В соответствии с программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 1101-р, и поручением Губернатора Московской области Б.В. Громова постановляю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату распоряжения Правительства Российской Федерации N 1101-р следует читать "от 30 июня 2010"
1. Утвердить программу по повышению эффективности бюджетных расходов Шатурского муниципального района на период до 2012 года (прилагается).
2. Организационному отделу (Терентьева Е.В.) опубликовать постановление в СМИ.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального района Емельянова О.А.
Глава муниципального района |
А.Д. Келлер |
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов Шатурского муниципального района на период до 2012 года
(утв. постановлением администрации Шатурского муниципального района от 6 июля 2011 г. N 1483)
Паспорт программы
Наименование программы |
Повышение эффективности бюджетных расходов Шатурского муниципального района на период до 2012 года |
Основания для разработки программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
Заказчик программы |
Администрация Шатурского муниципального района |
Разработчик программы |
Финансовое управление администрации Шатурского муниципального района |
Цели программы |
Цель программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района по выполнению полномочий и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации целей социально-экономического развития Шатурского муниципального района |
Задачи программы |
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Шатурского муниципального района |
Сроки реализации программы |
2011-2012 гг. |
Исполнители программы |
Органы Администрации Шатурского муниципального района |
Ожидаемые конечные результаты |
Экономия и повышение эффективности бюджетных расходов |
I. Необходимость разработки и реализации программы
Реформы по формированию современной системы управления муниципальными финансами, проведенные в последние годы в Российской Федерации, создали предпосылки для получения реального результата по повышению эффективности бюджетных расходов.
Разработка и принятие данной Программы позволит придать целостный и системный характер мероприятиям по повышению эффективности бюджетных расходов путем регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы, четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса, организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств, поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.
II. Цели и задачи программы
Цель программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации целей социально-экономического развития муниципального образования.
Для достижения цели программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района;
обеспечение целевого назначения бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района, в том числе за счет публичности показателей их деятельности;
Для решения указанных задач в 2011-2012 годах необходимо осуществить работу по следующим направлениям:
- поэтапная подготовка к утверждению "программного" бюджета;
- на этапе формирования прогноза бюджета обеспечить разграничение текущих расходов и расходов на реализацию муниципальных целевых программ;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- развитие муниципального финансового контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- повышение эффективности взаимодействия местной власти и населения путем обеспечения населения информацией об основных направлениях деятельности органа местного самоуправления, достигнутых и ожидаемых результатах.
III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Шатурского муниципального района
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Шатурского муниципального района является необходимым условием решения задач Программы.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
сокращение бюджетного дефицита, муниципального долга;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации или сокращения ранее принятых обязательств в случае необходимости;
систематический анализ и оценка рисков для бюджета Шатурского муниципального района
IV. Муниципальные программы
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления, предлагается активнее внедрять программно-целевой принцип организации деятельности.
Для совершенствования методов программно-целевого планирования, необходимо обеспечить, чтобы муниципальные целевые программы:
- были направлены на реализацию муниципальных приоритетов;
- включали в себя четкие количественные измерители результатов, которых планируется достичь по итогам выполнения программ;
- определены органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию (достижение конечных результатов) программ;
- охватывали все сферы деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований;
- были реалистичны и учитывали существующие бюджетные ограничения;
- включали механизм мониторинга достижения заявленных результатов.
V. Переход к программной структуре расходов бюджета
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета Шатурского муниципального района в соответствии с измененной бюджетной классификацией Российской Федерации.
Органы местного самоуправления Шатурского муниципального района определяют целесообразность, порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав муниципальных программ и их подпрограмм.
Утвержденные муниципальные программы, а также в дальнейшем отчеты об их реализации Администрация Шатурского муниципального района представляет в Совет депутатов Шатурского муниципального района.
Программная структура должна будет охватывать большую часть расходов бюджета Шатурского муниципального района.
VI. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района являются:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров при выполнении полномочий органами местного самоуправления Шатурского муниципального района;
- сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих с учетом установленных нормативов;
- переход на оказание услуг в электронной форме;
- широкое использование информационных технологий, повышение открытости деятельности администрации путем обеспечения доступа к информации о ее деятельности в сети Интернет.
Структурными подразделениями администрации должны быть разработаны планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения, предусматривающие параметры отчетности об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, критерии для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района является повышение эффективности управления муниципальной собственностью по следующим основным направлениям:
упорядочение состава муниципального имущества Шатурского муниципального района и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности Шатурского муниципального района, оформление прав на них;
проведение прозрачных процедур по передаче в аренду муниципального имущества;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети муниципальных организаций;
VII. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Целями данного направления программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров; создание условий для оптимизации бюджетной сети;
эффективное использование и дальнейшее развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
не допущение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
Для достижения указанных целей в соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
В целях реализации задач необходимо установить новый механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений Шатурского муниципального района (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
перевод со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставление прав бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключение субсидиарной ответственности муниципального образования по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширение прав бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает учредитель соответствующего учреждения - администрация Шатурского муниципального района.
VIII. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету Шатурского муниципального района и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют совершенствования системы муниципального финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления.
В этих целях необходимо:
уточнить полномочия органов местного самоуправления Шатурского муниципального района по осуществлению внутреннего финансового контроля, разработав Положение о требованиях к деятельности по осуществлению муниципального финансового контроля в Шатурском муниципальном районе;
организовать действенный контроль за эффективностью использования ассигнований из бюджета Шатурского муниципального района, определив критерии эффективности и результативности их использования;
организовать координацию развития и методологического обеспечения системы внутреннего финансового контроля, направленной на соблюдение всех процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, соблюдение административных регламентов, осуществление мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов;
использовать методы последующего бюджетного контроля по выявлению и пресечению предоставления недостоверной отчетности о непосредственных результатах исполнения муниципальных заданий и муниципальных программ.
IX. Формирование комплексной муниципальной контрактной системы
Для формирования комплексной контрактной системы первоочередными задачами на 2011-2012 годы являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно - планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
В рамках прогноза социально-экономического развития в настоящее время разрабатывается прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, является официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
За счет функционирования такого сайта обеспечивается возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
Муниципальный заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг формируется с целью обеспечения максимальной эффективности и экономичности закупок товаров (работ, услуг), развития добросовестной конкуренции среди исполнителей, обеспечения объективности при размещении муниципального заказа, достижения открытости в использовании средств бюджета муниципального района.
Муниципальный заказ формируется с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Шатурского муниципального района на основе предложений по объему и укрупненной номенклатуре, а также прогнозируемой стоимости продукции и утвержденных годовых планов-графиков закупок.
Дальнейшее развитие контрактных отношений будет направлено на создание прозрачной, справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов.
X. Обеспечение полноты поступления доходов.
В настоящее время средства бюджета сконцентрированы на едином счете местного бюджета, открытом в органах Федерального казначейства.
Одним из направлений по обеспечению полноты поступления доходов в местный бюджет является повышение эффективности работы главных администраторов (администраторов) доходов бюджета муниципального образования при взаимодействии с казначейскими и налоговыми органами.
Основной акцент их деятельности следует перенести с работы по выявлению и уточнению невыясненных поступлений на проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения невыясненных поступлений. Это потребует организовать разъяснительную работу, контроль за регулярностью осуществления платежей и правильностью заполнения плательщиками реквизитов в платежных документах по уплате арендной платы за земельные участки и муниципальное имущество, доходам от продажи муниципального имущества, доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции и др.
Необходимо активизировать работу межведомственной комиссии по мобилизации доходов местного и областного бюджетов, созданной распоряжением главы Шатурского муниципального района от 02.12.2004 г. N 2940р, в сфере сокращения задолженности по налогам и сборам в местный бюджет.
Для проведения анализа и планирования поступлений доходов в местный бюджет, подготовки информации для работы межведомственной комиссии по мобилизации доходов местного и областного бюджетов необходимо поддержание в актуальном состоянии программы "Доход", позволяющей определять поступления в бюджеты всех уровней не только в разрезе налогов, но и налогоплательщиков, и взаимодействие с налоговыми органами.
Проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, позволит выявить неиспользуемое (бесхозное) и установить направления его эффективного использования
XI. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В соответствии с новыми требованиями к составу и качеству информации о финансовой деятельности и ее результатах в Шатурском муниципальном районе будет продолжено развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
Дополнительно к материалам по проекту и решению о бюджете, исполнению бюджета Шатурского муниципального района, о проведении публичных слушаний бюджета, в официальном печатном издании - Ленинская Шатура , на сайте района будут размещаться:
результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных и муниципальных услуг;
требования к качеству предоставления бюджетных и муниципальных услуг и результаты оценки соответствия качества фактически предоставленных бюджетных и муниципальных услуг утвержденным требованиям;
планируемые и фактические результаты перевода муниципальных учреждений в новые организационно-правовые формы деятельности;
результаты мониторинга и контроля за исполнением муниципальных заданий;
ведомственных и долгосрочных целевых программ, отчеты о ходе реализации и рейтинги их эффективности;
информация о состоянии кредиторской задолженности главных распорядителей бюджетных средств, в том числе просроченной;
отчет о результатах деятельности финансового управления Шатурского муниципального района за отчетный финансовый год.
Публикация вышеуказанной информации в открытом доступе позволит обеспечить подотчетность и контроль за эффективностью деятельности органов местного самоуправления Шатурского муниципального района, создать взаимоувязку стратегического и бюджетного планирования, принять участие всем жителям Шатурского муниципального района в обсуждении нормативных правовых актов в финансово-бюджетной сфере.
В свою очередь внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления финансами и создать условия для принятия обоснованных управленческих решений по их использованию.
XII. Организация реализации программы
Организация выполнения мероприятий программы будет осуществляться по утвержденному плану на очередной год с учетом итогов предыдущих этапов ее реализации.
Исполнение Плана мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" на территории Шатурского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Шатурского муниципального района от 27.12.2010 N 3540.
Бюджет предполагается разрабатывать с учетом достигнутых промежуточных результатов реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана с целью создания условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района по выполнению полномочий и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации целей социально-экономического развития. Задача Программы заключается в обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования.
Срок реализации Программы - 2011-2012 годы. Предусмотрены: переход к программной структуре расходов бюджета; оптимизация функций муниципального управления; развитие системы муниципального финансового контроля; увеличение эффективности предоставления муниципальных услуг; формирование комплексной муниципальной контрактной системы; развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
В результате ожидается экономия и повышение эффективности бюджетных расходов.
Постановление Администрации Шатурского муниципального района Московской области от 6 июля 2011 г. N 1483 "Об утверждении программы по повышению эффективности бюджетных расходов Шатурского муниципального района на период до 2012 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Ленинская Шатура" от 21 июля 2011 г., N 28