дальнейшего улучшения инвестиционного климата, предпринимательства и инновационной среды в Московской области.
Программа предполагает проведение мероприятий по активизации усилий по развитию экономики, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест, организации высокоэффективного инвестиционного процесса.
Программа нацелена на повышение инвестиционной привлекательности Московской области, что будет способствовать притоку как отечественных, так и иностранных инвестиций в широком спектре производственной деятельности, опережающему вводу производственных мощностей с высокой производительностью рабочих мест, увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких производств.
Практическая реализация мероприятий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года способна обеспечить реальное улучшение инвестиционного климата.
2. Сведения о координаторе Программы, исполнителях и разработчиках Программы
Координатором Программы является Министерство экономики Московской области.
Разработчиками Программы являются Министерство экономики Московской области; Министерство внешнеэкономических связей Московской области; Министерство промышленности и науки Московской области; Министерство финансов Московской области; Министерство информационных технологий и связи Московской области; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области; Министерство строительного комплекса Московской области; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Министерство транспорта Московской области; Министерство потребительского рынка и услуг Московской области; Министерство культуры Московской области; Министерство по делам печати и информации Московской области; Топливно-энергетический комитет Московской области; Комитет по труду и занятости населения Московской области.
Исполнителями Программы являются центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации всех форм собственности, привлекаемые к реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Цели и задачи Программы
Цели Программы - развитие инвестиционной деятельности в Московской области; повышение инвестиционной привлекательности Московской области, способствующее росту как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику Московской области; увеличение доли высокотехнологичных и наукоемких производств; достижение устойчивого социально-экономического развития Московской области.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
формирование механизмов административной, инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиций;
снижение административных барьеров;
формирование механизмов спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
формирование благоприятных налоговых условий реализации инвестиций;
формирование механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;
формирование благоприятных условий для внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством;
формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.
4. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.
5. Система программных мероприятий
Программа содержит перечень мероприятий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года (приложение к Программе) по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой основы инвестиционной деятельности;
разработка и реализация инвестиционных программ Правительства Московской области, долгосрочных целевых программ Московской области и ведомственных целевых программ для привлечения внебюджетных инвестиций;
создание благоприятной для инвестиций административной среды;
создание инфраструктуры для инвестиций;
формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
налоговое стимулирование инвестиций;
формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций;
кадровое обеспечение инвестиционного процесса.
6. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит активизировать инвестиционную деятельность, обеспечить реальное улучшение инвестиционного климата в Московской области и достичь устойчивого социально-экономического развития.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
формирование благоприятного инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики Московской области;
рост в экономике доли малого и среднего бизнеса;
масштабный рост высокотехнологичных производств;
рост высокопроизводительных современных рабочих мест;
рост объемов производства;
рост конкурентоспособности промышленности Московской области;
рост средней заработной платы.
7. Ресурсное обеспечение и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках средств, предусмотренных на реализацию мероприятий соответствующих долгосрочных целевых программ Московской области, ведомственных целевых программ и за счет внебюджетных источников (средств организаций, российских и иностранных инвестиций).
8. Состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятий Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Московской области.
Оперативное управление и текущий контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет координатор Программы - Министерство экономики Московской области.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области ежеквартально до 10 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в Министерство экономики Московской области отчет о ходе выполнения мероприятий Программы.
Министерство экономики Московской области направляет в Правительство Московской области информацию о ходе реализации Программы за год не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным годом.
Приложение
Перечень
мероприятий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года
N п/п |
Наименование мероприятия по реализации Программы |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Раздел 1. Совершенствование нормативной правовой основы инвестиционной деятельности | |||
1.1. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 14.04.2004 N 211/11 "О порядке рассмотрения инвестиционных проектов, реализуемых или предполагаемых к реализации на территории Московской области" |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
1.2. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Московской области |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
1.3. |
Реализация законодательной инициативы по внесению изменений в Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (в части наделения органов местного самоуправления наукоградов правами на создание и обеспечение условий для осуществления научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности)" |
2011 год |
Министерство промышленности и науки Московской области |
1.4. |
Разработка нормативных актов Московской области по конкретным промышленным округам |
2011-2013 годы |
Министерство экономики Московской области |
1.5. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области об утверждении Порядка передачи имущества, находящегося в собственности Московской области, в доверительное управление (в соответствии с Законом Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области") |
2011 год |
Министерство имущественных отношений Московской области |
1.6. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области об утверждении Порядка участия имущества, находящегося в собственности Московской области, в уставном капитале хозяйственного общества (в соответствии с Законом Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области") |
2011 год |
Министерство имущественных отношений Московской области |
1.7. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области об утверждении Порядка участия имущества, находящегося в собственности Московской области, в уставных фондах государственных унитарных предприятий (в соответствии с Законом Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области") |
2011 год |
Министерство имущественных отношений Московской области |
1.8. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области об утверждении Порядка передачи имущества, находящегося в собственности Московской области, на условиях концессионного соглашения (в соответствии с Законом Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области") |
2011 год |
Министерство имущественных отношений Московской области |
1.9. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области об утверждении Порядка заключения договора об участии Московской области в собственности субъекта инвестиций при предоставлении инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным учреждением Московской области и государственным унитарным предприятием Московской области |
2011 год |
Министерство имущественных отношений Московской области |
1.10. |
Разработка проекта закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области N 88/2009-ОЗ "Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области" (в части распространения его действия на объекты культурного наследия) |
2012 год |
Министерство имущественных отношений Московской области; Министерство культуры Московской области |
Раздел 2. Разработка и реализация инвестиционных программ Правительства Московской области, долгосрочных целевых программ Московской области и ведомственных целевых программ для привлечения внебюджетных инвестиций | |||
2.1. |
Реализация Программы Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2011 года (в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.04.2011 N 377/15 "О продлении срока реализации Программы Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2010 года на 2011 год") |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
2.2. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области о разработке инвестиционной программы Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2015 года |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
2.3. |
Разработка проекта инвестиционной программы Правительства Московской области "Утилизация и переработка твердых бытовых и промышленных отходов на территории Московской области на период 2011-2015 годов" |
2011 год |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области |
2.4. |
Разработка проекта ведомственной целевой программы "Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области" |
2011 год |
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области |
2.5. |
Разработка проекта программы Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций) |
2011 год |
Министерство финансов Московской области |
2.6. |
Разработка инвестиционной программы Московской области "Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2012-2015 годах" (в соответствии с Планом мероприятий для совместных решений в рамках взаимодействия Правительства Москвы и Правительства Московской области, утвержденным Мэром Москвы С.С. Собяниным и Губернатором Московской области Б.В. Громовым от 26.11.2010) |
2011 год |
Министерство транспорта Московской области |
2.7. |
Разработка проекта ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в научно-промышленном комплексе Московской области" |
2011 год |
Министерство промышленности и науки Московской области |
2.8. |
Реализация долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2009 N 233/7 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов" |
2011-2012 годы |
Министерство информационных технологий и связи Московской области |
2.9. |
Внесение изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области на 2009-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 04.09.2008 N 779/33 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области на 2009-2012 годы" (в части включения мероприятий по предынвестиционной подготовке объектов культурного наследия) |
2012 год |
Министерство культуры Московской области |
3. Создание благоприятной для инвестиций административной среды | |||
3.1. |
Подготовка предложений по созданию специализированной структуры управления инвестиционными проектами |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
3.2. |
Разработка Плана мероприятий по активизации работы по привлечению отечественных и зарубежных инвестиций |
2011 год |
Министерство экономики Московской области; Министерство внешнеэкономических связей Московской области |
3.3. |
Организация работы по заключению соглашений о сотрудничестве Московской области с органами исполнительной власти иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств (по поручению Губернатора Московской области) |
2011-2013 годы |
Министерство внешнеэкономических связей Московской области |
3.4. |
Анализ хода реализации инвестиционных проектов на территории Московской области, выявление проблемных вопросов и оказание содействия в их решении |
2011-2013 годы |
Министерство экономики Московской области; Министерство промышленности и науки Московской области; Министерство внешнеэкономических связей Московской области; Министерство информационных технологий и связи Московской области; Министерство строительного комплекса Московской области; Министерство потребительского рынка и услуг Московской области |
3.5. |
Подготовка предложений по организации участия представителей Правительства Московской области в работе международных межправительственных комиссий по сотрудничеству с иностранными государствами |
2011-2013 годы |
Министерство внешнеэкономических связей Московской области |
3.6. |
Подготовка предложений к участию Правительства Московской области в работе совместных рабочих групп по координации сотрудничества Московской области с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств |
2011-2013 годы |
Министерство внешнеэкономических связей Московской области |
3.7. |
Организация участия Московской области в международных выставках в России и за рубежом |
2011-2013 годы |
Министерство внешнеэкономических связей Московской области |
4. Создание инфраструктуры для инвестиций | |||
4.1. |
Мониторинг свободных производственных площадей организаций промышленности и науки с целью создания на их базе индустриальных парков |
2011-2013 годы |
Министерство промышленности и науки Московской области |
4.2. |
Разработка механизмов развития и стимулирования малоэтажного жилищного строительства, определение механизмов формирования коммунальной инфраструктуры и создание предпосылок к снижению стоимости жилья за счет использования энергоэффективных и экологичных технологий |
2011 год |
Министерство строительного комплекса Московской области; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области |
4.3. |
Разработка предложений о развитии инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования Московской области |
2011 год |
Министерство образования Московской области |
5. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций | |||
5.1. |
Оказание содействия организации деятельности Фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Московской области |
2011-2013 годы |
Министерство экономики Московской области |
5.2. |
Организация взаимодействия Московской области с инвестиционными фондами, кредитными организациями, специализированными финансовыми учреждениями с целью финансирования и поддержки инвестиций в Московской области |
2011-2013 годы |
Министерство экономики Московской области |
5.3. |
Оказание содействия организации деятельности Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Московской области |
2011-2013 годы |
Министерство экономики Московской области |
6. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств | |||
6.1. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Московской области (участие в выставках, конференциях, бизнес-семинарах, освещение мероприятий в прессе, размещение материалов на Интернет-сайтах и т.д.) |
2011-2013 годы |
Министерство внешнеэкономических связей Московской области; Министерство экономики Московской области; Министерство промышленности и науки Московской области; Министерство по делам печати и информации Московской области; Министерство строительного комплекса Московской области; Министерство потребительского рынка и услуг Московской области; Топливно-энергетический комитет Московской области; Министерство информационных технологий и связи Московской области |
6.2. |
Разработка предложений по созданию представительства Европейского Информационного Корреспондентского центра в Московской области |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
6.3. |
Разработка предложений по созданию представительства Фонда содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
7. Налоговое стимулирование инвестиций | |||
7.1. |
Разработка проекта закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" |
2011 год |
Министерство экономики Московской области; Министерство финансов Московской области |
7.2. |
Разработка проекта постановления Правительства Московской области об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов по уплате налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет Московской области, и региональных налогов, а также обеспечение реализации механизма предоставления инвестиционного налогового кредита как источника стимулирования инвестиций |
2011-2013 годы |
Министерство экономики Московской области; Министерство финансов Московской области |
8. Формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций | |||
8.1. |
Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала для территориальных сетевых организаций |
2011-2013 годы |
Министерство экономики Московской области |
8.2. |
Подготовка предложений Губернатору Московской области по внесению изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в части передачи полномочий по государственному регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры на уровень субъекта Российской Федерации) |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
8.3. |
Разработка и утверждение методики оценки инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов коммунального назначения с привлечением средств инвесторов в форме надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и тарифа на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры (в соответствии с долгосрочной целевой программой Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.03.2009 N 241/12 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы") |
2011 год |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области |
9. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса | |||
9.1. |
Подготовка предложений по вопросам подготовки кадров для приведения в соответствие рынка труда и рынка образовательных услуг |
2011-2013 годы |
Министерство образования Московской области |
9.2. |
Подготовка предложений по созданию на базе Международного университета природы, общества и человека "Дубна" Центра подготовки и переподготовки кадров для инновационной инфраструктуры |
2011 год |
Министерство экономики Московской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа направлена на повышение инвестиционной привлекательности Московской области, увеличение доли высокотехнологичных и наукоемких производств, достижение устойчивого социально-экономического развития региона. Закреплены основные задачи в указанной сфере (формирование механизмов административной, инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиций; снижение административных барьеров; создание благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса и др.). Программа рассчитана на 2011-2013 гг., оговорены условия ее финансирования в указанный период.
Охарактеризованы проблемы, являющиеся причиной невысокой инвестиционной активности на территории субъекта РФ.
Представлена система программных мероприятий.
Ожидается, что успешное выполнение Программы позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат, увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике, повысить объемы производства, обеспечить конкурентоспособность промышленности, рост средней заработной платы.
Контроль за реализацией мероприятий обеспечивается Правительством Московской области и координатором Программы - Министерством экономики.
Постановление Правительства Московской области от 30 июня 2011 г. N 616/23 "Об утверждении Программы действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года"
Текст постановления опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 13 июля 2011 г., N 124; в "Информационном вестнике Правительства Московской области", август 2011 г., N 8